Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:41, реферат
Забайкальский край принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано прежде всего с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5
1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5
1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..12
Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья………………………....20
2.1. Хозяйство и жизненный уклад…………………………………………….20
2.2. Религиозные представления………………………………………………..28
2.3. Фольклор…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Культурология
на тему
«Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья».
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5
1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5
1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..
Глава 2. Особенности культуры
эвенков Забайкалья………………………...
2.1. Хозяйство и жизненный уклад…………………………………………….20
2.2. Религиозные представления……………
2.3. Фольклор…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Забайкальский край принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано прежде всего с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.
Этническая карта Забайкалья
на протяжении всей своей истории
представляла довольно пеструю, яркую
и самобытную картину. Именно здесь
тесно соприкасаются два
Поэтому Забайкалье – это
весьма подходящее место для изучения
особо тонких моментов сложного для
раскрытия процесса взаимодействий,
контактов и влияний, контрастных
историко-культурных и этнографических
традиций. Формирование различных этнических
групп зачастую происходило в
результате военных столкновений, поэтому
мирным уголком наш край вряд ли
можно назвать. Сильные племена
покоряли слабые и превращали их в
своих данников. Параллельно этому
шел процесс внутреннего
Коренным народом, населяющим Забайкалье, являются эвенки. Их раньше называли тунгусами. Они жили не только в Забайкалье, но и на обширных пространствах сибирской тайги от Енисея до Охотского моря. По некоторым оценкам, в начале XVIIвека их насчитывалось в общей сложности примерно 30 тысяч человек. Быт эвенков максимально приспособлен к кочевой жизни. Основным транспортным средством являются олени. Исповедуют шаманизм. Народ эвенки сейчас особенно интересен как носитель необычайной и уникальной культуры Забайкалья. По нашему мнению, данная тема является актуальной и заслуживает рассмотрения в рамках данной работы.
В нашей работе мы использовали работы таких авторов как, Булаев В.М.,Василевич Г. М., Лобанов В.Г., Мазин А.И., Новлянская М. Г., Паллас, П. С.,Тишков В.А.
Объект исследования: Эвенки Забайкалья.
Предмет исследования: Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья.
1. Кратко описать историю эвенкийского народа и историю его исследования.
2. Рассказать об особенностях этнической культуры эвенков в Забайкалье, в частности о хозяйстве и жизненном укладе, о религиозных представлениях и фольклоре.
Глава 1. История и изучение Эвенков в Забайкалье.
1.1.Краткий обзор истории эвенков.
Среди различных коренных
малочисленных народов Сибири, Дальнего
Востока и Забайкалья наиболее представительной
этнической общностью являются эвенки
(самоназвание «орочён» - оленьи люди).
С точки зрения физической антропологии
они относятся к байкальскому
варианту континентальной расы большой
монголоидной расы. Эвенкийский язык
относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской
языковой семьи. В русских исторических
источниках XVII - начала XX вв. эвенков
обычно именовали тунгусами или
орочёнами, а этноним «эвенки» стал
официально использоваться в качестве
общепринятого лишь с начала 1930-х
гг. ХХ в. По мнению многих исследователей,
среди других коренных народов Северной
Азии эвенки занимают особое место, и
прежде всего в силу того, что
при общей численности
На территории Читинской области эвенки расселялись в основном в двух природно - климатических зонах: горно-таежной на севере и лесо-степной на юге.
Эвенки сложились на основе
смешения местного населения Восточной
Сибири с тунгусскими племенами,
расселявшимися из Прибайкалья и
Забайкалья с кон. I- го тыс. н.э. В
результате этого смешения образовались
различные хозяйственно-
Проблема этногенеза эвенков (тунгусов) остается одной из сложных проблем российской этнографии. В настоящее время утвердилась точка зрения, что предками эвенков является народ Увань, которые были небольшой племенной группой Хисцев. В состав народа Хи входили также племена Мохэ и Чжурчжени, т.е. предки Маньчжур. Обитали эти племена по Большому Хинганскому хребту на территории современной Монголии. Занимались разведением скота, овец, лошадей, возможно оленей и соответственно вели кочевой образ жизни[1, c. 98].
Группа хисцев, кочевавшая в отрогах хребта Увань - одного из восточных отрогов Большого Хинганского хребта около VII в. двинулась на север от Амура в отроги Станового хребта, расположенные между средним течением Олекмы и верховьями Зеи и Учура. Хисцы-увани пришли туда с лошадьми и телегами, однако чрезвычайно тяжелые экологические условия данного района заставили их заменить лошадей на оленей. Период, в течение которого увани переходили от тележного оленеводства к вьючно-верховому и одновременно приспосабливали свой образ жизни и быт к новым условиям существования, можно считать периодом первоначального формирования древних тунгусов. Самоназвание последних - эвенки, без сомнения, восходит к этнониму «увань». Иными словами, тунгусы (эвенки) -это увани, овладевшие вьючно-верховым оленеводством и заменившие войлочную юрту своих предков более легким берестяным или ровдужным чумом. Формирование вьючно-верхового и транспортного оленеводства привело к широкому распространению эвенкийского этноса по территории Сибири. Уже к XII в. благодаря оленеводству эвенки (тунгусы) освоили огромные территории включающие в себя горно-таежные и тундровые ландшафты от Енисея до Охотского моря, от Ангары и Амура до истоков Яны и Индигирки и устьев рек Оленека и Лены.
Одним из основных направлений тунгусской миграции стал север Забайкалья и территория современной Якутии, где эвенки расселились по долинам Вилюя, прилегающей части рек Лены и Алдана[2, c. 76].
Таким образом,
к приходу русских
В XVII в. эвенки занимали практически всю территорию края, при этом они зависели от более сильных монголоязычных племён. С середины XVII в. начался переход эвенкийских племён в подданство России. Во главе с князем Гантимуром тунгусы приняли русское подданство.
Вхождение Забайкалья в состав
Российской Империи резко усилило
процессы этнической ассимиляции. В
связи с учреждением в 1697 году
Нерчинского воеводства, притоком русского
населения и обращением в православие
эвенкийское население
На севере Забайкалья, где в силу географических особенностей коренное население было более изолировано от русского и бурятского влияния, этнокультурная ситуация не была столь катастрофичной для эвенкийского населения. В XVII - XVIII веках в долинах рек Чары, Олекмы и Кемена проживали эвенкийские роды, потомки которых и ныне населяют Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы Читинской области. Забайкальские эвенки - орочёны были приобщены к христианству лишь в конце XIX - начале XX веков, хотя многие из них продолжали исповедовать традиционные шаманские культы. Для эвенков севера Забайкалья характерно деление на определенные территориальные группы по родовому признаку.
Эвенки долины реки Чара принадлежат к родам «инелас» и «метакар» и считают своими предками эвенков мигрировавших с низовьев реки Чара (территория современной Якутии). Чарская группа эвенков представлена семьями Габышевых, Кузьминых, Павловых относящихся к родам «нгангагир» и «кангагир», а так же Мальчакитовых, относящихся к роду «чакигир». Для каларских и тунгиро-олекминских эвенков традиционными формами хозяйствования оставались охота и оленеводство[11, c. 209]. Они вели мобильный образ жизни, в летний период, откочёвывая в высокие горы, в верховья рек, где были достаточные ресурсы промысловых животных и пищи для оленей, а ветер отгонял гнус. В зимний период эвенки со стадами спускались в долины рек, где было меньше снега, и располагались места зимней охоты. После окончания зимнего пушного промысла и отёла оленей, эвенки вновь поднимались в горы. В отличие от располагавшихся южнее тунгокоченских и баунтовских эвенков, которые частично были заняты в золотодобыче, эвенки севера Забайкалья сохранили традиционные формы хозяйства.
Сильнейший удар по традиционному
стилю жизни эвенков
Не случайно, что на сегодняшний
день наблюдается устойчивая тенденция
к снижению естественного прироста
численности забайкальских
Информация о работе Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья