Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа
Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1.Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2.Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России.
3.Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.
Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Организационные основы охраны национального культурного наследия.................................................................................................................5
1.1 Предпосылки организации охраны культуры.....................................................................................................5
1.2 Правовое регулирование охраны культурного наследия.....................................................................................................6
Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия...................................................................................................15
2.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия...................................................................................................15
2.2 Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры".................................................................................................17
2.3 Основные современные методы сохранения памятников...............................................................................................22
Глава 3. "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" (ГКБУК "КЦОП")……………………………………………………………..…………28
Заключение...............................................................................................38
Список используемой литературы............................................................40
В данной главе описана деятельность Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников и объектов культурного наследия. Изучаются исторические предпосылки для создания подобного рода учреждения. Автором рассматриваются структура данного учреждения, его нормативно-правовая база, проекты и методы работы.
Исторические предпосылки для создания учреждения по охране культурных ценностей (1918-2006гг.)
Комплексная охрана культурного наследия в России впервые была включена в сферу государственного регулирования только после прихода к власти в октябре 1917 г. новых политических сил, провозглашавших иные принципы государственного устройства, кардинально изменивших весь государственный аппарат9.
28 мая 1918 г. в Народном
комиссариате по просвещению
был организован Отдел по
Местные органы охраны памятников истории и культуры начинают формироваться уже с марта 1918 г. Этот процесс значительно усилился после принятия Декретов Совнаркома от 19 сентября и 5 октября 1918 года. Вероятно, под их влиянием была организована Комиссия по охране памятников природы, старины и искусства при отделе народного просвещения Пермского губисполкома. Сведений о ее деятельности практически не сохранилось, в том числе и потому, что уже в декабре 1918 года советские органы в Перми прекратили свое существование.
Повторное формирование специальных органов охраны памятников стало возможным только летом 1919 года. 22 августа 1919 года постановлением Пермской губернской коллегии по народному образованию была утверждена схема внешкольного образования, в системе которой была секция искусств и инструктор по музейной работе. В ноябре 1919 года в соответствии с постановлением НКП «Об образовании губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины» (опубликовано в Еженедельнике НКП № 22 от 07.12.1918 г.) был создан подотдел искусств и охраны памятников старины. Однако основной целью подотдела являлось эстетическое воспитание пролетарских масс.
Первый действенный орган — Пермская губернская секция охраны памятников искусства и старины — был сформирован в июне 1920 г. Заведующим секцией был назначен А.К. Сыропятов (зав. Пермским государственным музеем). В число сотрудников входили 3 инструктора: художники Кириллов и Давыдкин и специалист по древнерусскому искусству А.Я. Вашуров, и 1 эксперт — специалист прикладного искусства Г.О. Марцишевский. Сотрудники секции занимались как учетом движимых памятников, особенно церковного имущества, так и выработкой мероприятий по сохранению недвижимых объектов культурного наследия.
1 июля 1921 г., на основании
введенного в действие 23 мая 1921
года «Положения о губернских
комитетах по делам музеев
и охране памятников искусства,
Губмузей действовал до 1923
г., когда после образования
Губернский орган — «Уральский Губмузей» — был создан не ранее октября 1925 г. Независимо от него в Перми 12 мая 1926 г. ОкрОНО была назначена специальная комиссия «для организации планомерной работы по охране памятников архитектуры» (в составе: директор музея Лебедев (председатель), зав. художественной частью Гос. музея Н.Н. Серебренников (заместитель), Окружной инженер Вейсберг, председатель секции ИЗО РАБИСа, представитель окрполитпросвета). Одним из первых результатов ее деятельности стала подготовка постановления Президиума Пермского окрисполкома «Об охране памятников старины, искусства и природы» и включение пункта об охране памятников во «Временные правила по строительству в Пермском округе». К осени 1926 г. Пермская комиссия была единственной из действующих в округах Уральской области. В 1930 г. состав комиссии был обновлен, расширены ее полномочия, но в том же году Пермь стала всего лишь районным центром, окружные организации прекратили свое существование, а функции органа охраны культурного наследия перешли к краеведческим музеям.
К 1945 г. сложилась новая
система, при которой охрана и
надзор за содержанием памятников разных
категорий находились в ведении
трех отделов облисполкома, практически
не связанных друг с другом. Учетом,
изучением и восстановлением
памятников архитектуры занимался
старший архитектор-инспектор
На основании постановления
СМ РСФСР от 28 июля 1967 г. № 559 «О специальных
средствах учреждений, состоящих
на республиканском бюджете РСФСР,
республиканских бюджетах автономных
республик и местных бюджетах»
1 июля 1968 г. была создана научно-
Приказами Министерства культуры РСФСР № 33 от 26.01.1990 г. и управления культуры Пермского облисполкома № 83-ок от 25.03.1991 г. научно-производственная группа по охране и использованию памятников истории и культуры при Управлении культуры Пермского облисполкома была преобразована в Областной научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры (ОЦОП) — самостоятельное юридическое лицо.
Постановлением губернатора Пермской области № 111 от 1.04.1998 г. и приказом управления культуры администрации Пермской области № 190 от 24.12.1997 г. на ОЦОП возложены функции госоргана охраны памятников в полном объеме. В соответствии с п. 16 «Перечня органов исполнительной власти области, структурных подразделений аппарата администрации области и подведомственных им организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора)», утвержденного Указом губернатора Пермской области от 30.06.2004 г. № 86 ОЦОП отнесен к органам государственного контроля.
Данные функции в полном объеме ОЦОП выполнял до регистрации новой редакции устава 25.05.2006 г. В настоящее время контрольные полномочия изъяты и будут переданы в создаваемое Министерство культуры и молодежной политики Пермского края.
О Пермском краевом центре по охране культурного наследия
Приказами Министерства культуры
РСФСР № 33 от 26.01.1990 года и управления
культуры Пермского облисполкома №
83-ок от 25.03.1991 года из состава управления
выделено самостоятельное юридическое
лицо — Областной научно-
В соответствии с Законом Пермского края от 07.07.2009 г. № 451-ПК и Положением о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края функции госоргана переданы указанной Инспекции.
В соответствии с Уставом и Государственным заданием в обязанности ГКУК "КЦОП" входит:
1. Научно-исследовательская деятельность:
2. Деятельность по
3. Деятельность по сохранению объектов культурного наследия:
4. Пропаганда культурного наследия:
5. Оказание научно-методического
и технического содействия
Порядок проведения работ
по сохранению объектов культурного наследия
Работы по сохранению объектов
культурного наследия проводятся на
основании письменных разрешений и
заданий на проведение указанных
работ, выданных соответствующим органом
охраны объектов культурного наследия,
и в соответствии с документацией,
согласованной с
Выдача заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляются:
— в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия;
— в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия — в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия составляются с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.
Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данных объектов, технический и авторский надзор за проведением работ на объектах культурного наследия до дня выполнения указанных работ.
После выполнения работ по
сохранению объектов культурного наследия
физические и юридические лица, осуществлявшие
научное руководство