Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 13:35, курсовая работа
Целью работы является изучение культурных ценностей, их безопасность и защищенность.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· познакомиться с безопасностью и защитой культурных ценностей;
· определить степень защиты культурных ценностей;
· рассмотреть безопасность культурных ценностей.
Введение……………………………………………………………………………………….………...2
Глава 1. Культурные ценности
1.1 Ценности. Ценности культуры………………………………………………………………………………………….……...3
1.2 Классификация культурных ценностей………………………………………………..………….4
Глава 2. Охрана культурных ценностей………………………………………………………………6
2.1 Проблема обеспечения безопасности культурных ценностей………………………………......7
2.2 Необходимость обеспечения безопасности культурных ценностей……………………………8
2.3 Контроль государства………………………………………………………………………….......11
Заключение…………………………………………………………………………………………...…13
Список литературы…………………………………………………
Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ (за исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов РФ, государственных музеях и библиотеках системы Минкультуры РФ, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН)
Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:
мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства
предметы и коллекции обмундирования и снаряжения производственного, военного и иного назначения, созданные более 50 лет назад
предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад
предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок
Художественные ценности (за исключением живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, созданных менее 50 лет назад, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящихся на государственном учете и отнесенных по результатам экспертизы к предметам культурного назначения):
произведения живописи, скульптуры
произведения графики и оригинальные графические печатные формы
авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи
предметы отправления религиозных культов различных конфессий
предметы декоративно-прикладного искусства
художественно оформленное оружие
Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства
Печатные издания, созданные более 50 лет назад
Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад
Уникальные и редкие музыкальные инструменты, в том числе авторские народные инструменты, созданные более 50 лет назад (за исключением музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) изготовления, в том числе народных инструментов (балалайки, домры, баяны и т.п.)). На струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычки, не являющиеся уникальными и редкими, может оформляться паспорт, в котором Минкультуры России или его территориальными управлениями по сохранению культурных ценностей производится следующая запись: "Россвязьохранкультура (или ее территориальное управление) подтверждает, что данный музыкальный инструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и может вывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации". Данная запись заверяется подписью должностного лица и печатью Россвязьохранкультуры либо ее территориального управления.
Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные почтовые карточки и конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 50 лет назад
Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад
Старинные ордена и медали (за исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным или его наследниками, а также значков), а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад
Редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия, в том числе:
растения, животные и их части, независимо от способа консервации (включая гербарии, чучела, скорлупы и т.п.)
искусственные или естественные препараты целых организмов (в том числе ископаемых), отдельных органов, их частей или систем
остатки ископаемых организмов и/или их частей (в том числе их отпечатки) независимо от сохранности
образцы и коллекции минералов (кроме синтетических), горных пород и природных некристаллических веществ земного и внеземного происхождения
К культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.
Запрещены к вывозу движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ независимо от времени их создания [27]
движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры
культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей
культурные ценности, созданные более 100 лет назад
Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.
В соответствии с международными договорами и законодательством РФ культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению.
Глава 2. Охрана культурных ценностей
Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая на международной конференции в Гааге 14 мая 1954, г., предусматривает следующие меры [14]:
а) запрещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;
б) запрещение, предупреждение и пресечение любых актов кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей; в) запрещение реквизиции и принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей. Первый Дополнительный протокол 1977 г. запрещает какие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Протокол дополняет систему гарантий защиты культурных ценностей, введенную Гаагской конвенцией 1954 г.
Наиболее важные культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. [9]
Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов, должны быть обозначены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой. Гаагская конвенция 1954 года, как было упомянуто выше, предусматривает два вида защиты ценностей культуры. При общем режиме защиты специальный список ценностей культуры не составляется, и защита их может быть снята в случае «настоятельной военной необходимости». Специальная защита, задуманная для сохранения таких ценностей культуры, как Версаль, Тадж-Махал или Эрмитаж, требует внесения соответствующих культурных ценностей в Международный Реестр культурных ценностей, и их защита может быть снята лишь в «исключительных случаях неизбежной военной необходимости». Однако эта система специальной защиты в целом не имела успеха и оказалась не жизненной. За 50 лет существования Гаагской конвенции в Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, внесено только 6 объектов (!) - Ватикан и пять центров хранения культурных ценностей (в Австрии, Голландии и Германии). [23]
Важно отметить, что Пакт защищает движимые и недвижимые ценности культуры. Некоторые авторы выражают мнение, что Пакт Рериха ставит под защиту только недвижимые ценности культуры. К примеру, защита музеев, о которой говорит статья первая Пакта, означает защиту здания музеев и их экспонатов. Музей объединяет в едином целом здание и хранимые в нем движимые культурные ценности, и это целое нельзя разорвать, ибо здание само по себе - не музей, но в лучшем случае памятник архитектуры. Этот аргумент относится и к движимым культурным ценностям в научных, образовательных, культурных и художественных учреждениях, охраняемых Пактом Рериха.
Пакт охраняет персонал вышеназванных культурных, научных и образовательных учреждений.
Пакт впервые ввел и установил в международном праве следующие принципы и правила:
- ценности культуры
независимо от их
- они безоговорочно
подлежат защите и уважению
во время вооруженного
- культурные ценности теряют иммунитет только в случае их использования в военных целях;
- ценности культуры
подлежат защите в равной мере
как в международном
- культурные ценности
подлежат защите в мирное
- ценности культуры должны быть зарегистрированы и включены в список с целью защиты, как в мирное, так и в военное время;
- устанавливается общеизвестный
и обязательный знак для
- в отношении иностранных
культурных ценностей
Гаагская конвенция 1954 года - восприемник многих важнейших принципов и положений Пакта Рериха, однако она в большой степени следует колеей, проложенной Гаагскими конвенциями начала ХХ века, подчиняя защиту ценностей культуры военной необходимости. [12]
В 1972 году в Париже была принята Конвенция о сохранении мирового культурного и природного наследия. Хотя Конвенция нигде не ссылается на Пакт Рериха, нет никаких сомнений, что она закрепляет и развивает установленный Пактом принцип защиты ценностей культуры в мирное время.
2.1 Проблема обеспечения
На протяжении последних десятилетий довольно часто обсуждается тема сохранения культурного наследия. Обширный интерес к этому вопросу связан с развитием музейного дела и туризма, а также с ростом количества образовательных учреждений и, как следствие, с расширением круга читателей библиотек. Обеспечение доступа к музейным ценностям и библиотечным фондам без ущерба для самих коллекций - одна из наиважнейших задач и проблем нашего времени.
Проблема обеспечения безопасности культурных ценностей приобрела в последние годы такую остроту, что Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации определило ее одной из главенствующих в деятельности учреждений культуры. Вопрос нормативного регулирования работы уже созданных в десятках музеев и библиотек служб безопасности пока еще не решен. Отсутствие единого стандарта, регламентирующего порядок использования способов и средств противопожарной защиты объектов, хранящих культурные ценности, ведет к принятию необдуманных мер по применению несоответствующих или неэффективных установок сигнализации, пожаротушения, огнезащитных и огнетушащих составов, быстро теряющих свойства или повреждающих культурные и материальные ценности. Реализация подобных проектов может повлечь несвоевременную эвакуацию служащих и посетителей из помещений в случае пожара, нанести ущерб здоровью людей, представлять угрозу их жизни, привести к утратам и порче культурных ценностей, а также к неоправданным финансовым затратам. Продолжающиеся кражи исторических и культурных раритетов из музеев и библиотек, утраты памятников в результате пожаров и аварий свидетельствуют об отсутствии надежной охраны и недостаточном оснащении системами безопасности подавляющего большинства учреждений культуры. [7]
Такое тяжелое положение с защитой культурных ценностей вызвано многими факторами, прежде всего крайне низким финансированием этой сферы в течение длительного времени. Зачастую средств для обеспечения безопасности катастрофически не хватает и приходится изыскивать их из разных источников. При постоянно возрастающей стоимости услуг государственных и частных охранных предприятий, имея общую систему финансирования, одни руководители в целях обеспечения безопасности вверенных им учреждений культуры закрывают выставочные, культурно-просветительские, реставрационные проекты, другие из-за отсутствия средств снимают милицейскую и пожарную охрану, в том числе централизованную, оставляя музеи и библиотеки совершенно незащищенными. [28]
Организация эффективной системы безопасности должна включать в себя не только регулярное совершенствование средств и способов защиты объектов культуры от пожаров, преступных посягательств, других факторов опасности, угрожающих сохранности фондов, но и управление потоками посетителей, скопление которых в отдельных залах может привести как к несчастному случаю, так и к умышленной порче произведений искусства.
Пакт Рериха - основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее. Он является первым международным договором, который целостно решает вопросы защиты культурных ценностей. Пакт стал основой современной международной правовой системы защиты ценностей культуры. Он дал огромные возможности для охранения культуры и несет в себе новые перспективы для будущего. Некоторые из этих возможностей в прошлом были использованы, другие были потеряны. От нас зависит, насколько мы сумеем во имя Культуры воплотить то новое, что заложено в Пакте. [10]
Для обоснования вышесказанного обратимся к юридическим установлениям Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Сравним положения Пакта Рериха и принятой в 1954 году Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и, в частности, характер защиты, которую эти договоры предусматривают, а также объекты защиты, условия регистрации этих объектов и знак защиты ценностей культуры. При анализе будут рассмотрены и иные акты международного права: Протокол І 1977 года к Женевским конвенциям Красного Креста, Второй дополнительный протокол 1999 года к Гаагской конвенции 1954 года и другие.
2.2 Необходимость обеспечения
Согласно пункту первому статьи 4 Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, ценности культуры не должны быть объектом враждебных действий, направленных против них, и не должны быть использованы в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению. Однако сразу же, в пункте втором этой статьи, сказано: «Обязательства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть нарушены только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения».