Отношение к смерти, болезням, врачебной помощи и врачевателям в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:16, реферат

Краткое описание

Смерть, какой она была на протяжении долгих эпох древнейшей истории и, может быть, еще доисторической эры, вне времени. В эпоху европейского средневековья доминировала точка зрения о том, что смерть - это кара Господа за первородный грех Адама и Евы. Смерть сама по себе - это зло, несчастье, но оно преодолевается верой в Бога, верой в то, что Христос спасет мир, а праведников после смерти ждет блаженное существование в раю.

Содержание

Отношение к смерти в средние века……………………………….……………….3
Отношение к болезням………………………………………………………………9
Отношение к врачебной помощи и врачевателям в средние века………………12
Список использованной литературы……………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

история культуры.отношение к смерти.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Определяющую  роль в медицине и медико-санитарном деле играла церковь. По мнению многих историков медицины, монахи лечили главным образом «постом и  молитвой», хотя не исключено, что в монастырских больницах использовались и рациональные средства, почерпнутые из народной медицины и работ античных авторов. Монахам, в руках которых было сосредоточено дело просвещения, запрещалось заниматься хирургией: «...церкви ненавистно кровопролитие»,— гласили постановления ряда церковных соборов.[8]

К корпорации медиков примыкали банщики и цирюльники, которые могли поставить банки, пустить кровь вправить вывихи и переломы, обработать рану. Там, где недоставало врачей, на цирюльниках лежала обязанность наблюдения за публичными домами, изоляции прокаженных и лечения чумных больных.

Медицинской практикой занимались также и  палачи, пользовавшие тех, кто подвергался пытке или наказанию.

Иногда  медицинскую помощь оказывали и  аптекари, хотя официально медицинская практика была им запрещена. В раннее средневековье в Европе (кроме арабской Испании) вообще не было аптекарей, врачи сами изготовляли необходимые лекарства. Первые аптеки появились в Италии в начале XI в. (Рим, 1016, Монте-Кассино, 1022). В Париже и Лондоне аптеки возникли гораздо позже - только в начале XIV в. До XVI в. врачи не писали рецептов, а сами посещали аптекаря и указывали ему, какое лекарство следует приготовить.[9]

Для фармации эпохи Средневековья характерны сложные лекарственные прописи. Число ингредиентов, нередко несовместимых по действию, в одном рецепте доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия — териак, митридат (опал); основной составной их частью были змеиное мясо и змеиный яд. Фармация в Средние века была тесно связана с алхимией, которая, преследуя фантастические задачи (поиски «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото, попытки отыскать «жизненный эликсир» и панацею — всеисцеляющее средство от всех болезней), вместе с тем накапливала опыт исследования веществ.

Особый  случай — чудесные выздоровления. Они  знакомы всему средневековью. Даром  исцелять своим прикосновением золотуху обладали французские и английские короли. Многие отшельники и праведники были известны как целители. Выздороветь можно было и после молитвы перед чудотворной иконой или после паломничества в святые места. Так, в XV в. в Овьедо, испанском городе, который славился своими реликвиями, немой, молчавший несколько месяцев, заговорил после поста и молитвы, что и было засвидетельствовано особой грамотой и нотариусом. Не стоит думать, что такие случаи— обязательно мошенничество или россказни. Многие из вылеченных таким образом болезней, видимо, были следствием нервного расстройства, и больные выздоравливали в результате длительного напряжения сил, ожидания и веры, что известно и более поздней медицине.[10]

На Руси, как свидетельствуют летописи и  другие источники, мероприятия по предупреждению заразных заболеваний проводились  с давних времен, еще в период удельной раздробленности. Эти мероприятия продолжали развиваться в Московском феодальном государстве. Для предупреждения широко распространенной в Средние века «проказы» применялись разные меры: изоляция «прокаженных» в лазареты, снабжение «прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для предупреждения издалека здоровых во избежание соприкосновения; у городских ворот ставили особых привратников для осмотра и задержки подозрительных на «проказу». Издавались правила, согласно которым «прокаженным» запрещалось посещать церкви, мельницы, пекарни, булочные, колодцы, источники. Этот перечень, в котором на первом месте стоят места скопления людей, на втором — места изготовления н продажи пищи и источников питьевой воды, ясно говорит о наличии наблюдений о путях распространения заразных болезней.

Медицина  средневековой Европы не была бесплодной. Она накопила большой опыт в области  хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных болезней, разработала  ряд мер противоэпидемического  характера; возникли больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное законодательство и т. д. В результате развития экономики созрели условия для коренных преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных наук, начало которым было положено эпохой Возрождения.

Врачевание  окончательно становится делом людей  светских — профессиональных врачей, получающих теоретическую подготовку на медицинских факультетах университетов, и разного рода лекарей, цирюльников, "бродячих медиков", владеющих  не только умением изготавливать всевозможные "чудодейственные" бальзамы и микстуры, но и определенной суммой позитивных знаний и опыта, что позволяет удалить больной зуб, вскрыть нарыв, принять роды, пустить кровь и т. п.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Арьес Ф. Смерть как проблема исторической антропологии. [Электронный ресурс]  http://lib.rus.ec/b/192582/read
  2. Сельченок К..В.  Психология смерти и умирания. Библиотека практической психологии. [Электронный ресурс] http://www.aquarun.ru/psih/smert/default.htm
  3. Абсентис Д. Христианство и спорынья. [Электронный ресурс] http://lib.rus.ec/b/146330/read
  4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - Сретенск: МЦИФИ, 2000.
  5. Бородулин Ф.Б. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медгиз, 1961.
  6. Менье Л. История медицины. – М.: Гос. Изд., 1986.
  7. Бергер Е. Средневековый город. - М., 2000.
  8. Ковнер С. Средневековая медицина. - СПб.: 1898.
  9. Бобров О.Е. Медицина (нравы, судьбы, бесправие). [Электронный ресурс] http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/bioetica/Medicina.htm
  10. Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 1997.
  11. Сорокина Т.С. История медицины.2002.

Информация о работе Отношение к смерти, болезням, врачебной помощи и врачевателям в средние века