Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:53, реферат
Цель работы- изучить особенности русской культуры.
Задачи работы:
Изучить становление русской культуры;
Раскрыть основные понятия;
Выделить особенности русской национальной культуры;
Изучить развитие русской культуры на современном этапе.
Введение 3
Культура российской цивилизации, её становление 4
Российская культура как объект исследования 7
Существенные особенности русской национальной культуры 10
Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России 11
Заключение 19
Список использованной литературы 20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Евразийский открытый институт»
Коломенский
филиал
Контрольная работа
по учебному курсу культурологии
на тему:
Особенности русской культуры.
По специальности менеджмент организации
Содержание
Введение 3
Культура российской цивилизации, её становление 4
Российская культура как объект исследования 7
Существенные особенности русской национальной культуры 10
Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России 11
Заключение 19
Список использованной
литературы 20
Введение
История русской культуры, ее ценности, роль и место в мировой культуре в начале 90-х гг. XX в. вызвала большой интерес и как предмет научного изучения и в качестве учебного курса. Появилось много научной и учебной литературы, освещающей нашу историю и культуру. Ее осмысление в основном опиралось на труды мыслителей русского “Духовного Ренессанса” конца XIX - первой четверти XX в. Однако к концу 90-х гг. эта заинтересованность стала спадать. Отчасти потому, что было исчерпано чувство новизны прежде запретных идей, а современного, оригинального прочтения нашей культурной истории пока не появилось.
Цель работы- изучить особенности русской культуры.
Задачи работы:
Изучить становление русской культуры;
Раскрыть основные понятия;
Выделить
особенности русской
Изучить
развитие русской культуры на современном
этапе.
Культура российской цивилизации, ее становление
Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.
Большое
влияние на формирование этого типа
культуры оказывал геополитический
фактор - срединное положение России
между цивилизациями Запада и
Востока, служившее основой ее маргинализации,
т.е. возникновения таких
К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации относят самодержавную форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.
Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что с IX в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».
Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) Православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
Русская Православная Церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.
Само
древнерусское государство
Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык.
Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в Православии и осуществляли построение государственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.
В
первые века древнерусской
С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт: городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголовного рабства) при соприкосновении индивида с государством.
Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:
•
отсутствие в европейском смысле
частной собственности и
• господство принципа централизованной редистрибуции, при которой власть рождала собственность;
• автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные возможности социо-культурной регенерации;
• эволюционный характер общественного развития.
В
целом Древнерусская
Геополитический, а также экономический факторы предопределили появление в древнерусской цивилизации нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной.
Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.
Новгородская
субкультура была нацелена на партнеров
по ганзейскому союзу, представлявших
торговые островки европейской цивилизации.
Если новгородцы и прибегали к наемникам,
то, как правило, ими становились варяги.
Новгородская субкультура, сохранившаяся
в период татаро-монгольского ига и усилившая
свое европейское своеобразие, деградировала
после присоединения Новгорода к Москве
в XV в.
Русская культура как объект исследования
Понятия “русская культура”, “русская национальная культура”, “культура России” - можно рассматривать как синонимы, а можно в качестве самостоятельных феноменов. Они отражают разные состояния и составляющие нашей культуры. Представляется, что при изучении русской культуры в центре внимания должна быть собственно культура, культурные традиции восточных славян как союза племен, русичей, русских. Культура иных народов в данном случае представляет интерес как результат и процесс взаимовлияния, заимствования, диалога культур. В данном случае понятие “русская культура” синонимично понятию “русская национальная культура”. Понятие “культура России” более широкое, так как включает в себя историю становления и развития культуры Древнерусского государства, отдельных княжеств, многонациональных государственных объединений - Московского государства, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации. В этом контексте русская культура выступает как основной системообразующий элемент культуры многонационального государства. Многонациональную культуру России можно типологизировать по различным основаниям: конфессиональному (православные, старообрядцы, католики, мусульмане и т.п.); по хозяйственному укладу (земледельческая культура, скотоводческая, охотничья) и др. Игнорировать многонациональный характер культуры нашего государства, как и роль русской культуры в этом государстве весьма непродуктивно.
Изучение отечественной культуры - задача не только образовательная. Она тесно связана с другой - не менее важной, вырастить носителей русской культуры, продолжателей ее традиций, что будет способствовать ее сохранению как части мировой культуры, расширению границ русской культуры, диалогу культур.
“О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, велениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о Правоверная Вера Христианская!”1
Эти
строки, проникнутые глубокой любовью
к своей земле составляют начало
древнего литературного памятника
“Слово о погибели Русской земли”.
К сожалению, сохранился только отрывок,
который был обнаружен в
Каждая
национальная культура - это форма
самовыражения народа. В ней проявляются
особенности национального
Попытки
понять отечественную культуру, определить
ее место и роль в круге иных
культур сопряжено с
При рассмотрении культурно-исторического процесса в России явно прослеживаются три основных подхода.
Первый подход представлен сторонниками однолинейной модели мировой истории. Согласно этой концепции все проблемы России могут быть решены путем преодоления цивилизационного, культурного отставания или модернизации.
Сторонники второго исходят из концепции многолинейности исторического развития, согласно которой история человечества состоит из истории целого ряда самобытных цивилизаций, к одной из которых относится и русская (славянская - Н.Я. Данилевский или Православно-Христианская - А. Тойнби) цивилизация. Причем, основные черты или “душа” каждой цивилизации не может быть воспринята или глубоко понята представителями иной цивилизации или культуры, т.е. является непознаваемой и не воспроизводимой.