Особенности первобытной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:26, реферат

Краткое описание

Однако культура – это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоёв.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
Первобытная эпоха……………………………………………….3
Ранние формы религиозных представлений………………….4
Особенности первобытной культуры………………………….5
Цивилизация древнего Египта…………………………………6
Цивилизация древней Месопотамии…………………………..8
Древнеиндийские цивилизации……………………………….10
Древнекитайская цивилизация………………………………..12
Древне японская цивилизация………………………………...13
Выводы……………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

особенности первобытной культуры.docx

— 44.52 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………2

Первобытная эпоха……………………………………………….3

Ранние формы  религиозных представлений………………….4

Особенности первобытной  культуры………………………….5

Цивилизация древнего Египта…………………………………6

Цивилизация древней  Месопотамии…………………………..8

Древнеиндийские цивилизации……………………………….10

Древнекитайская цивилизация………………………………..12

Древне японская цивилизация………………………………...13

Выводы……………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для начала необходимо определить что такое культура. Слово «культура» принадлежит, наверное к числу наиболее часто встречающихся. По, существу, в понятие культура включают всё, создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык,морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п.

Однако культура – это не только система ценностей, но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного прогресса являются цели, возможности и способы распространения и использования культурных ценностей среди различных социальных слоёв.

Таким образом, культура-это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первобытная эпоха 

Первобытная эпоха — это наибольший период в истории человечества — от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру — что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV—начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру. 
В течение первобытной эпохи происходили такие процессы: 
антропогенез — биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида «человека разумного» (Homo Sapiens), а также основных человеческих рас; 
формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка; 
расселение человечества по всем континентам; 
переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство); 
социогенез — формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации; 
появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем. 
 
Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры. 
 
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения. 

Ранние формы  религиозных представлений 
 

К древнейшим по своему происхождению  формам религии относятся: магия, 
фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей. 
Тотемизм – это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть какой-то вид животных, реже растений, предметов или явлений природы. Род носил имя тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил, что находится с ним в кровном родстве. Считалось, что тотем помогает сородичам, поэтому его нельзя было убивать, причинять ему вред и употреблять в пищу. Тотемизм идеологически отражал связь рода с природной средой.  
Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Анимистические верования связаны с одушевлением природы. Ученые подчеркивают тот факт, что представления о нематериальном (или раздвоении материального) свидетельствовало об относительном развитии абстрактного мышления у первобытного человека, а это длительный этап эволюции его интеллекта, накопления жизненного опыта. Поэтому исходными видами религиозных воззрений были вероятнее всего тотемизм и магия.  
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например, пещер, камней, деревьев, определенных орудий труда или предметов обихода, а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Фетишем становилась спасшая людей от бури пещера, насытившее их после голодовки дерево, добывшее пищу копье и т.д.  
Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы. Человек считал, что с помощью определенных действий и слов, он может помогать или вредить людям, обеспечивать добычу или неудачу в промысле, вызывать или прекращать бурю. Различают производственную или промысловую, лечебную, любовную и прочую магию. При этом магия может быть «белой» (охранительной) и «черной» (вредоносной).Со временем религиозные представления и культы усложняются, приобретают эклектичный характер. Они смешиваются между собой, образуя почитание одновременно семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов. Постепенно возникает иерархия объектов культа – от обычных духов до нескольких особенно могущественных божеств (космических, природных явлений, плодородия, войны). Новым этапом в духовной культуре человека становится утверждение политеизма, т.е. веры во множество богов и поклонение им. 

Особенности первобытной  культуры

 

Особенности изучения первобытной  культуры, зародившейся в древнейший период истории вместе с человеком  разумным, осложнены отсутствием  письменных источников и недостаточной  базой археологических данных. Поэтому  разные науки прибегают к реконструкции  тех или иных эпизодов истории  этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития. Чаще всего в такой роли выступают  австралийские аборигены, племена  Центральной Африки и др. 
     Чем характеризовалась культура первобытных народов? Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Приспособление к жизни окружающей природы (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители - тотемы. Имя тотема рода часто вплеталось в титул египетских императоров, закреплялось в именах, в поздние времена в фамилиях людей разных национальностей. Так, тотемом египетских фараонов был сокол, который на скульптурах изображался сидящим на спине фараона. Капризы природы, смена времен года, стихийные бедствия - все это находило отражение в сознании первобытных и древних людей, награждавших силы природы душой (анимизм), уподоблявших их богам, имевшим судьбы и характеры, подобные человеческим (мифология). Умственные возможности первых людей намного опережали их материальное положение, что и приводило к совершенствованию примитивных орудий труда, развитию технологий обработки камня, металла и др. 
     Жизнь первобытного общества была основана на бесприкословном подчинении индивида коллективу, для чего существовало множество запретов (табу). Самым страшным наказанием было изгнание из рода. 
     Семья в современном понимании этого явления еще не сложилась. Главной задачей всех живущих было сохранение рода как условие обеспечения жизни тотема, этому подчинялась мораль. Поэтому существовало множество форм брака: кросс-кузенные браки (брачующимися могли быть дети двоюродных сестер и братьев, но только по мужской линии); общие жены для нескольких мужчин. Дети одного возраста от разных родителей считались братьями. Поскольку установить отцовство в таких семьях было невозможно, то наследство передавалось по материнской линии. 
     

Первобытные культуры оставили в наследие будущим поколениям:

  • настенную и наскальную живопись (настенная живопись в Чатал-Хююке, пещеры Альтамира, Ляско, Капова пещера и др.)
  • скульптурные изображения животных и человека;
  • множество оберегов - ювелирных украшений, ритуальных предметов
  • расписные гальки - чуринги, глиняные пластины как наивные представления о душе человека и многое другое.

Созданное в период предыстории  вошло в культурную память народов  поздних эпох, утратив многие первоначальные смысловые аспекты. 
     Переход от предыстории к истории происходит в процессе образования первых городов-государств, появления письменности, институтов власти, церкви, армии и начинается с IV-III тысячелетий до н. э. Ранее всего образование государств проходило на землях, свободных от оледенения. Это были земли Африки, Юго-Западной, Южной, Центральной и Восточной Азии. Уже в это время здесь складывается основа традиционных культур, которые переживут многие века и тысячелетия и доживут до Новейшего времени, до наших дней. 
     Самые ранние государственные образования возникли:

  • на территории Древнего Египта (4-3 тыс. до н.э.),
  • на землях Месопотамии (3 тыс. до н.э.),
  • по течению рек Инда (2400 лет до н.э.), Хуанхэ (2 тыс. до н.э.) и т.д.

 

Цивилизация древнего Египта

 

Эта цивилизация характеризуется  как речная. Воды Нила обеспечивали в пустынной местности процветание древним людям. Они создали систему ирригационных сооружений, чтобы удержать воду на полях. Поля египтян до сих пор напоминают школьные тетради, расчерченные на клеточки. Астрономические наблюдения, наблюдения за поведением рыб, приливами и отливами моря позволяли предсказывать время разлива вод Нила, орошения прибрежных земель, рассчитать время посева зерна. Зерно бросали в жидкую грязь и втаптывали его с помощью скота, который выгоняли на поля. В теплой влажной земле зерно успевало прорасти до наступления иссушающей жары. Зерно перетирали вручную на плоских каменных терках, лежащих на земле. В муке было много песка, стиравшего до срока зубы египтян. Египтяне были хорошими садоводами, научились селекции растений, разводили пчел. В загонах для скота содержались вместе одомашненные и еще дикие животные. Строительство речных судов позволяло им путешествовать, перевозить грузы из разных стран, вести морские сражения.  
     Для вечной жизни фараонов и вельмож строили храмы и усыпальницы из камня, для повседневной жизни простых людей из сырцового кирпича, не предназначенного для вечности. До наших дней сохранились такие усыпальницы, как:

  • ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара
  • пирамиды в Гизе - Хеопса, Хефрена и Микерина
  • поминальные храмы в Дейр-эль-Бахри, Карнаке, Луксоре и других городах.

Древнеегипетская архитектура  была монументальной, долговечной. На ее строительство сгоняли тысячи рабов, которых нещадно эксплуатировали. Рабов в Египте называли "живые  мертвые". Древнеегипетская скульптура, как вообще скульптура, родилась из нужд погребального культа. Древние  египтяне смолоду готовились к загробной  жизни, считая, что и после смерти жизнь души будет продолжена. Для  сохранения тела-вместилища души египтяне использовали приемы мумифицирования  тел умерших (как и другие народы в древнее время, например, некоторые  скифские племена), а также изготовления посмертных масок или прижизненных портретов. Такие маски должны были в точности передавать черты лица умершего. В местах захоронений ныне обнаруживают прижизненно созданные  скульптурные и живописные портреты. Особую художественную ценность имеют портреты из местечка Файюм. Усыпальницы богато расписывались, в рисунках точно передавалось содержание трудовых процессов, особенности образа жизни, одежды, технологий изготовления тех или иных предметов.  Государства Древнего Египта были сакральными централизованными деспотиями, опирающимися на разветвленный бюрократический аппарат и жреческую касту. Личность фараона обожествлялась. 
     Обожествлялось и знание, которое было доступно лишь жрецам. Жреческие коллегии были многоступенчатыми и закрытыми для посторонних. Жрецы не допускали к знаниям даже фараонов. Сведения, имеющиеся в их распоряжении, шифровались. Тем не менее, сохранилось множество математических, медицинских, астрономических и других папирусов. Египтяне знали десятичную систему счисления, принципы вычисления поверхности треугольника, трапеции, круга. Ими был составлен календарь, согласно которому год делился на 365 дней и 12 месяцев. Древнеегипетская письменность имела несколько форм: иероглифику, письмо по камню и скоропись на папирусе. Существовали школы писцов и касты писцов. В Древнем Египте была многожанровая литература (приключения, жизнеописания, сказания, наставления, песни, плачи, мифологические сказания и др.).  
     Как и у всех народов, пантеон богов отражал силы природы, высшие космические силы. Облики богов древних египтян изменялись с течением времени. Они имели зооморфную, полузооморфную и, наконец, полностью антропоморфную форму. В мифологических сказаниях боги жили страстями людей. Легенды из жизни богов пересказывались, видоизменялись на протяжении многих веков. При возникновении монотеистической религии многое из религиозных представлений и ритуалов древних египтян вошло в арсенал христианства. Египтяне поддерживали торговые связи со многими государствами Малой Азии, воевали с ними, были завоеваны выходцами из разных стран. Так их культура впитывала новое и отдавала свое содержание другим народам, среди которых были месопотамцы.

 

Цивилизация древней  Месопотамии

 

Особенностью месопотамской  цивилизации, в отличие, например, от египетской или греческой, являлся  подвижный характер культурных центров: возникнув на одном месте, они  через некоторое время прекращали свое существование под натиском завоевавших их племен. Многие государства  были уничтожены завоевателями, их население  переселено в другие земли. Даже сами завоеватели растворялись в завоеванных  народах, утрачивали свой язык и обычаи. Культуру древней Месопотамии заложили племена шумеров и аккадских  семитов в IV тысячелетии до н. э. Обширные степи позволяли разводить скот, орошаемые земли - заниматься садоводством и огородничеством, полезные ископаемые давали металлы. Между Тигром и Евфратом возникают крупные поселения, города-государства, занимаемые разными племенами. Разливы  рек, смывавшие постройки и уничтожавшие посевы, породили легенды о потопе. Укрощению рек помогали постройки  обводных каналов, искусственных водоемов, с помощью которых можно было избегать наводнений и получать нужную в хозяйстве воду. Важным для жизни  было ремесло выделки кож, из которых  делали одежду, покрытия для лодок, кибитки, бурдюки для хранения воды и для организации переправ воинов через водные преграды. Шерсть ткали  и для одежд и для покрывал, которые заказывали даже римские  императоры. Мастерские при монастырях изготовляли ткани с золотой  и серебряной нитью - парчу. В садах  выращивали яблоки, гранаты, айву, виноград. Но особую заботу проявляли в отношении  фиников, которые служили важной статьей внешней торговли. Во всех видах работ участвовали рабы. Грамотных рабов хозяева отпускали, чтобы они зарабатывали деньги на себя и хозяев. В Вавилоне (городе-государстве) существовала торговля деньгами, ростовщичество. Широко практиковались аренда и субаренда (земли, зданий, скота). Сделки оформлялись  договорами, скрепляемыми подписями  и печатями сторон. Печати в виде цилиндриков обычно носили на шнурке на поясе. От лидийцев месопотамцы переняли металлические монеты. 
     Символом государственной власти был царь в единстве с богом (Шамашем, Бэлом-Мардуком и др.). Отсутствие того и другого означало отсутствие государства. Существовали две основных формы собственности: царская и храмовая. Жизнь бога (идола божества) проходила так же, как и царская. Божество обедало, выезжало на охоту, имело свой гардероб, для которого шились одежды. У Вавилонского главного бога Мардука был сын, который главенствовал в пригороде. Помимо основных богов были боги сил природы. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.  
     В городах-государствах Месопотамии начались процессы кодификации законов, которые до этого существовали в устной форме и могли быть по-разному истолкованы. Законы царя Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе. 
     Духовную жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, особо почитаемый день недели. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов, семерка планет, богов и семь дней в неделе. Храмы имели форму многоступенчатых пирамид и назывались зиккуратами. Башни имели смотровые площадки, как полагают некоторые ученые, которые служили обсерваториями.  
     Астрология и астрономия играли огромную роль в жизни всех древних народов, в том числе и месопотамцев. Их наблюдения легли в основу солнечного и лунного календарей, карты звездного неба, деления года на месяцы и недели. Астрономами Вавилона с большой точностью было вычислено время обращения Луны вокруг Земли. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в XVIII в. 
     Широко практиковались предсказания и прорицания по внутренностям животных. Для обучения этому ремеслу существовали глиняные муляжи внутренних органов животных. В городах имелись школы писцов и школы для детей богатых. Писали клинописью на глиняных табличках разной величины. Книги представляли собой перевязанные и сложенные в ящички серии табличек. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в VII в. до н.э. насчитывалось ЗО тыс. таких томов. Литература включала в себя мифы, мемуары царей, гимны, описания героических деяний царей. Важнейшее место среди эпических произведений занимает эпос о Гильгамеше. Изобразительное искусство сохранилось в форме скульптур царей, божеств, масок, рельефов, мозаик. Настенные росписи и рельефы выполнялись в условной форме. Рельефы из дворца в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.) относятся к военным темам, сценам битв, триумфов царей, приему послов.

Информация о работе Особенности первобытной культуры