Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 14:11, реферат
С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция, складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосударствлялась, подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую самостоятельность.
1.Осуществление культурных преобразований в 20-30-е гг.
С победой Октябрьской революции
1917 г. и установлением диктатуры пролетариата
наука и культура стали «частью общепартийного
дела»: их развитие было полностью подчинено
общим целям социалистического строительства
и осуществлялось под непосредственным
партийно-государственным руководством.
По мере того как утверждалась однопартийная
политическая система, изгонялась оппозиция,
складывалось тоталитарное государство,
сфера культуры огосударствлялась, подгонялась
под единый идейный стандарт, утрачивала
творческую самостоятельность. Шел процесс
формирования культуры, свойственной
тоталитарному обществу, — культуры, поставленной
под контроль государства, стремящегося
руководить духовной жизнью общества,
воспитывать его членов в духе господствующей
идеологии. Сказанное, конечно, не означает,
что наука и культура в 1920—1930-е гг. не знали
взлетов, крупных свершений, выдающихся
открытий. Происходившие в духовной сфере
процессы были сложны и неоднозначны.
Бесспорным достижением 20-х гг. стала
ликвидация массовой неграмотности.
К концу 20-х годов система образования была полностью перестроена, образование стало доступным для рабочих и крестьян.
Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приёма в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодёжи в институты при вузах начали работать рабфаки. В 1920 г.. насчитывалось 244 вуза.
Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).
К началу 20-х гг. из
страны эмигрировали многие
И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.
В целом это было время интенсивных
творческих поисков, которые определял
процесс культурной революции. Культурная
революция - это коренная ломка стереотипов
общественного сознания, духовно-нравственных
ориентиров и поведения людей. Вместе
с тем это государственная политика, производившаяся
в 20-30г. И направленная на изменение социального
состава послереволюционной интеллигенции
и на разрыв с традициями культурного
прошлого.
Научное обоснование, роли народных масс
в истории даёт всё учение марксизма-ленинизма
об обществе, и прежде всего исторический
материализм, являющийся распространением
положений диалектического материализма
на изучение общественных явлений, наукой
об общих законах общественного развития,
диалектико-материалистическим методом познания истории общества и
его революционного преобразования. Научное
обоснование роли народных масс в истории
дают марксистское учение о законах развития
и смены способов производства, учение
о классовой борьбе как движущей силе
развития классового общества, марксистско-ленинская
теория и тактика революции и диктатуры
пролетариата, включая сюда и теорию по
крестьянскому и национально-колониальному
вопросу, вся теория научного коммунизма,
раскрывающая закономерности перехода
от капитализма к социализму, закономерности
построения коммунистического общества.
Обоснование роли народных масс дают марксистско-ленинская
теория о закономерностях развития базиса
и надстройки, марксистская теория культуры,
учение о коммунистической партии как
вожде и организаторе трудящихся масс
в их борьбе за победу коммунизма.
Марксизм-ленинизм решительно
отметает идеалистические и метафизические,
буржуазные и мелкобуржуазные, в том числе
народнические, понятия о народе как о
какой-то неизменной сущности, действующей
вне времени и пространства, вне конкретно-исторических
условий.
Марксизм-ленинизм в корне отвергает эти антинаучные, реакционные теории. Он дал единственно научное, ди а л ектико-материалистическое понятие о народе как социально-исторической категории. Марксизм-ленинизм рассматривает каждый народ в его историческом развитии, исследуя различные этапы этого развития, показывая, из каких общественных групп, сословий, классов состоит народ на том или ином этапе его истории, каковы условия жизни и деятельности, развития и борьбы различных слоев народа, какие из этих слоев по своему общественному положению, интересам, целям и устремлениям являются передовыми, прогрессивными, революционными и какие — отсталыми, консервативными, реакционными. Поэтому понятие народ изменяется и должно изменяться, чтобы правильно отражать историческое развитие народов, живущих и действующих в изменяющихся общественных условиях.
2.Особенности культурной жизни страны в 40-80-е гг.
В 40г. культурную политику определяло подчёркнутое внимание к вопросам идеологии. В годы войны главным направлением идеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбы народов и патриотизма. В послевоенные годы усилия направлялись на пропаганду успехов в экономике и культуре, идеи построения коммунизма в течение блажащих трёх пятилеток.
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала идейным важнейшим и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров.
Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы А.Т.Твардовского, простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»).
Возросло значение оперативных форм культурной работы, таких, как радио, кино, печать.
По мере освобождения территории началась восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х численность школ и учащихся в них достигла двойного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началась 1943г. и к концу войны их численность достигла двойного уровня.
Особенно сильно в годы войны развивалась наука, она внесла большой вклад для победы. Тематика научных исследований сосредоточивалась на трёх главных направлениях: разработка военнотехнических проектов, научная помощь промышленности и мобилизация сырьевых продуктов на нужды фронта.
Большую роль в победе оказала литература, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность.В 50г. высокими темпами развивалась народное образование. Число средних школ увеличилось.
Вместо семи лет образования вводилось восемь, срок обучения в средних школах увеличивался до 11 лет. Начиная с девятого класса, учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революции (НТР), не дали желаемого результата. Развёртывающая НТР настоятельно требовала перехода к полному всеобщему среднему образованию, главной задачей, которой становилось вооружение учащихся прочными знаниями. В 1956г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а 57г. были изменены правила приёма. Эта мера расширила социальный источник пополнения интеллигенции. В науке происходили тоже продвижения вперёд. Государство оказывало поддержку и содействие в развитии науки особенно в разработках оборонного значения и космическим исследованиям. Расширялась сеть научных учреждений.
В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 50г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий.
Появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея.
Этот процесс демократизации культуры, получивший название «Оттепели», по одноимённой повести И.Г.Эренбурга. Вопросы, поставленные в ней автором, позволили по-новому взглянуть на реалии советской жизни, место интеллигенции и те отношения с партией. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октября. Эти идеалы стали критерием измерения прошлого страны и нравственной позиции отдельной личности. Так, в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников активного обновления, называющих себя антисталинистами, и их противников сталинистов. Как и в обществе, писательская среда, раскололась на демократический и консервативный лагери. Первый представляли журналы «Новый мир» и «Юность», второй – «Наш современник», «Октябрь» и «Молодая гвардия». В конце 50-х возник самиздат – машинописные журналы творческой молодёжи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. На страницах журнала «Юность» родился жанр «исповеданной» литературы, описавшей сомнения и метания молодого поколения. Всё это вызвало непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и его противников, ставшее почвой диссидентского движения. Его подъём приходится на вторую половину 60-х годов. Ярким проявлением стало правозащитное движение. Правозащитники организовывали различные акции по защите прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключённым и другое. В1968г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода советских войск в Чехословакию. Этот акт явился поводом для усиления репрессий.
Культура 60-х – середине 80-х годов развивалась с одной стороны, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база, продолжалось плодородное развитие всех сфер научной и художественной деятельности. С другой стороны, усилился идеологический пресс на деятелей культуры, особенно выступавших с позицией инакомыслия и не приятия советской современности. В 70г. создали свои лучшие произведения писатели В.М.Шукшин, А.В.Вампилов, Ю.В.Трифонов, Ю.В.Бондарев, Б.Л.Васильев, В.Г.Распутин, В.И.Белов, Б.А..Можаев.
Не все творческие работники вписывались в официальные структуры и отношения. В 1966г. за публикацию произведений на Западе были осуждены писатели А.Синявский, Ю.Даниэль. В 1974г. выслали из страны А.И.Солженицина. За границей оказались Кинорежиссеры А.Тарковский, театральный режиссер Ю.Любимов, писатель В.Некрасов, поэт И.Бордовский, виолончелист М.Ростропович. Авангардные направления в искусстве находились в полузапрете.
С середины 70-х была введена система государственных заказов в области кинематографии. Родилось понятие полочного фильма. Ограничивалось знакомство советской публики с искусством Запада. Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете».Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд».
В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки. Вполне очевидно, что наряду с положительным несомненным эффектом, который принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки).
3.Проблемы культуры в условиях формирования рынка.
В 90-е гг. сфера образования и науки продолжает оставаться преимущественно депрессионной. Кризис, начавшийся в 80-х, продолжает углубляться. Школьные учителя и преподаватели вузов из уважаемой и даже привилегированной группы населения, какой они были в советское время, переходят в разряд нищих «бюджетников», едва сводящих концы с концами. Процесс «утечки умов», начавшийся в годы Перестройки, приобретает поистине катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся в активном возрасте, оказываются, вынуждены оставить прежнее место работы в школе, университете или академическом институте и искать заработков на стороне. В лучшем случае они продолжают заниматься интеллектуальным трудом за границей по приглашению иностранных научных учреждений, в худшем – становятся мелкими торговцами, таксистами, уборщиками.
Вместе с тем в последнее время наметились некоторые признаки исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения, бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей (юриспруденция, менеджмент, политология и пр.) Система рыночных отношений позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые оказались способны давать образование, востребованное обществом. Это, однако, не решает проблемы в принципе. По-прежнему продолжают влачить жалкое существование фундаментальная наука, а ведь без нее теряются перспективы дальнейшего развития. Однако, несмотря на трудности, российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.
Информация о работе Осуществление культурных преобразований в 20-30-е гг.