Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы – изучить комплекс мер по сохранению культурного наследия с точки зрения законодательства.
Задачи:
1.Рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
2.Изучение государственной политики в области охраны культурного наследия России.
3.Изучение инновационных методов охраны культурного наследия России.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Организационные основы охраны национального культурного наследия.................................................................................................................5
1.1 Предпосылки организации охраны культуры.....................................................................................................5
1.2 Правовое регулирование охраны культурного наследия.....................................................................................................6
Глава 2. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия...................................................................................................15
2.1 Государственная политика в сфере охраны культурного наследия...................................................................................................15
2.2 Всероссийская общественная организация "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры".................................................................................................17
2.3 Основные современные методы сохранения памятников...............................................................................................22
Глава 3. "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" (ГКБУК "КЦОП")……………………………………………………………..…………28
Заключение...............................................................................................38
Список используемой литературы............................................................40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

В данной главе описана  деятельность Пермского краевого научно-производственного  центра по охране памятников и объектов культурного наследия. Изучаются исторические предпосылки для создания подобного рода учреждения. Автором рассматриваются структура данного учреждения, его нормативно-правовая база, проекты и методы работы.

 

Исторические  предпосылки для создания учреждения по охране культурных ценностей (1918-2006гг.)

Комплексная охрана культурного  наследия в России впервые была включена в сферу государственного регулирования  только после прихода к власти в октябре 1917 г. новых политических сил, провозглашавших иные принципы государственного устройства, кардинально  изменивших весь государственный аппарат9.

28 мая 1918 г. в Народном  комиссариате по просвещению  был организован Отдел по делам  музеев и охране памятников  искусства.

Местные органы охраны памятников истории и культуры начинают формироваться  уже с марта 1918 г. Этот процесс  значительно усилился после принятия Декретов Совнаркома от 19 сентября и 5 октября 1918 года. Вероятно, под их влиянием была организована Комиссия по охране памятников природы, старины и искусства  при отделе народного просвещения  Пермского губисполкома. Сведений о  ее деятельности практически не сохранилось, в том числе и потому, что  уже в декабре 1918 года советские  органы в Перми прекратили свое существование.

Повторное формирование специальных  органов охраны памятников стало  возможным только летом 1919 года. 22 августа 1919 года постановлением Пермской губернской коллегии по народному образованию  была утверждена схема внешкольного образования, в системе которой  была секция искусств и инструктор по музейной работе. В ноябре 1919 года в соответствии с постановлением НКП «Об образовании губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины» (опубликовано в Еженедельнике НКП  № 22 от 07.12.1918 г.) был создан подотдел искусств и охраны памятников старины. Однако основной целью подотдела являлось эстетическое воспитание пролетарских масс.

Первый действенный орган  — Пермская губернская секция охраны памятников искусства и старины  — был сформирован в июне 1920 г. Заведующим секцией был назначен А.К. Сыропятов (зав. Пермским государственным  музеем). В число сотрудников входили 3 инструктора: художники Кириллов и  Давыдкин и специалист по древнерусскому искусству А.Я. Вашуров, и 1 эксперт  — специалист прикладного искусства  Г.О. Марцишевский. Сотрудники секции занимались как учетом движимых памятников, особенно церковного имущества, так и выработкой мероприятий по сохранению недвижимых объектов культурного наследия.

1 июля 1921 г., на основании  введенного в действие 23 мая 1921 года «Положения о губернских  комитетах по делам музеев  и охране памятников искусства,  старины, народного быта и природы  (Губмузеи)», было создано новое  учреждение, занимающееся вопросами  сохранения наследия – Пермский  губмузей. Его возглавил тот же  А.К. Сыропятов, который продолжил  и расширил начатую ранее работу. Так, летом 1921 г. были организованы  первые в советское время охранные  археологические раскопки в Усольском  уезде под руководством А.В.  Шмидта.

Губмузей действовал до 1923 г., когда после образования Уральской  области (Постановление ВЦИК от 03.11.23 г.), все губернские учреждения были реорганизованы. Административным центром  вновь созданной территориальной  единицы стал г. Свердловск, Пермь  осталась лишь окружным центром.

Губернский орган —  «Уральский Губмузей» — был создан не ранее октября 1925 г. Независимо от него в Перми 12 мая 1926 г. ОкрОНО была назначена специальная комиссия «для организации планомерной работы по охране памятников архитектуры» (в составе: директор музея Лебедев (председатель), зав. художественной частью Гос. музея Н.Н. Серебренников (заместитель), Окружной инженер Вейсберг, председатель секции ИЗО РАБИСа, представитель окрполитпросвета). Одним из первых результатов ее деятельности стала подготовка постановления Президиума Пермского окрисполкома «Об охране памятников старины, искусства и природы» и включение пункта об охране памятников во «Временные правила по строительству в Пермском округе». К осени 1926 г. Пермская комиссия была единственной из действующих в округах Уральской области. В 1930 г. состав комиссии был обновлен, расширены ее полномочия, но в том же году Пермь стала всего лишь районным центром, окружные организации прекратили свое существование, а функции органа охраны культурного наследия перешли к краеведческим музеям.

К 1945 г. сложилась новая  система, при которой охрана и  надзор за содержанием памятников разных категорий находились в ведении  трех отделов облисполкома, практически  не связанных друг с другом. Учетом, изучением и восстановлением  памятников архитектуры занимался  старший архитектор-инспектор Молотовского областного отдела строительства и  архитектуры. Данная должность включалась в штатное расписание по особому  списку городов, утвержденному Комитетом  по делам архитектуры при СНК  СССР. Первым инспектором по охране памятников архитектуры Молотовской  области, с 25 августа 1944 г. по февраль 1949 г., был архитектор Л.Н. Златогорский. Уже в последнюю военную зиму им была начата и за 4 года закончена  проверка в натуре и перерегистрация  памятников архитектуры по государственным  спискам 1932 г., составлена первичная  документация на все сохранившиеся  памятники, составлены и откорректированы списки с указанием точных адресов, дат и т.д., проведена большая  организационная работа по привлечению  владельцев и арендаторов к упорядочиванию и правильной эксплуатации этих зданий, установлены охранные доски. Охрана и надзор за содержанием памятников истории и археологии находилась в ведении местных органов Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при СМ РСФСР, а памятников искусств — в ведении местных органов Комитета по делам искусств СМ РСФСР. Лишь с 1957 г. вопросы охраны и использования всех категорий памятников на местном уровне были сосредоточены в едином центре — Управлении культуры Пермского облисполкома.

На основании постановления  СМ РСФСР от 28 июля 1967 г. № 559 «О специальных  средствах учреждений, состоящих  на республиканском бюджете РСФСР, республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах» 1 июля 1968 г. была создана научно-производственная группа по охране и использованию  памятников истории и культуры при  Управлении культуры Пермского облисполкома со штатом из 3 человек.

Приказами Министерства культуры РСФСР № 33 от 26.01.1990 г. и управления культуры Пермского облисполкома № 83-ок от 25.03.1991 г. научно-производственная группа по охране и использованию  памятников истории и культуры при  Управлении культуры Пермского облисполкома была преобразована в Областной  научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории  и культуры (ОЦОП) — самостоятельное  юридическое лицо.

Постановлением губернатора  Пермской области № 111 от 1.04.1998 г. и  приказом управления культуры администрации  Пермской области № 190 от 24.12.1997 г. на ОЦОП возложены функции госоргана  охраны памятников в полном объеме. В соответствии с п. 16 «Перечня органов  исполнительной власти области, структурных  подразделений аппарата администрации  области и подведомственных им организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора)», утвержденного  Указом губернатора Пермской области от 30.06.2004 г. № 86 ОЦОП отнесен к органам государственного контроля.

Данные функции в полном объеме ОЦОП выполнял до регистрации  новой редакции устава 25.05.2006 г. В  настоящее время контрольные  полномочия изъяты и будут переданы в создаваемое Министерство культуры и молодежной политики Пермского  края.

О Пермском краевом  центре по охране культурного наследия

Приказами Министерства культуры РСФСР № 33 от 26.01.1990 года и управления культуры Пермского облисполкома № 83-ок от 25.03.1991 года из состава управления выделено самостоятельное юридическое  лицо — Областной научно-производственный центр по охране и использованию  памятников истории и культуры Пермской области (ОЦОП). С 2009 года — ГКУК "Пермский краевой научно-производственный центр  по охране и использованию памятников (объектов культурного наследия)" (ГКУК "КЦОП").

В соответствии с Законом  Пермского края от 07.07.2009 г. № 451-ПК и  Положением о государственной инспекции  по охране объектов культурного наследия Пермского края функции госоргана  переданы указанной Инспекции.

В соответствии с Уставом  и Государственным заданием в  обязанности ГКУК "КЦОП" входит:

1. Научно-исследовательская  деятельность:

  • историко-архивные и библиографические исследования по памятникам и населенным пунктам;
  • натурные исследования памятников;
  • выполнение архитектурно-археологических обмеров;
  • подготовка материалов для историко-культурной экспертизы.

2. Деятельность по предотвращению  разрушения объектов культурного  наследия:

  • профилактическая работа с органами местного самоуправления;
  • профилактическая работа с собственниками (пользователями) объектами культурного наследия.

3. Деятельность по сохранению  объектов культурного наследия:

  • подготовка документов для проведения открытых конкурсов (аукционов), проводимых краевым бюджетом;
  • подготовка проектов технических и реставрационных заданий.

4. Пропаганда культурного  наследия:

  • подготовка публикаций по вопросам изучения и сохранения историко-культурного наследия, в том числе в сети Internet;
  • работа со средствами массовой информации (радио, телевидение, печать) по указанным вопросам;
  • работа с исследовательскими, культурно-просветительными и образовательными учреждениями – предоставление материалов, оказание методической помощи, консультации специалистов и пр.

5. Оказание научно-методического  и технического содействия Государственной  инспекции по охране объектов  культурного наследия Пермского  края:

  • ведение электронной базы данных "КАИСА-Наследие";
  • обеспечение хранения документов по объектам культурного наследия и их использования;
  • участие в качестве привлеченных экспертов в проверках, осуществляемых Инспекцией;
  • выявление нарушений, определение степени их опасности для сохранности объектов культурного наследия с доведением данной информации до сведения Инспекции.

Порядок проведения работ

по сохранению объектов культурного наследия

Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся на основании письменных разрешений и  заданий на проведение указанных  работ, выданных соответствующим органом  охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим  органом охраны объектов культурного  наследия, при условии осуществления  указанным органом контроля за проведением  работ.

Выдача заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного  наследия и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного  наследия, а также согласование проектной  документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляются:

— в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом исполнительной власти, осуществляющим функции в  области охраны объектов культурного  наследия;

— в отношении объектов культурного наследия регионального  значения и объектов культурного  наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия — в порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации или  муниципальным правовым актом.

Задания на проведение работ  по сохранению объектов культурного  наследия составляются с учетом мнения собственника объекта культурного  наследия либо пользователя объектом культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются  юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся в  соответствии с реставрационными нормами  и правилами, утверждаемыми федеральным  органом охраны объектов культурного  наследия. Строительные нормы и правила  применяются при проведении работ  по сохранению объектов культурного  наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта  культурного наследия.

Физические и юридические  лица, ведущие разработку проектной  документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляют научное руководство  проведением работ по сохранению данных объектов, технический и авторский  надзор за проведением работ на объектах культурного наследия до дня выполнения указанных работ.

После выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением  указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных  работ в соответствующий орган  охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных  работ, отчетную документацию, включая  научный отчет о выполненных  работах.

Информация о работе Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)