Особенности религий Древней Греции и Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:38, реферат

Краткое описание

Религия— это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, высшее и священное.
Религия является такой культурной формой освоения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный (не основанный на разуме) элемент — различные состояния души, настроения, экстаз, мистическое озарение и т.п. Ведущим признаком религии является вера в сверхъестественное, в то, что выше законов материального мира, который считается вторичным по отношению к миру духовному или божественному.

Содержание

Введение 3

Часть I
Общая характеристика религии 4
Часть II
Религия и мифология Древней Греции

2.1 Боги Древней Греции 6
2.2 Религия Древней Греции 8
2.3 Представления греков о начальной истории людей 10

Часть III
Религия и мифология Древнего Рима

3.1 Соответствие римских и греческих богов 10
3.2 Религия Древнего Рима 13

Заключение 16

Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности религий древней греции и рима.docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

Элементы древних промысловых культов в классическое время можно наблюдать в некоторых праздниках. Например, в честь богини Артемиды устраивалось грандиозное жертвоприношение с последующим пиршеством.

Была у греков распространена и магия. Погодная магия, например, включала особый обряд, с помощью которого отгоняли знойный ливийский ветер. Для этого разрезали белого петуха на две части и два человека обегали с этими частями вокруг виноградника. Существовала и вредоносная магия. Так, именем Гекаты заклинали человека, которого хотели погубить. Лечебная магия была связана с культами богов-целителей, например, Асклепия.

Погребальный культ включал трупоположение. По представлениям греков тени умерших отправлялись в царство Аида. Есть идея загробного воздаяния (Сизиф, Тантал). Судьба душ поставлена в зависимость от выполнения живыми обрядов над телом.

В классическую эпоху господствующей формой религии в Древней Греции был культ богов-покровителей полиса. Этот культ носил официальный характер и был политически обязателен для всех граждан. Нарушителям грозило суровое наказание.

Религиозную систему Древней Греции можно назвать добровольной.

Мифология является неотъемлемой частью греческой религии. Основные особенности:

гуманизм,

художественность,

увлекательность.

В мифах наблюдается олицетворение природы, космогония, культурная героика. Греческая мифология оказала существенное влияние на античное искусство и литературу, которые в свою очередь повлияли на мифологию, облагородили, гуманизировали и возвысили мифологические образы. Большое число древнегреческих мифов послужило основой многочисленных произведений мировой литературы, искусства, живописи. Следует учитывать, что не все мифы прямо связаны с религией. Многие из них включают культурные и исторические компоненты.

Основными формами религиозного культа у древних греков можно считать:

жертвоприношения: размеры и сложность различны - от возлияния на землю воды или вина до принесения в жертву 100 быков (гекатомба);

торжественные процессии с гимнами и молитвами,

украшение статуй боговь и возложение венков,

религиозные праздники (Панафинеи, Дионисии и др.),

домашний культ..

Греческая система религиозных взглядов создавалась на протяжении тысячелетий. Это была очень живая, органичная система. В разные времена, в зависимости от внутренней и внешней политики Древней Греции, главными считались разные божества.

 

2.3 Представления греков о начальной истории людей

 

Представления греков о происхождении людей были не ясны и сбивчивы. Сначала, по их воззрению, люди были такими же животными, как и остальные звери, но их облагодетельствовал титан Прометей, который похитил у богов и принес людям на землю огонь, за что был прикован Зевсом к одной из горных вершин Кавказа, где хищная птица день и ночь клевала его тело. (Рассказывали также, что Прометей сделал человека из глины, вдохнув в него божественную искру, похищенную с неба). По другому преданию, однажды разгневанный Зевс решил истребить людей за их беззакония и послал на землю потоп, от которого спасся только сын Прометея Девкалион и жена его Пирра. По совету богов, они стали бросать через себя камни, которые превратились в людей. Мифический прародитель греков Эллин считался тоже сыном Девкалиона и Пирры.

 

 

 

Часть III

 

Религия и мифология Древнего Рима

 

3.1 Соответствие римских и греческих богов

 

Соответствие римских и греческих богов — список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V—VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.

Римский автор III века до н. э. Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критического подхода к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону.

Греция

Функция

Рим

Аид

бог царства мертвых

Плутон

Аполлон

бог солнца и покровитель искусств

Аполлон

Арес

бог войны

Марс

Артемида

богиня охоты

Диана

Асклепий

бог врачевания

Эскулап

Афина

богиня мудрости и справедливой войны

Минерва

Афродита

богиня любви и красоты

Венера

Борей

бог северного ветера

Аквилон

Геба

богиня юности

Ювента

Гера

царица богов

Юнона

Геракл

герой, совершивший знаменитые 12 подвигов

Геркулес

Гермес

бог торговли и ловкости

Меркурий

Гестия

богиня домашнего очага

Веста

Гефест

бог огня и кузнечного ремесла

Вулкан

Гея

богиня земли

Теллус

Деметра

богиня полей и плодородия

Церера

Дионис (Вакх)

бог виноградарства и виноделия

Бахус, Либер

Зевс

верховный бог

Юпитер

Зефир

бог западного ветра

Фавоний

Кронос

бог времени

Сатурн

Мойры

богини человеческой судьбы

Парки

Музы

покровительницы наук, поэзии и искусств

Камены

Ника (Нике)

богиня победы

Виктория

Одиссей

герой, главное действующее лицо “Одиссеи”

Улисс

Пан

бог лесов, охотников и пастухов, всей природы

Фавн

Персефона

богиня плодородия и царства мертвых

Прозерпина

Полидевк

герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора

Поллукс

Посейдон

бог морей и землетрясений

Нептун

Селена

богиня луны

Диана

Тихе (Тиха, Тюхе)

богиня случая и судьбы

Фортуна

Хариты

богини красоты и изящества

Грации

Эос

богиня утренней зари

Аврора

Эринии

богини мщения

Фурии

Эрот (Эрос)

бог любви

Амур, Купидон


 

 

Религия первоначально основывалась на смешении обрядов и верований. Мифология и религиозные представления древних римлян просты и безыскусны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны — духи предков и Пенаты — покровители семьи. Покровителями общин и их земель считались Лары — божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов — Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. 

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с гречес-кими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб-ражавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья.

Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян.     Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества.  Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за •порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

3.2  Религия  Древнего Рима

 

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип "я даю, чтобы ты дал". Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса. 

Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией,  скептически относится к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом.

Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, который придет, дарует блаженство страдающим, накажет гонителей. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима.                                  

На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры.

Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь -Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - .праздник жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней, луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев н пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.

В конце III - начале I I в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. Правящая группировка знала, что устройство публичных представлений это и есть одно из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале новой эры все большее распространение получает христианство.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.

Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину христианство стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.

 

 

Заключение

 

 

Религия - Одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей.

Информация о работе Особенности религий Древней Греции и Рима