Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:09, реферат
Предметом исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории», то есть своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы (китайская, египетская, индийская и т.д.), понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер представляет мировую культуру как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период каждая культура, подобно живому организму, проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти. Исходя из этого Ш. создает концепцию одновременности явлений в разных культурах, отделенных промежутками в тысячелетия, но проходящих три одинаковые этапа: мифо-символическая ранняя культура, метафизико-религиозная высокая культура, поздняя цивилизационная структура.
Освальд Шпенглер (1880—1936)
Немецкий философ и культуролог. Основные труды:
* Закат Европы (Der Untergang des Abendlandes, Т. 1 — 1918, Т. 2 — 1922).
* «Человек и техника» (Der Mensch und die Technik, 1931),
* «Годы решений» (Jahre der Entscheidungen, 1933).
Культурологические концепции:
Предметом
исследований Шпенглера была «морфология
всемирной истории», то есть своеобразие
мировых культур (или «духовных
эпох»), рассматриваемых, как неповторимые
органические формы (китайская, египетская,
индийская и т.д.), понимаемые с помощью
аналогий. Решительно отвергая общепринятую
условную периодизацию истории на «Древний
мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер
представляет мировую культуру как ряд
независимых друг от друга, замкнутых
культур, каждая из которых имеет свой
темп развития и отведенное ей время жизни.
За этот период каждая культура, подобно
живому организму, проходит несколько
стадий: от рождения через молодость, зрелость,
старость до смерти. Исходя из этого Ш.
создает концепцию одновременности явлений
в разных культурах, отделенных промежутками
в тысячелетия, но проходящих три одинаковые
этапа: мифо-символическая ранняя культура,
метафизико-религиозная высокая культура,
поздняя цивилизационная структура. В
жизни каждой выделяются две линии развития:
восходящая (культура в собственном смысле)
и нисходящая (цивилизация). Первая характеризуется
развитием органических начал культуры,
вторая — их закостенением и превращением
в механистические, выражающиеся в бурном
развитии техники; разрастании городов
в мегаполисы; в появлении массовой, технологически
ориентированной культуры; превращении
региональных форм в мировые; наступлении
эпохи цезаризма. История культуры начинается
с варварства примитивной эпохи, затем
развивается политическая организация,
искусства, науки и т.д. В классический
период культуры наступает их расцвет,
сменяющийся окостенением в эпоху декаданса,
и, наконец, культура приходит к новому
ваврварству, когда все становится предметом
торговли, вульгаризируется. Конец или
закат культуры означает ее переход в
фазу цивилизации. Так, культура Древней
Греции находит свое завершение в цивилизации
Древнего Рима.
АНАЛИЗ
Шпенглер изучал культуры сопоставительным методом.
Шпенглервыступает выраженный скептиком - понятия абсолютной истины для него не существует. Абсолютная истина – абсолютная ложь, пустой лживый звук. Идеи так же смертны, как души и организмы. Истины математики и логики так же относительны, как биологии и богословия.
Но, в то же время он выступает и неким «пророком». При изучении современного европейского общества он показывает историческую перспективу существующих режимов, что позволяет ему высказать ряд предостережений, например, о бессмысленности войны с Россией или проблем глобализации.
В каждом сознании Шпенглер отличает душу и чужое этой душе, т. е. – мир. Душа у каждого своя, потому и чужое этой души у каждого свое. Это значит что у каждого свой мир. Шпенглер так и говорит: "есть столько миров, сколько людей".
Противоположность культуры и цивилизации – главная ось всех Шпенглеровских размышлений.
Культура – что-то новое, могущественное творчество созревающей души, расцвет высокого искусства.
Цивилизация же – это умирание созидающих энергий в душе, замена вопросов религиозного характера вопросами этики и жизненной практики. Цивилизация представляет собой, таким образом, по Шпенглеру неизбежную форму смерти каждой изжившей себя культуры.
Судьбы культур аналогичны, но души культур бесконечно различны.
"Нет
бессмертных творений. Последний
орган и последняя скрипка
будут когда-нибудь расщеплены»
Никто не знает, никто не чувствует. Нет никакого единого человечества, нет единой истории, нет развития, нет и прогресса. Есть только скорбная аналогия круговращения от жизни к смерти, от культуры к цивилизации.