Особенности развития потребления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

Структурно данная работа состоит из введения, четырёх глав и заключения. В первой главе реферата рассматривается потребление в России с 1861г. до Октябрьской революции, во второй главе прослеживается изменение особенностей потребления в России после Октябрьской революции, в третьей рассматриваются особенности понимания потребностей и потребления в советской экономической науке, а в четвёртой изложены основные стратегии потребительского поведения.

Содержание

Введение
Потребление в России с 1861г. до Октябрьской революции
Изменение особенностей потребления в России после Октябрьской революции
Особенности понимания потребностей и потребления в советской экономической науке
Стратегии потребительского поведения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

чип(реферат).docx

— 34.40 Кб (Скачать файл)

     4. В экономической теории и в практике государственного управления господствовала идея приоритета интересов общества над интересами отдельной личности. В сфере потребления это выражалось в применении нормирования — так называемых рациональных, норм потребления, нормативов обеспечения населения товарами и услугами. В обосновании этих норм преобладала «общественная» составляющая, слабо учитывавшая личные особенности потребления отдельных людей и даже специфику целых регионов. Так, в городах, возводившихся на ударных комсомольских стройках, предусматривалось такое же количество детских садов, школ и спортивных сооружений на 10 000 человек населения, что и в старых городах в центре России. Однако специфика возрастной структуры новых населенных пунктов (много молодых семей) приводила к нехватке услуг этих учреждений. Нормативы количества продавцов и официантов на 10 000 человек были в несколько раз ниже, чем даже в странах социалистического лагеря (Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария и др.), что опять же вызывало дефицит услуг. В действительности всевозможные нормативы и «рациональные нормы потребления» являются полезным ориентиром экономической политики, но при двух условиях. Во-первых, они должны быть научно обоснованы. Во-вторых, спрос и потребности людей определяются не только какими-то рациональными нормами: они сильно зависят также от платежеспособности, культурных традиций, моды и рекламных кампаний. В эпоху горбачевской перестройки произошло обострение дефицита товаров и услуг. В то же время развитие индивидуального и кооперативного производства в конце 1980-х гт. показало, что товарный рынок и рынок услуг могут быстро пополниться за счет малых негосударственных предприятий, частного предпринимательства.

     С 1992 г. («реформ Гайдара») Россия делает резкий скачок к «обществу массового потребления». Население широко втягивается в торговлю товарами, оказание услуг и их потребление. Расширяется ассортимент предметов потребления и видов услуг, впервые за многие десятилетия преодолевается дефицит. Потребление постепенно превращается в цель экономической деятельности. Возникает небольшой слой населения с очень высокими доходами, на основе его запросов формируется сектор престижного потребления (дорогая одежда и автомобили, дорогостоящий ремонт и строительство, элитные клубы и виды отдыха, особые бытовые услуги).

     Параллельно с прогрессивными сдвигами в сфере  потребления проявились и негативные социальные последствия проводимых реформ:

  1. Падение потребления жизненно необходимых товаров и услуг, фрустрация насущных потребностей у большинства населения.
  2. Усиление гедонистических наклонностей потребителей, акцент на простые удовольствия и развлечения, ослабление потребностей в развитии личности и творческих потребностей.
  3. Увеличение распространения «неразумных», деструктивных потребностей, товаров и услуг для их удовлетворения (удовлетворение такого рода потребностей часто связано со всевозможной преступной деятельностью, ущемляющей законные права других людей).
  4. Резкая дифференциация доходов и, следовательно, возможностей удовлетворения потребностей по регионам и социальным группам. Большой разрыв между богатыми и бедными.

    Стратегии потребительского поведения

     В условиях реформ 1980-90-х гг. население  России выработало три основных стратегии потребительского поведения:

     1. Натурализация потребления товаров и услуг.

     Это основной способ поддержания уровня автономного потребления в условиях неустойчивости денежных доходов. Он широко используется для обеспечения сельскохозяйственной продукцией. Бытовые услуги также могут быть оказаны в рамках домашнего хозяйства, минуя рынок. Самостоятельное производство продуктов питания дает возможность сельским жителям поддерживать более высокий уровень потребления, чем горожанам. В конце 1990-х гг. уровень натурального потребления за счет подсобных хозяйств в среднем по России достиг 12% в городе и 31% на селе.

     2. Действия потребителей, направленные на повышение рыночных доходов.

       В простейшем варианте — это  работа по совместительству (сверхурочная) в одном или нескольких учреждениях. Кроме того, в структуре личных доходов продолжает уменьшаться доля заработной платы за счет появления доходов с капитала и ренты. Увеличивается доля доходов от собственности, финансовых операций и предпринимательской деятельности. Ряд экономистов высказывает предположение, что скрытые от налоговой службы и государственной статистики доходы в настоящее время могут быть не просто большими, но и преобладающими.

     3. Участие в торговле импортом и потребление импортных товаров.

     Структура потребления становится все более  сложной и разнообразной, ассортимент  товаров и услуг расширяется. Повышается доля потребления товаров и услуг, характерных для постиндустриального общества — компьютеры и средства связи, а также соответствующие этой технике услуги, международный туризм и т. п. Возникает значительный отрыв потребностей и потребление (и в материальной, и в духовной сфере) от национальных традиций. В страну начинают проникать единые стандарты и традиции потребления, которые начали формироваться в европейском сообществе в конце XX в.

     Поведение потребителей в современном мире довольно сильно зависит также от религиозных традиций. Буддизм, ислам, иудаизм и три главных направления христианства — православие, католицизм и протестантизм — предлагают своим адептам несколько разные системы ценностей, стратегии жизненного поведения и, следовательно, разные стандарты потребления. Даже люди, не разделяющие те или иные религиозные взгляды, находятся под влиянием выработанных церковью стандартов потребительского поведения. Это влияние происходит через сложившиеся в обществе традиции, семейное воспитание, подражание (конформистское поведение).

     Наиболее  распространенная в России идеология  православной церкви включает в себя следующие установки потребительского поведения:

  1. Цель потребления — не стимулирование производства, развитие способностей человека и т. п., а удовлетворение только основных, базовых потребностей (все должны есть «хлеб свой насущный»).
  2. Необходимо разумное ограничение потребления и отказ от потребления постоянно возрастающей массы материальных благ, предлагаемых «обществом массового потребления».
  3. Приоритетным для всех слоев общества должно быть приобщение к духовной и интеллектуальной сферам деятельности. Потребление духовных благ приоритетно по отношению к потреблению материальных. Ограничение в потреблении материальных благ может использоваться в целях духовного развития человека.
  4. Целью духовного потребления является обретение душевного равновесия, которое достигается путем приобщения к православной системе ценностей.
  5. Важнейшими потребностями являются стремление к гармоничным отношениям с природой и к потреблению натуральных продуктов.

     Церковь сама по себе является своеобразной сервисной  организацией, так как официально провозглашает своей целью удовлетворение религиозных потребностей верующих («духовное окормление» и т. п.). При этом священнослужители называют религиозные потребности духовными, хотя в действительности первые представляют собой одну специфическую разновидность духовных потребностей (существующую к тому же только у верующих людей). Важно иметь в виду, что религиозные взгляды потребителей оказывают влияние и на те потребности, которые удовлетворяются светскими сервисными организациями. Это влияние является наиболее сильным у представителей консервативных, традиционалистских течений — например, у староверов в России, у исламских фундаменталистов (которых в России сравнительно немного), у сторонников ортодоксального иудаизма. Их требования к службам сервиса связаны с разнообразными традициями данных религий — ношением определенной одежды, соблюдением особых правил гигиены, у мужчин — ношением бороды; иногда — с очень жесткой регламентацией поведения женщин (вплоть до запрета общения с кем-либо кроме близких родственников). Все эти особенности требуют самого скрупулезного учета при организации сервиса, так как нарушение традиций обычно вызывает у религиозных людей негативную и даже агрессивную реакцию. 

Заключение

     В целом можно сделать вывод, что  в России, как и в других странах, современные стандарты и традиции потребления являются результатом  долгого исторического развития и без этой предыстории были бы необъяснимы. На них оказывают влияние экономика, культура, политика (например, государственное регулирование) и религия. Учет всех этих факторов необходим для организации и развития сервиса.

     Кроме того, на сервисную деятельность оказывает  влияние еще одна группа факторов, постоянно взаимодействующая с  перечисленными здесь. Это особенности природной среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Гужва Е. Г., «Макроэкономика. Теории потребления». – СПб.: СПб ГАСУ, 1995г.
  2. Гужва Е. Г., «Потребление в России и СССР.: проблемы теории и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000 г.
  3. Орлов С.В., Дмитриенко Н. А., «Человек и его потребности: Учебное пособие». – СПб.: Питер, 2007 г.
 
 
 

     . 
 


Информация о работе Особенности развития потребления в России