Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 08:41, реферат

Краткое описание

Забайкальский край принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты в целом. Это связано прежде всего с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5
1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5
1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..12
Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья………………………....20
2.1. Хозяйство и жизненный уклад…………………………………………….20
2.2. Религиозные представления………………………………………………..28
2.3. Фольклор…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эвенки.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Культурология

на тему

«Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  История и изучение эвенков в Забайкалье…………………………..5

1.1. Краткий обзор истории эвенков…………………………………………....5

1.2. Эвенки как объект исследования…………………………………………..12

Глава 2. Особенности культуры эвенков Забайкалья………………………....20

2.1. Хозяйство и  жизненный  уклад…………………………………………….20

2.2. Религиозные представления………………………………………………..28

2.3. Фольклор…………………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  1. Актуальность темы.

Забайкальский край принадлежит  к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны и планеты  в целом. Это связано прежде всего  с его географическимположением в центре Евразии, сложной и длительной геологической историей, что обусловило широчайшее разнообразие природно-ландшафтных комплексов, богатейших рудоностных провинций и неисчислимых природных ресурсов.

Этническая карта Забайкалья на протяжении всей своей истории  представляла довольно пеструю, яркую  и самобытную картину. Именно здесь  тесно соприкасаются два масштабных ландшафтно-географических мира –  суровый по климатическим условиям горно-таежный и степной североазиатский, освоенный с незапамятных времен палеоазиатами, далекими наследниками культур палеолита и мезолита северной Азии, и большая часть  равнинной, лишенной обширных лесных массивов и высокогорий, благодатной для  оседлого проживания и занятий производящими  отраслями хозяйственной деятельности Восточной Азии.

Поэтому Забайкалье – это  весьма подходящее место для изучения особо тонких моментов сложного для  раскрытия процесса взаимодействий, контактов и влияний, контрастных  историко-культурных и этнографических  традиций. Формирование различных этнических групп зачастую происходило в  результате военных столкновений, поэтому  мирным уголком наш край вряд ли можно назвать. Сильные племена  покоряли слабые и превращали их в  своих данников. Параллельно этому  шел процесс внутреннего развития, разложение родовых и языковых общностей, включая частичную ассимиляцию  народов друг другом. Нередко не выдерживая борьбы с более крупным  социально-этническим соперником, или  по иным причинам, некоторые группы стремились вступить в подданство Российской империи.

     Коренным народом,  населяющим Забайкалье, являются эвенки. Их раньше называли тунгусами. Они жили не только в Забайкалье, но и на обширных пространствах сибирской тайги от Енисея до Охотского моря. По некоторым оценкам, в начале XVIIвека их насчитывалось в общей сложности примерно 30 тысяч человек. Быт эвенков максимально приспособлен к кочевой жизни. Основным транспортным средством являются олени. Исповедуют шаманизм. Народ эвенки сейчас особенно интересен как носитель необычайной и уникальной культуры Забайкалья. По нашему мнению, данная тема является актуальной и заслуживает рассмотрения в рамках данной работы.

  1. Степень разработанности проблемы.

В нашей работе мы использовали работы таких авторов как, Булаев В.М.,Василевич Г. М., Лобанов В.Г., Мазин А.И., Новлянская М. Г., Паллас, П. С.,Тишков В.А.

  1. Объект и предмет исследования.

Объект исследования: Эвенки Забайкалья.

Предмет исследования: Особенности  этнической культуры эвенков Забайкалья.

  1. Задачи исследования.

1. Кратко описать историю  эвенкийского народа и историю  его исследования.

2. Рассказать об особенностях этнической культуры эвенков в Забайкалье, в частности о хозяйстве и жизненном укладе, о религиозных представлениях и фольклоре.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История и изучение Эвенков в Забайкалье.

1.1.Краткий обзор истории эвенков.

Среди различных коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья наиболее представительной этнической общностью являются эвенки (самоназвание «орочён» - оленьи люди). С точки зрения физической антропологии они относятся к байкальскому варианту континентальной расы большой  монголоидной расы. Эвенкийский язык относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи. В русских исторических источниках XVII - начала XX вв. эвенков  обычно именовали тунгусами или  орочёнами, а этноним «эвенки» стал официально использоваться в качестве общепринятого лишь с начала 1930-х  гг. ХХ в. По мнению многих исследователей, среди других коренных народов Северной Азии эвенки занимают особое место, и  прежде всего в силу того, что  при общей численности составляющей всего около 30000 человек, традиционная зона их расселения занимает обширную территорию простирающуюся от левобережья  Енисея на западе, Охотского моря и  Заполярной тундры на севере и до бассейна реки Амур на востоке.

На территории Читинской  области эвенки расселялись в  основном в двух природно - климатических  зонах: горно-таежной на севере и  лесо-степной на юге.

Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной  Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и  Забайкалья с кон. I- го тыс. н.э. В  результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы: Эвенки – «пешие» (охотники), «оленные», орочен, оленеводы и конные, мурчен (коневоды), известные в Юго-Восточном Забайкалье как хамнеган, солон (рус.солоны). Эвенки севера Восточного Забайкалья в настоящее время проживают в Каларском и Тунгокоченском районах. В процессе контактов эвенки были частично ассимилированы русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

Проблема этногенеза эвенков (тунгусов) остается одной из сложных  проблем российской этнографии. В  настоящее время утвердилась  точка зрения, что предками эвенков  является народ Увань, которые были небольшой племенной группой  Хисцев. В состав народа Хи входили  также племена Мохэ и Чжурчжени, т.е. предки Маньчжур. Обитали эти  племена по Большому Хинганскому  хребту на территории современной Монголии. Занимались разведением скота, овец, лошадей, возможно оленей и соответственно вели кочевой образ жизни[1, c. 98].

Группа хисцев, кочевавшая в отрогах хребта Увань - одного из восточных отрогов Большого Хинганского  хребта около VII в. двинулась на север  от Амура в отроги Станового хребта, расположенные между средним  течением Олекмы и верховьями Зеи  и Учура. Хисцы-увани пришли туда с лошадьми и телегами, однако чрезвычайно  тяжелые экологические условия  данного района заставили их заменить лошадей на оленей. Период, в течение  которого увани переходили от тележного  оленеводства к вьючно-верховому  и одновременно приспосабливали  свой образ жизни и быт к  новым условиям существования, можно  считать периодом первоначального  формирования древних тунгусов. Самоназвание последних - эвенки, без сомнения, восходит к этнониму «увань». Иными словами, тунгусы (эвенки) -это увани, овладевшие вьючно-верховым оленеводством и заменившие войлочную юрту своих предков более легким берестяным или ровдужным чумом. Формирование вьючно-верхового и транспортного оленеводства привело к широкому распространению эвенкийского этноса по территории Сибири. Уже к XII в. благодаря оленеводству эвенки (тунгусы) освоили огромные территории включающие в себя горно-таежные и тундровые ландшафты от Енисея до Охотского моря, от Ангары и Амура до истоков Яны и Индигирки и устьев рек Оленека и Лены.

Одним из основных направлений  тунгусской миграции стал север Забайкалья и территория современной Якутии, где эвенки расселились по долинам  Вилюя, прилегающей части рек  Лены и Алдана[2, c. 76]. 

   Таким образом,  к приходу русских первопроходцев  в XVII в., на севере эвенки граничили  с якутами, проживающими в нижнем  течении Вилюя, Амги, и Алдана, на юге с бурятами, заселившими  районы южного Прибайкалья и  Забайкалья.

В XVII в. эвенки занимали практически  всю территорию края, при этом они  зависели от более сильных монголоязычных племён. С середины XVII в. начался  переход эвенкийских племён в  подданство России. Во главе с князем Гантимуром тунгусы приняли русское  подданство.

Вхождение Забайкалья в состав Российской Империи резко усилило  процессы этнической ассимиляции. В  связи с учреждением в 1697 году Нерчинского воеводства, притоком русского населения и обращением в православие  эвенкийское население подверглось  сильному культурному воздействию. Усилилась миграция в труднодоступные  северные горно-таежные районы Забайкалья. Сокращение прежнего ареала расселения эвенков привело к тому, что  из сферы хозяйственно-экономической  деятельности были исключены степные  и лесостепные, долинные земли, пригодные  для земледелия и оседлого скотоводства, которым занимались преимущественно  русские и буряты.

На севере Забайкалья, где  в силу географических особенностей коренное население было более изолировано  от русского и бурятского влияния, этнокультурная ситуация не была столь катастрофичной для эвенкийского населения. В XVII - XVIII веках в долинах рек Чары, Олекмы и Кемена проживали эвенкийские  роды, потомки которых и ныне населяют Каларский, Тунгиро-Олекминский и  Тунгокоченский районы Читинской области. Забайкальские эвенки - орочёны были приобщены к христианству лишь в  конце XIX - начале XX веков, хотя многие из них продолжали исповедовать традиционные шаманские культы. Для эвенков  севера Забайкалья характерно деление  на определенные территориальные группы по родовому признаку.

Эвенки долины реки Чара принадлежат к родам «инелас» и «метакар» и считают своими предками эвенков мигрировавших с низовьев реки Чара (территория современной Якутии). Чарская группа эвенков представлена семьями Габышевых, Кузьминых, Павловых относящихся к родам «нгангагир» и «кангагир», а так же Мальчакитовых, относящихся к роду «чакигир». Для каларских и тунгиро-олекминских эвенков традиционными формами хозяйствования оставались охота и оленеводство[11, c. 209]. Они вели мобильный образ жизни, в летний период, откочёвывая в высокие горы, в верховья рек, где были достаточные ресурсы промысловых животных и пищи для оленей, а ветер отгонял гнус. В зимний период эвенки со стадами спускались в долины рек, где было меньше снега, и располагались места зимней охоты. После окончания зимнего пушного промысла и отёла оленей, эвенки вновь поднимались в горы. В отличие от располагавшихся южнее тунгокоченских и баунтовских эвенков, которые частично были заняты в золотодобыче, эвенки севера Забайкалья сохранили традиционные формы хозяйства.

Сильнейший удар по традиционному  стилю жизни эвенков Забайкалья, как и многих других аборигенных  народов Сибири, был нанесён в 20-30 годах нашего столетия. Всеобщая коллективизация и насильственное изменение хозяйственного уклада, проводимые Советской властью привели к  тому, что этот самобытный этнос  оказался на грани исчезновения. За последние несколько десятилетий  в северных районах Читинской  области произошли сложные социально-экономические  изменения, связанные, прежде всего  со строительством Байкало-Амурской магистрали. Значительно изменилась демографическая  ситуация. В местах традиционного  проживания эвенков Забайкалья сегодня  проживает значительное количество представителей других национальностей. Коренное население во многом отошло от традиционного хозяйственного уклада, восприняв образ жизни, типичный для современной промышленной цивилизации. Социально-экономический кризис, который  сегодня переживает вся Российская Федерация, больнее всего ударил именно по северным районам. В настоящее время Читинская область относится к числу дотационных регионов и более половины её бюджета формируется за счёт средств федерального трансферта. В этих условиях жесткая конкуренция при распределении федеральных средств часто приводит к тому, что реальная помощь не доходит до эвенкийского населения. Повальная безработица, потеря жизненных ориентиров и, как следствие всего этого алкоголизм и маргинализация стали повседневными негативными явлениями жизни забайкальских эвенков.

Не случайно, что на сегодняшний  день наблюдается устойчивая тенденция  к снижению естественного прироста численности забайкальских эвенков, которые ныне составляют всего 2,5 % от общего населения трёх северных районов  Читинской области. Продолжается рост заболеваемости среди эвенков, поскольку  Север Забайкалья по своим медико-географическим условиям относится к крайне дискомфортным  для жизни людей районам, а  медицинское обслуживание практически  отсутствует. В крайне неблагоприятных  социально-экономических условиях аборигенное население страдает в гораздо большей степени, чем  пришлое. Большинство поселений  севера Читинской области очень  плохо благоустроены, основная часть  жилого фонда сильно изношена, нарушен  естественный рацион питания. С усугубляющимися  социально-экономическими проблемами тесно связаны проблемы психологического характера. Эвенкийское население  Севера Забайкалья очень остро переживает отсутствие, должного внимания к своим  проблемам со стороны органов  государственной власти, как федеральных, так и органов государственной  власти Читинской области.

Информация о работе Особенности этнической культуры эвенков Забайкалья