Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 06:40, творческая работа
Один из первых подходов к анализу культуры. С его помощью происходит накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи. Собственно только на базе накопленных исторических сведений мы можем проводить исследования и делать выводы широкого характера. Проблемной стороной исторического подхода является его описательный характер.
Подходы
к изучению культуры.
Компаративистский анализ различных
культур
Исторический подход
Один из первых подходов к анализу культуры. С его помощью происходит накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи. Собственно только на базе накопленных исторических сведений мы можем проводить исследования и делать выводы широкого характера. Проблемной стороной исторического подхода является его описательный характер.
Антропологический подход
В его рамках
рассматривается генезис
Социокультурный (деятельностно-поведенческий) подход.
В данном подходе культура определяется как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов (продуктов) человеческой активности, задающая ее границы, определяющая ее возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. При этом в центре внимания исследователя находится человек активный (homo activus) — многомерное биосоциокультурное существо и субъект действия, его нравственность, составляющая основание любой культуры.
Ценностный (аксиологический) подход.
В данном подходе культура определяется структурированной системой ценностей, признаваемых тем или иным социумом. Усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их репродуцирование в реальной деятельности и коммуникации — основа существования социума. Проблемы ценностного подхода состоят в сложности выработки общепринятой системы ценностных критериев даже в рамках одной социальной системы.
Цивилизационный подход
Рассматривает культуры как равноценные
(ценностные) основы соответствующих цивилизаций.
Важность подхода состоит в его нацеленности на
диалог и взаимодействие всех культур и цивилизаций
как равноценных величин. Кроме того, он показывает
взаимосвязь развития культуры и цивилизации. Этот
подход хорошо дополняет ценностный анализ.
Системный подход
Широко используется при анализе политической культуры. Культура рассматривается как одна из подсистем общества со свойственными ей целями, ценностями, нормами, функциями и др.
Проблемными местами подхода является сложность описания взаимоотношений культуры и коммуникации внутри и вне социальных систем, выявления самонаправленности и случайности в общей теории систем. Этот подход необходимо дополнять другими методами исследования культуры.
Предметный подход
В его рамках «культурное» понимается как искусственно созданное и в этом качестве противостоящее природному. Любые продукты человеческой активности могут быть охарактеризованы с точки зрения меры опредмеченных (объективированных) сущностных сил человека, т.е. культуры. Это опредмечивание осуществляется двояко — в предметах, с помощью которых реализуется деятельность человека (материальная культура), и в ценностях, текстах, с помощью которых организуют прежде
всего поле коммуникации
субъектов (духовная культура).
Институциональный подход.
Часто используется при анализе политической и правовой культуры. Он предполагает изучение культуры лишь как одного из ряда факторов, опосредующих формирование и развитие институтов. При институциональном подходе социетальная природа общества определяется через систему базовых институтов. В рамках этого подхода обращение к анализу культурных основ (принципов, образцов), лежащих в основе деятельности различных социальных институтов, не всегда выдвигается на первое место. Проблемная сторона подхода — недооценка возможностей социодинамики институтов именно в силу культурных трансформаций, роли в них человеческого фактора. В рамках неоинституционального подхода наблюдается большее внимание к роли культуры в развитии социальных институтов.
Технологический подход
В его рамках акцент делается на том, что культура технологична по своей природе, ибо она есть особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. Культура как бы «вкладывает» в различные виды активности социальных агентов типологизированные и в той или иной мере институционализированные программы деятельности, продуцирует (по возможности) новые нормы поведения. Проблемы технологического подхода состоят в том, что он обнаруживает неспособность «схватывать» всю совокупность сложных смысловых содержаний культуры и требует дополнения другими подходами, особенно социокультурным и ценностным.
Символический подход
В нем культура предстает как организованность определенных символических форм самоактуализации социума. В основе культурного взаимодействия — понимание символов, кодов и умение с ними работать. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет «расшифровать» ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы в структуры коммуникации и деятельности, формируя последние через обмен символами между реальными социальными агентами. Проблемность символического подхода определяется преувеличением роли знакового смысла культурных явлений. Его целесообразно сочетать с ценностным и другими подходами.
Текстовый подход.
В соответствии
с ним культура формируется и
развивается в особом знаковом пространстве,
отдельном от собственного социального
пространства. Это предопределяет выработку
своих собственных механизмов, правил,
закономерностей
Коммуникативный подход
В отличие от
«текстового» подхода, он делает акцент
на рассмотрении взаимосвязей знаковой
и социальной реальности через многообразные
системы коммуникаций. Культура при
этом подходе рассматривается как
процесс коммуникации отправителей
сообщений и получателей
Игровой подход.
В нем культура
рассматривается прежде всего как
оперирование определенными содержаниями
в социально организованном и
отведенном от непосредственной деятельности
коммуникативно-игровом
Психологический подход.
Особое внимание
уделяет анализу
Диалоговый подход.
Его смысл состоит в том, что он предполагает рассмотрение культуры как в пространстве ее существования, так и в ее исторической ретроспективе. Этот подход позволяет задавать максимально широкую рамку обсуждения проблем культуры, координировать и разграничивать различные дисциплинарные подходы. Проблемы диалогового подхода состоят в сложности анализа огромного количества культур и выработки надежной методики их оценки.
Культура в рамках постмодернистского дискурса
Постмодернистский подход провозглашает полную свободу мысленного творчества от сложившихся традиций. Особое внимание уделяется анализу «текста» или «интертекста», рассмотрению меняющихся поведенческо-игровых ситуаций.
В его рамках происходит деконструирование прежней интеллектуальной практики, смешение стилей, отказ от признания лежащего чего-либо за пределами нашего опыта.
Изучение культуры в контексте глобализационных процессов.
В данном дискурсе рассматриваются проблемы планетарного и регионального взаимовлияния и столкновения культур и цивилизаций, особенности культурологического воздействия на процессы трансформации и модернизации различных обществ, их идентичность, осуществляется анализ различных культурных ценностей и т.д.
Компаративистский
анализ различных культур
При изучении культуры и политики различных обществ широко используются различные подходы сравнительного исследования.
В самом общем виде кросснациональные исследования подразделяются на два типа:
В современных условиях выделяется пять основных типов компаративистских кросскультурных исследований:
Кросскультурный анализ социодинамики культур и политики в различных странах позволяет выделить общее и особенное в их историческом и цивилиза-ционном генезисе, лучше понять и творчески использовать накопленный человечеством опыт культурного и политического развития.
Литература: