Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:09, контрольная работа
Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиления процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа.
В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному (типография А. А. Левенсона в Мамонтовском пер., 1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот (1900—02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз — все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. Здание органически вписывается в окружающее пространство. В декоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены по рисункам зодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения — превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.
Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии «Утро России» (1907) можно назвать предконструктивистскими.
В Москве новый стиль
выразил себя особенно ярко, в частности
в творчестве одного из создателей
русского модерна Л.Н. Кекушева (дом
наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894—96; Никольские торговые ряды на Никольской
ул., 5; 1899— 1903 и др.). В неорусском стиле
работали А.В. Щусев (1873— 1949) — здание Казанского
вокзала в Москве (1913—24), В.М.
Васнецов — здание Третьяковской галереи
в Лаврушинском переулке (1901—06) и др. В
Петербурге же модерн испытал влияние
монументального классицизма, в результате
чего появился еще один стиль — неоклассицизм
(особняк А.А. Половцева на Каменном острове,
1911—13, архитектор И. А. Фомин).
По целостности подхода
и ансамблиевому решению
Скульптура
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866—1938), сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И. И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты нового метода — «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.
Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Гротескное, почти сатирическое изображение императора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументу Фальконе (Медному всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшего вздыбленного коня — «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной, пятящейся назад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности, Трубецкой усилил общее впечатление давящей грубой силы.
По-своему чужд монументальному
пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве
(1909) скульптора Н.А. Андреева (1873— 1932),
тонко передающий трагедию великого писателя,
«усталость сердца», столь созвучную эпохе.
Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности,
глубокого раздумья с налетом меланхолической
угрюмости.
Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной (1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа («Идущий», 1903; «Сидящий человек», 1912.). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями («Изергиль», 1904; «Старая», 1911 и др.).
Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова (1874—1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический «Самсон, разрывающий узы», 1902; психологический портрет «Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин», 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора — «Нике», 1906, мрамор; «Стрибог», 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогих странников — «Нищая братия», 1917, дерево.).
2. Продолжение
критического реализма в
Театр и музыка
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С. Станиславским (1863—1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858—1943
В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской (1864—1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б. Вахтангова (1883— 1922) отмечено поисками новых форм, его постановки 1911—12 гг. носят радостный, зрелищный характер.
В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра (1914) А.Я. Таиров (1885—1950) стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.
Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880—1942) и балерина А.П. Павлова (1881—1931). Русское искусство получило мировое признание («Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже, 1909—12).
Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки («Садко», 1896; «Сказка о царе Салтане», 1900; «Сказание о невидимом граде Китеже», 1904; «Золотой петушок»).
Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Профессор петербургской консерватории по классу композиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых учеников (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.).
Музыкально-общественная и дирижерская деятельность Глазунова в XX веке отличается большой интенсивностью. После смерти Римского-Корсакова в 1908 году он становится наиболее крупным музыкальным авторитетом в Петербурге. Вместе с тем растет его мировая известность как композитора. Большую работу проводит Глазунов, руководя музыкальными предприятиями Беляева (умершего в 1904 г.). Глазунов активно борется против проявлений модернизма и декадентства в творчестве, исполнительстве и педагогической деятельности.
С первых дней советской власти Глазунов сразу же активно включился в дело строительства советской музыкальной культуры, отдавая ему весь свой талант, опыт, энергию и знания, сохраняя и укрепляя великие традиции русской музыкальной классики. Правительство высоко оценило заслуги Глазунова, в 1922 году в связи с сорокалетним юбилеем его творческой деятельности ему было присвоено звание Народного артиста Республики. Композиторская деятельность Глазунова в XX веке несколько уступает по своей интенсивности предшествующему периоду. Однако и среди произведений, написанных в это время, выделяются многие замечательные сочинения. В начале XX века Глазунов сочиняет две свои последние симфонии: седьмую и восьмую, а также начинает работу над девятой, оставшейся незаконченной. К этому же времени относятся: программная симфоническая сюита «Из средних веков», концерт для скрипки с оркестром и две фортепьянные сонаты. Из более поздних произведений нужно назвать: два фортепьянных концерта, «Карельскую легенду» для симфонического оркестра, музыку к драме Лермонтова «Маскарад», а также шестой струнный квартет, написанный уже после революции (1921). За границей Глазунов написал концерт-балладу для виолончели с оркестром и седьмой квартет. В своих симфониях 1900-х годов Глазунов достигает наивысшего мастерства.
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова (1873—1943).
Живопись
На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения
действительности в формах этой действительности
происходило утверждение приоритета художественных
форм, отражающих реальность лишь косвенно.
Жанровая живопись в 90-е годы утратила
ведущую роль. Художники в поиске новых
тем обращались к изменениям в традиционном
укладе жизни. Их в равной мере привлекали
тема раскола крестьянской общины (С.А.
Коровин, «На миру», 1893, ГТГ), проза отупляющего
труда (А.Е. Архипов, «Прачки», 1901, ГТГ) и
революционные события 1905 г. (С.В. Иванов,
«Расстрел», 1905, Гос. муз. рев., Москва).
Размывание границ между жанрами на рубеже
веков в исторической теме привело к появлению
историко-бытового жанра. Не глобальные
исторические события интересовали вдохновенного
певца русской старины А.П. Рябушкина (1871—1924),
а эстетика русского быта XVII в., утонченная
красота древнерусского узорочья, подчеркнутая
декоративность.
В исторических полотнах А. В. Васнецова
находим развитие пейзажного начала («Улица
в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ).
Творчество М.В. Нестерова (1862—1942) представляло
вариант ретроспективного пейзажа, через
который передана высокая духовность
героев («Видение отроку Варфоломею»,
1889-90, ГТГ, «Великий постриг», 1898, ГРМ).
К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов. Начав свой путь художника в абрамцевском кружке мецената С. И. Мамонтова (1841—1918), объединившего лучшие художественные силы Москвы, во второй половине 80-х годов вместе с Мамонтовым Коровин посетил Париж и Испанию, это предопределило начало нового этапа его творчества. Художник все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Вновь посетив Париж, он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно- повествовательными, ни психологическими мотивами («Париж», 1902; «Париж вечером», 1907; «Париж. Бульвар капуцинок», 1911, ГТГ). В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах («Цветы», 1911; «Розы и фиалки», 1912; «Сирень», 1915 и др). Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина — это «пиршество для глаз».
Центральная фигура искусства
рубежа веков— В.А. Серов (1865—1911). Художник работал
в разных жанрах, но особенно значительно
его дарование портретиста, наделенного
обостренным чувством красоты и способностью
к трезвому анализу (портреты К. Коровина,
1891; М. Ермоловой, 1905, ГТГ; кн. Орловой, 1911,
все в ГРМ). Поиски законов художественной
трансформации действительности, стремление
к символическим обобщениям привели к
изменению художественного языка: от импрессионистической
достоверности полотен 80 — 90-х годов к
условности модерна в исторических композициях
(«Петр I», 1907, ГТГ) и цикле на античные сюжеты
(«Похищение Европы», 1910, ГТГ).
Один за другим вошли
в русскую культуру два мастера
живописного символизма, создавшие
в своих произведениях возвышенный мир — М. Врубель и В. Борисов-Мусатов.
Творческая индивидуальность М.А. Врубеля
(1856—1910) проявилась в различных видах
искусства: в монументальном декоративном
панно («Испания», 1894) и станковой картине
(«Царевна-лебедь», 1900, ГТГ), портрете (С.
И. Мамонтов, 1897, ГТГ; портрет жены художника
Н.И. Забелы- Врубель, 1904, ГРМ) и театральной
декорации (к операм Римского-Корсакова
«Снегурочка» и др.), книжной иллюстрации
(к Лермонтову) и майоликовой скульптуре
(«Волхова»).
Творчество Н.К. Рериха (1874—1947) обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», 1897, ГТГ; «Заморские гости», 1901, ГРМ; «Никола», 1916, КМРИ). Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. И это не случайно, ведь учителем Рериха в Академии художеств был известный пейзажист А.И. Куинджи. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн (использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные), так и с увлечением культурой древней Индии (противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала).
А.В. Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая «Красная мебель» (1920).
Илья Ефимович Репин - художник-реалист, портретист, жанрист,
писатель.
Первый успех к Репину пришел в 1873 году
на выставке в Вене с работой «Бурлаки
на Волге».Творческий диапазон художника
был огромен: картины из современной народной
жизни («Крестный ход в Курской губернии»),
портреты («В.В. Стасов», «П.А. Стрепетова»),
сюжеты из славянской мифологии(«Садко»).
Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно- политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.
Информация о работе Отечественная культура «серебряного» века