Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:38, контрольная работа
XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи. Однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия — государственное переустройство общества. Выбор между западным или славянским путями развития , положение крестьянства в России. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России.
Введение.
Поэзия.
Русская живопись.
Архитектура.
Музыка.
Заключение.
Список литературы.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Дальневосточный государственный
По дисциплине: Культурология
Тема: Оценка русской культуры 19 века как золотого века
XIX век вобрал
в себя, переосмыслил или развил
многие тенденции, сложившиеся
в русской культуре в
Никогда державу не
сотрясали столь многочисленные общественные
движения: революционеры, разночинцы,
анархисты, народники, марксисты...
Россия продолжала расширять свои территории
и стала огромной страной-империей. Начатые
в XVIII в. реформы и преобразования также
продолжались, Россия ускоренно изменялась,
обретая свое законное место среди ведущих
держав мира.
В сфере культуры XIX столетие стало для
России временем невиданного взлета и
расцвета. По богатству литературы, изобразительного
искусства, музыки этот век несравним
ни с каким другим периодом истории не
только русской, но и мировой культуры.
Если в XVIII в.Россия громко заявила всему
миру о своем существовании, то в XIX в. она
буквально ворвалась в мировую культуру,
заняв там одно из самых почетных мест.
Это произошло благодаря тому, что Россия
подарила миру гениев в литературе, живописи,
музыке, архитектуре, философии и тем самым
внесла огромный вклад в сокровищницу
общечеловеческой культуры. Именно в XIX
в. российская культура, став классической,
создала совершенные образы и произведения,
на которые ориентировались многие поколения
людей и художников в своей жизни и творчестве.
Все это позволяет назвать XIX век золотым
веком русской культуры.
Поэзия. В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.
Именно рассвет литературы
позволил определить первую половину
19 века как «золотой век» русской
культуры. Писатели, отражавшие русскую
действительность, занимали разные общественно-политические
позиции. Существовали различные художественные
стили (методы), сторонники которых
придерживались противоположных убеждений.
В литературе первой половины 19 века
закладывались те основополагающие принципы,
которые определяли её дальнейшее развитие:
народность, высокие гуманистические
идеалы, гражданственность и чувство национального
самосознания, патриотизм, поиски социальной
справедливости. Литература становилась
важным средством формирования общественного
сознания.
На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место
сентиментализму. В конце своего творческого
пути к этому методу пришел Г.Р.Державин.
Главным представителем русского сентиментализма
был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть
«Бедная Лиза»).
Русский сентиментализм просуществовал
недолго. Героические события войны 1812
года способствовали появлению романтизма.
Романтизм оказал заметное влияние на
раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Во второй четверти 19 в. в европейской
литературе начал утверждаться реализм.
В России его основоположником стал А.С.Пушкин.
После создания романа «Евгений Онегин»
этот художественный метод стал доминирующим.
В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,
Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова
отчётливо проявились характерные черты
реализма: правдивое отображение действительности
во всем её многообразии, внимание к простому
человеку, обнажение отрицательных явлений
жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины
и народа.
Развитие литературы происходило в сложных
социально-политических условиях. Её постоянное
соприкосновение с передовыми течениями
общественной мысли вынуждало правительство
применять к литераторам запретительные
и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный
современниками «чугунным», сменил прежний
(1804г.), более либеральный. Теперь цензор
мог по своему усмотрению кромсать текст,
убирая из него все, что ему казалось оскорбительным
для самодержавия и церкви.
Русская живопись. Для русского изобразительного
искусства также были характерны романтизм
и реализм. Однако официально признанным
методом был классицизм. Академия художеств
стала консервативным и косным учреждением,
препятствовавшим любым попыткам свободы
творчества. Она требовала строго следовать
канонам классицизма, поощряла написание
картин на библейские и мифологические
сюжеты. Молодых талантливых русских художников
не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому
они чаще, чем прежде, обращались к портретному
жанру.
Два замечательных портретиста своего
времени – Орест Адамович Кипренский
(1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
– Оставили нам прижизненные портреты
Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит
торжественно и романтично, в ореоле поэтической
славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему
обаятелен.
В 1803 г. на раскопках античного
города Помпеи побывал русский художник
Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним
мостовым, любовался фресками, и в его
воображении вставала та трагическая
ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан
раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося
Везувия. Через три года картина «Последний
день Помпеи» совершила триумфальное
шествие из Италии в Россию. В это время
начинается эпоха академической живописи.
Поистине с пушкинским изяществом он умел
запечатлеть на холсте и красоту обнаженного
человеческого тела, и дрожание солнечного
луча на зеленом листе. Немеркнувшими
шедеврами русской живописи навсегда
останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия»,
«Итальянское детство», многочисленные
парадные и интимные портреты. Однако
художник всегда тяготел к большим историческим
темам, к изображению значительных событий
человеческой истории.
Своей вершины академическая живопись
достигла в творчестве Александра Андреевича
Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он
над картиной «Явление Христа народу»,
в которую вложил всю мощь и яркость своего
таланта. На переднем плане его грандиозного
полотна в глаза бросается мужественная
фигура Иоанна Крестителя, указывающего
народу на приближающегося Христа. Его
фигура дана в отдалении. Он еще не пришел,
он идет, он обязательно придет, говорит
художник. И светлеют, очищаются лица и
души тех, кто ожидает Спасителя.
В первой половине 19 в. в русскую живописи
входит бытовой сюжет. Одним из первых
к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил
свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро
помещицы» изображению крестьян. Его традиции
продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852).
Свой путь художника-сатирика он начинал,
будучи офицером-гвардейцем. Тогда он
делал веселые, озорные зарисовки армейского
быта. В 1842 г. на академической выставке
была представлена его картина «Свежий
кавалер».
Лучшие творения художников попали в коллекции
вельмож, оседали в запасниках Академии
художеств. Их мало кто видел. Создание
общедоступных художественных музеев
в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери
Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных
сокровищ было превращено в национальный
музей, доступный для публики.
Архитектура Первую треть XIX называют “золотым
веком” русской культуры. Начало его совпало
с эпохой классицизма в русской литературе
и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма
отличаются чётким и спокойным ритмом,
выверенностью пропорций. Ещё в середине
XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб
и был во многом похож на Москву. Затем
началась регулярная застройка города.
Петербургский классицизм - это архитектура
не отдельных зданий, а целых ансамблей,
поражающих своим единством и гармоничностью.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства
по проекту Захарова А. Д. Принципиальное
значение имело возведение в начале XIX
века здания Биржи на стрелке Васильевского
острова. Невский проспект, главная магистраль
Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля
с постройкой Казанского собора. Сорок
лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский
собор в Петербурге - самое большое здание,
возведённое в России в первой половине
XIX века. По замыслу правительства собор
должен был олицетворять мощь и незыблемость
самодержавия, его тесный союз с православной
церковью. По проекту Росси были построены
здания Сената и Синода, Александринского
театра, Михайловского дворца. Старый
Петербург, оставленный нам в наследство
Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном,
Росси и др. выдающимися архитекторами,
- это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм
внёс свои яркие краски. После пожара 1812
года в Москве были возведены Большой
театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому,
под руководством архитектора Тона построен
Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году
на берегу Москвы-реки был заложен храм
Христа Спасителя в память избавления
России от наполеоновского нашествия.
В 1852 году в культурной жизни России произошло
примечательное событие. Открыл свои двери
Эрмитаж, где были собраны художественные
сокровища императорской фамилии. В России
появился первый общедоступный художественный
музей.
Музыка. В русской музыке второй половины столетия
отчетливо проступила тенденция к усвоению
лучших достижений других видов художественной
культуры, в особенности литературы. И
это был не простой перевод с языка литературы
на язык музыкальных образов; взаимодействуя
с достижениями других искусств, музыка
одновременно формировала свою картину
мира и свои способы осмысления жизни
и истории отечества. Поэтому музыкальное
искусство этих лет отличается широким
жанровым разнообразием. Совершенства
достигло оперное искусство, которое использовало
сюжеты русской истории, культуры, быта
и раскрывало психологию национального
характера. Появилась целая плеяда композиторов,
в сочинениях которых центральное место
занимали человек с его сложным душевным
миром и народ, угнетенный, страдающий,
но обладающий огромной нравственной
силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («
Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творческое содружество единомышленников, состоял из пяти русских композиторов — М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
Несмотря на то, что в истории практически
нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего
влияния на последующий ход развития культуры,
XIX век в России можно назвать самым ярким
ее этапом. Это период роста национального
самосознания, сформировавшегося в процессе
борьбы против французского нашествия.
Но одновременно с этим складывается и
развивается резко критический взгляд
на социальное устройство российской
действительности. Результатом становится
декабристское восстание, продемонстрировавшее
появление нового менталитета русской
интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее
выделение этого слоя общества.
Общественная мысль этого периода пытается
найти разрешение главных проблем времени:
государственного переустройства, крестьянской
реформы и самого человека. Так ищется
путь, по которому должно идти российское
общество. Взгляды мыслителей кардинально
разделяются: не только славянофилы и
западники, но и петрашевцы, народники,
социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные
способы разрешения российских проблем.
Особого расцвета достигает в XIX веке русское
искусство, во всех своих видах и формах
явившее миру соцветие великих имен гениев
мирового масштаба. В искусстве всего
за одно столетие осуществился процесс
развития самых различных стилей и направлений
от классицизма до реализма.
Таким образом, русская культура второй
половины XIX столетия вправе гордиться
великими именами. Классического совершенства
достигли литература, живопись и музыка.
Произведения гениев русского искусства
позволили раскрыть необъятный мир человеческой
личности. Метод реализма был первой попыткой
в познании этого мира.
1. Балакина Т.И. История отечественной
культуры. М., 1994. Ч. 2.
2. Георгиева Т.О. История русской культуры.
М., 1998.
3. Кондаков И.В. Введение в историю русской
культуры. М., 1997.
4. Ценностный мир русской культуры. СПб.,
1995.
Информация о работе Оценка русской культуры 19 века как золотого века