Оствальд Шпенглер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:09, реферат

Краткое описание

Предметом исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории», то есть своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы (китайская, египетская, индийская и т.д.), понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер представляет мировую культуру как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период каждая культура, подобно живому организму, проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Исходя из этого Ш. создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных промежутками в тысячелетия, но проходящих три одинаковые этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура.

Вложенные файлы: 1 файл

Освальд Шпенглер.doc

— 27.50 Кб (Скачать файл)

     Освальд Шпенглер (1880—1936)

     Немецкий  философ и культуролог. Основные труды:

         * Закат Европы (Der Untergang des Abendlandes, Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922).

         * «Человек и техника» (Der Mensch und die Technik, 1931),

         * «Годы решений» (Jahre der Entscheidungen, 1933).

     Культурологические  концепции:

     Предметом исследований Шпенглера была «морфология  всемирной истории», то есть своеобразие  мировых культур (или «духовных  эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы (китайская, египетская, индийская и т.д.), понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер представляет мировую культуру как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период каждая культура, подобно живому организму, проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Исходя из этого Ш. создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных промежутками в тысячелетия, но проходящих три одинаковые этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура. В жизни каждой выделяются две линии развития: восходящая (культура в собственном смысле) и нисходящая (цивилизация). Первая характеризуется развитием органических начал культуры, вторая — их закостенением и превращением в механистические, выражающиеся в бурном развитии техники; разрастании городов в мегаполисы; в появлении массовой, технологически ориентированной культуры; превращении региональных форм в мировые; наступлении эпохи цезаризма. История культуры начинается с варварства примитивной эпохи, затем развивается политическая организация, искусства, науки и т.д. В классический период культуры наступает их расцвет, сменяющийся окостенением в эпоху декаданса, и, наконец, культура приходит к новому ваврварству, когда все становится предметом торговли, вульгаризируется. Конец или закат культуры означает ее переход в фазу цивилизации. Так, культура Древней Греции находит свое завершение в цивилизации Древнего Рима. 

     АНАЛИЗ

     Шпенглер  изучал культуры сопоставительным методом.

     Шпенглервыступает выраженный скептиком - понятия абсолютной истины для него не существует. Абсолютная истина – абсолютная ложь, пустой лживый звук. Идеи так же смертны, как души и организмы. Истины математики и логики так же относительны, как биологии и богословия.

     Но, в то же время он выступает и  неким «пророком». При изучении современного европейского общества он показывает историческую перспективу существующих режимов, что позволяет ему высказать ряд предостережений, например, о бессмысленности войны с Россией или проблем глобализации.

     В каждом сознании Шпенглер отличает душу и чужое этой душе, т. е. – мир. Душа у каждого своя, потому и  чужое этой души у каждого свое. Это значит что у каждого свой мир. Шпенглер так и говорит: "есть столько миров, сколько людей".

     Противоположность культуры и цивилизации – главная  ось всех Шпенглеровских размышлений.

     Культура  – что-то новое, могущественное творчество созревающей души, расцвет высокого искусства.

     Цивилизация же – это умирание созидающих энергий в душе, замена вопросов религиозного характера вопросами этики и жизненной практики. Цивилизация представляет собой, таким образом, по Шпенглеру неизбежную форму смерти каждой изжившей себя культуры.

     Судьбы  культур аналогичны, но души культур бесконечно различны.

     "Нет  бессмертных творений. Последний  орган и последняя скрипка  будут когда-нибудь расщеплены».  Кто понимает сейчас греческую  лирику? Кто знает, кто чувствует  что она значила для людей  античного мира?"

     Никто не знает, никто не чувствует. Нет  никакого единого человечества, нет  единой истории, нет развития, нет  и прогресса. Есть только скорбная аналогия круговращения от жизни к смерти, от культуры к цивилизации.

Информация о работе Оствальд Шпенглер