О происхождении ведической традиции, ее месте в истории европейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:43, доклад

Краткое описание

Принято считать, что только первоначальные четыре Веды - Риг (Книга гимнов), Атхарва (Веда заклинаний), Йаджур (Веда жертвоприношений) и Сама (Веда мелодий) - являются подлинной ведической литературой. Существует мнение, согласно которому к ведической литературе относятся также Махабхарата, первоначальная версия Рамаяны, Пураны, а также такие непосредственно примыкающие к ней произведения, как Самхиты и комментарии различных учителей, которые определяли дальнейшее развитие ведической мысли.

Вложенные файлы: 1 файл

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЕДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.docx

— 22.36 Кб (Скачать файл)

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВЕДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ, ЕЕ МЕСТЕ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сегодня существует много причин, по которым мы вновь и вновь  обращаемся к нашей истории. Это  и переосмысление некоторых моментов и попытки заполнить "белые  пятна" и, даже, национальные вопросы  и проблемы национального самосознания отдельных этносов.

Славяне - индоевропейцы. По языку  и культуре они близки к другим индоевропейским народам. Индоевропейцы  когда-то составляли единый этнос и  имели единую религию - ведизм. Религию  древних индоевропейцев наиболее полно  сохранили древнеиндийские Веды.

Принято считать, что только первоначальные четыре Веды - Риг (Книга гимнов), Атхарва (Веда заклинаний), Йаджур (Веда жертвоприношений) и Сама (Веда мелодий) - являются подлинной ведической литературой. Существует мнение, согласно которому к ведической литературе относятся также Махабхарата, первоначальная версия Рамаяны, Пураны, а также такие непосредственно примыкающие к ней произведения, как Самхиты и комментарии различных учителей, которые определяли дальнейшее развитие ведической мысли.

Веды с давних времен привлекают к себе внимание все новых и  новых исследователей. Сначала европейские  ученые видели в них лишь патриархальную поэзию, но со временем они открыли  в них не только источник всех индоевропейских  мифов и всех классических Богов, но и искусно организованный культ, глубокую духовную и метафизическую систему.

О происхождении Вед говорят  сами ведические писания. В Брихад-аранйака Упанишада сообщает: "Риг-веда, Сама-веда, Йаджур-веда, Атхарва-веда и Пураны - все это дыхание Абсолютной истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с его стороны, с той же легкостью, с какой дышит человек". Разумеется, такое объяснение нас не устраивает. Авторами вед принято считать легендарных ариев.

Происхождение народа, называвшего  себя "арии" (арьи, арьяны, арийцы) до сих пор не выяснено. Согласно некоторым гипотезам арии - это потомки не менее легендарных гиперборейцев, живших в стране называвшейся, соответственно, Гиперборея ("гипер" - крайний, "борей" - север). Эта страна находилась за полярным кругом, и отличалась мягким и теплым климатом. Это объяснялось тем, что в то время (доктор психологических наук, профессор, академик В.М. Кандыба называет дату 18 млн. лет до н.э.) магнитные полюса Земли располагались несколько иначе, нежели сейчас. На карте Герарда Меркатора, составленной им в 16 веке на основе неких древних материалов, вокруг арктического пояса четко изображена земля - большой материк, разделенный четырьмя широкими реками-проливами на четыре части, в середине находится легендарная гора Меру, описанная еще в индийском эпосе Махабхарате. В результате некоего катаклизма гиперборейцы были вынуждены покинуть свою полярную родину. Они двигались с Севера на Юг, неся с собой свою некогда великую культуру.

Согласно другим теориям, носящим  ярко выраженный славянофильский характер, население Гипербореи, или как  еще ее часто называют - Арктиды, являлось прославянским этносом и говорили гиперборейцы на древнеславянском языке. Соответственно сегодня русский, и другие родственные ему народы, являются непосредственными носителями ведической культуры. В подтверждение этой теории исследователи приводят многочисленные аналогии в произношении слов на санскрите и древнеславянском языках. Так, например, согласно им даже санскритское наименование "арьяны" произошло от русского слова "апрян" - т.е. "против споров", и означало оно мирного, невоинственного человека. Обвиняя западных, и не только, исследователей в том, что те не желают принимать этот факт, они сами демонстрируют полную некомпетентность в предмете исследования. Эти утверждения основаны на вольной трактовке сходных моментов различных источников, в основном Ригведы, Махабхараты и Авесты. Однозначной родственной связи древних славян с древними ариями до сих пор не установлено. Наиболее правдоподобной выглядит версия о том, что древние славяне наследовали фрагменты культуры ариев.

Арии почитали разных богов, которые, в частности, олицетворяли природные  стихии, например, огонь, воду и воздух. Верховным богом у ариев был бог-воин Индра, идеал арийского война. Было бы странно, если бы "мирный и невоинственный" народ так почитал бога-воителя.

Но следы пребывания ариев на территории, которую сегодня заселяют славянские народы, действительно есть. Так, одна из самых интересных находок - руины города-обсерватории Аркаима, найденные на территории Челябинской области. Данные о нем стали поступать с 1952 года. Г.Б. Зданович, кандидат исторических наук, зав. кафедрой истории и этнографии Челябинского гос. университета, один из первооткрывателей Аркаима (а сейчас - директор заповедника Аркаим) говорит о том, что Аркаим был построен примерно в 18 веке до н.э. Это современники Крито-Микенской цивилизации, это среднее царство Египта, это очень далекая древность. И, безусловно, это индоевропейцы, одна из древнейших индоевропейских цивилизаций. Более конкретно - это то мгновение, о котором говорят как об арийской культуре. Это очень глубокие пласты индийских и иранских источников, самые корни, т.е. это начало, это исток европейской философии и культуры.

Около 1500 г. до н.э. арии захватили значительную часть Северной Индии, к 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья. Мирные посольства были посланы и на юг. Там (в отличие от севера) им не удалось оказать глубокого воздействия на дравидийскую культуру. Поэтому и по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. Археологическим свидетельством пребывания ариев на территории Индии стала "культура серой расписной керамики".

К первым векам арийского владычества  в Индии относятся древнейшие литературные произведения ариев - веды (древнеинд. веда - знание), 2000-1500 гг. до н.э. На протяжении столетий культура и религия ариев смешивались с культурой прежних жителей этих мест. Так складывался брахманизм, который уже пытался объяснить мир с помощью абстрактных понятий. В этот период сложилось и учение о переселении душ, в соответствии с которым поступки человека в нынешней жизни определяют его удел и кастовую принадлежность в последующих. Поскольку правила брахманизма, предшественника современного индуизма, были связаны со строгими и сложными ритуалами жертвоприношений, огромное значение в обществе приобрели жрецы. Воины и военный бог Индра лишились былой власти. В Упанишадах, философских сочинениях в стихах и прозе синкретического содержания, возникших около 800 г. до н.э., отразились сложные религиозно-философские построения, например, учение об особом мистическом знании, достигаемом медитацией. Параллельно с этим вновь усиливается культ животных: исчезли жертвоприношения живых существ, коровы снова стали считаться священными, предпочтение отдавалось вегетарианской пище. Это постепенное изменение обычаев и нравов можно проследить по великому индоарийскому эпосу Махабхарата, который в дошедшей до нас форме сложился около 200 г. до н.э., однако на его формирование ушло не одно столетие.

Эпоха завоевания Индии в истории  ариев, согласно археологическим данным, характерна кастовостью, в которой наблюдаются все те пороки, которые известны и в наше время. Центрами власти у ариев были многочисленные княжества, где важную роль играли брахманы как верховные жрецы и советники. У местного населения арии заимствовали институт каст (варн), который теперь оформился в иерархически организованную систему четырех каст. Самое высокое положение занимали брахманы (жрецы), за ними следовали кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники) и, наконец, шудры (крестьяне и слуги). Вне этого строго разделенного общества стояли неприкасаемые, представители еще не ассимилированных племен и так называемых "нечистых" профессий, например, бродяги. Сами арии занимали в этой системе высшие ранги; и сегодня в высших кастах преобладают индийцы со светлой кожей. Кроме того, индийский бог Рудра - единственный из индуистских божеств изображается со светлой кожей и русыми волосами. Все это - память о приходе ариев.

Важно отметить, что судя по материалам лингвистики, археологии и литературных памятников, отправление религиозных обрядов у индоариев в первый период их расселения в Индии не было связанно с воздвижением крупных алтарей и храмовых комплексов; последние стали создаваться в послеведийскую эпоху и в период формирования индуизма, что, по всей вероятности, можно объяснить влиянием местных доарийских верований.

Трудно ответить и на вопрос - "кто  же эти древние арии?". Так, например, причерноморские курганы, принадлежавшие, очевидно, древним ариям и их потомкам, хранят в себе память о полутора десятков древних культур. Курганы начали возводиться четыре тысячи лет назад и досыпались в течении тысячелетий.

Анализируя следы погребальных ритуалов этих культур, Ю. Шилов уже  в первой своей книге "Космические  тайны курганов" совместил их космические представления с  ведическими. Он пришел к выводу, что творцы курганов исповедовали веру, отраженную в Ведах. Сами же курганы, возможно, представляют закрытые для нас объемные картины ведического мироустройства.

Таким образом, на основе изложенных фактов попытаемся сделать некоторые  выводы.

Наиболее достоверной нам представляется версия о том, что арии были кочевниками. Кочевой образ жизни не предполагает некой обязательной "дикости". Известно, что кочевники изобрели штаны, стремена, саблю. Весьма вероятно, что в период захвата Индии  арии уже даже не составляли единый народ. Мы можем говорить об этом потому, что во-первых: арии, как и все кочевники, не строили храмов; во-вторых: Аркаим - это совсем небольшой город (его диаметр всего 160 метров). Следов мощного государства ариев с дорогами и городами (такими как Вавилон) мы не находим. Арийского государства, такого как Рим или Египет, скорее всего не было, во всяком случае, древние египтяне должны были заметить его существование уже потому, что древние арии были захватчиками. Или, возможно, такое государство существовало настолько давно, что память о нем к появлению первых известных нам цивилизаций уже стерлась.

Очевидно, что арии не обладали уровнем  развития техники и технологий выше, чем остальные народы. Исследователи  Аркаима с восхищением говорят о том, что уже около 2 тысяч лет назад он имел систему канализаций, водоснабжения, вентиляции и был построен с удивительной, для того времени, точностью. Но было бы несправедливо не сказать о том, что в доарийской Индии (в 3-2 тысячелетии до н.э.) уже существовала самобытная цивилизация. Горда, подобно Аркаиму, были обнесены стенами, улицы были прямыми и широкими, дома (обычно двухэтажные) располагались геометрически правильно и занимали иногда площадь в несколько сот метров и имели выложенные кирпичом колодцы, систему водоснабжения и канализацию. Поселения Индии имели мощные цитадели сосредоточившие в себе административные здания, крупные зернохранилища, что позволяет говорить о наличии сильной государственной власти. Население некоторых городов составляло не менее 100 тысяч человек. Таким образом, миф об ариях как о "народе-просветителе" несостоятелен.

Скорее всего, арии действительно  составляли некогда единый народ, разделившийся  позднее на обособленные племена. Более  того, их история уходит в очень  далекое прошлое. Это косвенно подтверждается тем фактом что было бы логично предположить что мифы разных народов, невступавших в контакт между собой должны существенно различаться, особенно их самые древние части. Но на практике мы видим совершенно иное: все древние мифы, касающиеся происхождения Земли, Неба, Человека и т.п. почти полностью тождественны друг другу. У древнеегипетской, древнеиндийской, прославянской космогонии настолько много общего, что это наталкивает нас на мысль о едином происхождении этих мифов. Таким образом, идея о том, что различные культуры имели некогда одни и те же корни не лишена основания... 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Всемирная история: В 24 т.  Т. 2. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек.- Мн.: Современный литератор, 1999.- 512 с.

2. История и идеология русского  народа. В. Кандыба, П. Золин. т.1.- СПб.:Издательство Лань, 1997.- 512с.

3. Мифы древнего Египта. Рак И.В.: изд. Петро-РИФ. С-Петербург, 1993г.

4. Мифы Древней Индии. Э. Темкин, В.Эрман. - М.: 2000.- 624 с.: илл.

5. Священные тексты народов мира. Элиаде М./Перевод с англ. В.Федорина. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 624с. - Серия "Академия"

6. Славянские боги и рождение  Руси. А.И. Асов. - М.: Вече, 2000.- 544 с.

7. Сравнительный словарь мифологической  символики в индоевропейских  языках: образ мира и миры образов.  М.М. Маковский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 416 с.: илл.


Информация о работе О происхождении ведической традиции, ее месте в истории европейской культуры