Памятники архитектуры Московского барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:37, доклад

Краткое описание

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».

Содержание

Введение

1 Предпосылки к появлению

2 Хронологические рамки стиля

3 Внутрестилевые течения

3.1 Строгановский стиль

3.2 Нарышкинский стиль

3.3 Голицинский стиль

3.4 стиль Прозоровских



4 Основные постройки

4.1 Культовые здания

4.2 Жилые здания

4.3 Общественные здания

4.4 Инженерные и оборонительные сооружения

Вложенные файлы: 1 файл

доклад1.docx

— 22.83 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                            ПГС-II-5

                                                                                                                     Петров а а

 

 

 

 

 

                                                           Доклад на тему

                         «Памятники архитектуры Московского барокко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МГСУ-2012

План

Введение 

1 Предпосылки к появлению

2 Хронологические рамки  стиля

3 Внутрестилевые течения

3.1 Строгановский стиль

3.2 Нарышкинский стиль

3.3 Голицинский стиль

3.4 стиль Прозоровских

 

4 Основные постройки 

4.1 Культовые здания

4.2 Жилые здания

4.3 Общественные здания

4.4 Инженерные и оборонительные  сооружения

 

 

 

 

 

 

Введение

Московское барокко —  условное название стиля русской  архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».

1. Предпосылки  к появлению

Во второй половине XVII в. в русской культуре начал ощущаться поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как основному элементу бытия. Этот феномен был назван «Русским предвозрождением» (Д. С. Лихачев). В архитектуре наметился отход от условности средневнековой архитектуры к рациональным, формам ордера. Эти процессы были сходны с началом эпохи Возрождения в Западной Европе.

Однако ранее, в конце XIX — нач. XX в., искусствоведами был выделен архитектурный стиль, связанный с традициями западно-европейского ордера. Игнорируя культурные предпосылки его возникновения, а используя лишь хронологическое соответствие с искусством Западной Европы конца XVII в., направление было названо «барокко». Более того, учитывая бытовавшее тогда мнение о том что все прогрессивное в русской культуре кон. XVII в. связано исключительно с Петром I и его ближайшим окружением, этот русский вариант барокко был назван «нарышкинским», по имени родственников Петра I по линии матери, Нарышкиных, якобы первыми начавшими возводить постройки, отличавшиеся по своей архитектуре от традиционной стилистики зданий Древней Руси. Первыми зданиями в стиле «нарышкинское барокко» назывались церковь Покрова в Филях и собор Высокопетровского монастыря.

Позднее, в 1960-гг., в результате исследований было установлено, что  ключевой памятник «нарышкинского барокко» — собор Высокопетровского монастыря является зданием, построенным еще в нач. XVI в. Также были обнаружены памятники, сооруженные ранее церкви Покрова в Филях, но имеющую ту же стилистику. Одним из этих зданий оказалась постройки Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, построенная по заказу князя В. В. Голицина, государственного канцлера и ближайшего сподвижника царевны Софьи. Таким образом, название «нарышкинское барокко» потеряло актуальность.

Некоторые исследователи (М. А. Ильин), обратили внимание, что начальная  фаза «московского барокко» тесно свяна с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко» могла быть заимствована столичными мастрами именно мз этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.

Все эти исследования показали связь скорее с архитектурой раннего  ренессанса, нежели барокко, но учитывая сложившуюся терминологию, было решено оставить название «барокко» (с территориальным  обозначением «московское»), хотя современные исследователи признают, что это «… барокко, несущее ренессансную функцию».

2. Хронологические  рамки стиля

Основным периодом развития архитектуры "московского барокко" можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления "московского барокко" можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

3. Внутрестилевые течения

Московское барокко в  своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления - ордер, обрамления оконных и дверных проемов - следует стандартной модели и потому легко узнаваемы.

Однако существует несколько  групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящие за пределы стиля. Направления обязаны своим появлением, главным образом, вкусам конкретных заказчиков.

3.1. Строгановский  стиль

В первую очередь, это относится  к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщенна декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как "строгановский стиль".

3.2. Нарышкинский стиль

В нарышкинскую группу входит группа церквей кон. 1680 - нач. 1690, появление которых, с большой степени вероятности, можно связать с воцарением Петра I. Церкви этогой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии - боярина Льва Кирилловича Нарышкина.

В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания "московского барокко", построенные по заказу Нарышкиных (по аналогии со "cтрогановским стилем"). Однако эта группа стилистически разнородна. Нарышкинские церкви типа "восьмерик на четверике" созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.

Суммируя, можно сказать, что в постройках Нарышкиных была как бы подхвачена и нашла свою кульминацию магистральная линия развития московского барокко, заложенная еще при царевне Софье и её ближайшем сподвижнике князе В.В.Голицыне.

3.3. Голицинский стиль

Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные  по заказу князей П.А. и Б.А.Голициных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов "московского барокко". Однако, об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о "памятниках голицинского круга".

3.4. стиль Прозоровских

Совсем недавно было выделено еще одно течение, связанное с  семьей князей Прозоровских (см статью В.П.Перцова в "ссылках"). Это небольшая группа церквей, тесно связанная с первой церковью типа восьмерик на четверике - не сохранившейся церковью Успения в Петровском-Дальнем. Несмотря на то, что в составление её проекта было связано с именем князя В.В.Голицына (на это обратил внимание еще Г.К.Вагнер), однако лаконичное внешнее оформление церкви, необычное для московского барокко, в значительной степени отражало вкусы заказчика - П.И.Прозоровского.

Довольно стойкая стилистическая линия, несмотря на небольшое количество построек, имеет достаточно обширное хронологическое и географическое развитие, в каждой из последующих зданий этого направления видна связь с исходным прототипом.

Лаконичная архитектура  Прозоровских нашла своих почитателей - можно назвать церкви в селе Страхове (Заокский район Тульской области) и Троицкую церковь в Троицком (Теплый Стан, сейчас - пос. Мосрентген в Московской области).

4. Основные постройки

Ранние постройки:

Церковь Иоасафа, царевича Индийского в Измайлове (1678-79, 1685-87, не сохранилась), Трапезная палата Симонова монастыря (1679-85 гг.,архит. О.Д.Старцев), Церковь в селе Петровское-Дальнее (1684-88, не сохранилась), Церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду (1684-87 гг. не сохранилась). Храм Воскресения Христова в Кадашах (1687-1695 гг., архит. Сергей Турчанинов).

Основными региональные памятники  московского барокко расположены  в Московской области и крупнейших городах России того времени:

Рязань — Успенский  собор (1697-99, зодчий Я. Г. Бухвостов), под городом — Солотчинский монастырь с оригинальными барочными решениями

Тобольск — постройки  Тобольского кремля, часть из которых была возведена по проекту Семена Ремезова. На основе «московского барокко» в Сибири развилось самобытное «сибирское барокко».

Астрахань - Успенский собор (1699-1710 гг., зодчий Дорофей Мякишев)

Казань - Петропавловский  собор (1723-26 гг.) - один из лучших региональных образцов, по пропорциям и оформлению принадлежит к вершинам стиля.

4.2. Жилые здания

Дворец князя В.В.Голицына в Охотном ряду (1687), Воробьевский дворец (1687), Палаты Троекурова в Охотном Ряду (1696), Дворец Лефорта в Немецкой слободе (1698-99 гг., зодчий Д.В.Аксамитов, многие элементы позволяют отнести это здание к переходной фазе стиля), Дворец князя Гагарина на Большой Лубянке (1699 г.)

Региональные памятники: Палаты Коробова в Калуге (1690), Дом  Михляева в Казани, Воеводский дом в Коломне

4.3. Общественные  здания

Монетный Двор на Красной  площади (1697), Корпус Славяно-Греко-Латинской академии (1687 г., перестроен), Здание Земского приказа (на Красной площади) (1700), Сретенские ворота Земляного города, известные как Сухарева башня (1692-95, расширена 1698-1701 гг., зодчий М.Чоголков)

4.4. Инженерные  и оборонительные сооружения

Большой каменный мост (1687-92, не сохранился, зодчий - старец Филарет (по атрибуции Б.Н.Надежина)), Стены и башни Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (1690-94, зодчий Я.Г.Бухвостов)

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Бусева-Давыдова И.Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании. - Статья одного из крупнейших отечественных специалистов по русскому искусству XVII века.

Бусева-Давыдова И.Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен.диссертации на звание доктора искусствоведения. Москва, 2005.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. Москва, 1993

Перцов В.П. Необычная  история храма в Петровском//Наше Наследие № 29 (2009)- Статья об исследовании первого храма типа "восьмерик  на четверике" церкви Успения в Петровском


Информация о работе Памятники архитектуры Московского барокко