Подходы к изучению культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 06:40, творческая работа

Краткое описание

Один из первых подходов к анализу культуры. С его помощью происходит накопление знаний о культурах разных народов в различные эпохи. Собственно только на базе накопленных исторических сведений мы можем проводить исследования и делать выводы широкого характера. Проблемной стороной исторического подхода является его описательный характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Подходы к изучению культуры.pptx

— 1.46 Мб (Скачать файл)

Подходы к изучению культуры. 
 
Компаративистский анализ различных культур

Исторический  подход

 

Один из первых подходов к анализу культуры. С  его помощью происходит  накопление знаний о культурах разных народов  в различные эпохи. Собственно только на базе накопленных исторических сведений мы можем проводить  исследования и делать выводы широкого характера. Проблемной стороной исторического  подхода является его описательный характер.

Антропологический подход

 

В его рамках рассматривается генезис культуры через развитие человека; значительное внимание уделяется анализу культуры первобытных племен, погестарных обществ, формирования различных этносов, их мифов, верований, попыток создания первичных социальных институтов и т.д. Этот подход дополняет историко-генетические методы.

Социокультурный (деятельностно-поведенческий) подход.

 

В данном подходе  культура определяется как интегративная  качественная характеристика любых  форм и результатов (продуктов) человеческой активности, задающая ее границы, определяющая ее возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных  в ней субъектов. При этом в  центре внимания исследователя находится  человек активный (homo activus) — многомерное биосоциокультурное существо и субъект действия, его нравственность, составляющая основание любой культуры.

 

Ценностный (аксиологический) подход.

 

В данном подходе  культура определяется структурированной  системой ценностей, признаваемых тем  или иным социумом. Усвоение тех  или иных ценностей в ходе социализации и их репродуцирование в реальной деятельности и коммуникации — основа существования социума. Проблемы ценностного  подхода состоят в сложности  выработки общепринятой системы  ценностных критериев даже в рамках одной социальной системы.

 

Цивилизационный подход

 

Рассматривает культуры как равноценные 

(ценностные) основы  соответствующих цивилизаций. 

Важность подхода  состоит в его нацеленности на

диалог и взаимодействие всех культур и цивилизаций 

как равноценных  величин. Кроме того, он показывает

взаимосвязь развития культуры и цивилизации. Этот

подход хорошо дополняет ценностный анализ.

Системный подход

 

Широко используется при анализе политической культуры. Культура рассматривается как одна из подсистем общества со свойственными  ей целями, ценностями, нормами, функциями  и др.

Проблемными местами  подхода является сложность описания взаимоотношений культуры и коммуникации внутри и вне социальных систем, выявления самонаправленности и  случайности в общей теории систем. Этот подход необходимо дополнять другими  методами исследования культуры.

Предметный  подход

 

В его рамках «культурное» понимается как искусственно созданное и в этом качестве противостоящее природному. Любые продукты человеческой активности могут быть охарактеризованы с точки зрения меры опредмеченных (объективированных) сущностных сил человека, т.е. культуры. Это опредмечивание осуществляется двояко — в предметах, с помощью которых реализуется деятельность человека (материальная культура), и в ценностях, текстах, с помощью которых организуют прежде

всего поле коммуникации

субъектов (духовная культура).

Институциональный подход.

 

Часто используется при анализе политической и правовой культуры. Он предполагает изучение культуры лишь как одного из ряда факторов, опосредующих формирование и развитие институтов. При институциональном подходе  социетальная природа общества определяется через систему базовых институтов. В рамках этого подхода обращение к анализу культурных основ (принципов, образцов), лежащих в основе деятельности различных социальных институтов, не всегда выдвигается на первое место. Проблемная сторона подхода — недооценка возможностей социодинамики институтов именно в силу культурных трансформаций, роли в них человеческого фактора. В рамках неоинституционального подхода наблюдается большее внимание к роли культуры в развитии социальных институтов.

Технологический подход

 

В его рамках акцент делается на том, что культура технологична по своей природе, ибо  она есть особая совокупность средств  и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. Культура как бы «вкладывает» в различные  виды активности социальных агентов  типологизированные и в той или иной мере институционализированные программы деятельности, продуцирует (по возможности) новые нормы поведения. Проблемы технологического подхода состоят в том, что он обнаруживает неспособность «схватывать» всю совокупность сложных смысловых содержаний культуры и требует дополнения другими подходами, особенно социокультурным и ценностным.

Символический подход

 

В нем культура предстает как организованность определенных символических форм самоактуализации социума. В основе культурного взаимодействия — понимание символов, кодов и умение с ними работать. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет «расшифровать» ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы в структуры коммуникации и деятельности, формируя последние через обмен символами между реальными социальными агентами. Проблемность символического подхода определяется преувеличением роли знакового смысла культурных явлений. Его целесообразно сочетать с ценностным и другими подходами.

Текстовый подход.

 

В соответствии с ним культура формируется и  развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственного социального  пространства. Это предопределяет выработку  своих собственных механизмов, правил, закономерностей самоорганизации  и изменения. Упорядочивание законов  происходит в языках культуры. Носителями автономной (отграниченной) знаково-оформленной  значимой информации являются сообщения  на том или ином языке. За рядом  сообщений признается статус текстов  при их дополнительной смысловой  нагруженное™ в культуре. Быть в  культуре — это знать коды, в  которых зашифрованы ее тексты, и  уметь работать с последними. Уровень  доступных субъекту языков, кодов  и текстов определяет его в  поле культурных смыслов, а через  них в значительной мере и его  социальные возможности и претензии. Проблемы текстового подхода обусловлены  сложностью изучения знакового пространства.

Коммуникативный подход

 

В отличие от «текстового» подхода, он делает акцент на рассмотрении взаимосвязей знаковой и социальной реальности через многообразные  системы коммуникаций. Культура при  этом подходе рассматривается как  процесс коммуникации отправителей сообщений и получателей сообщений  на основе знания кодов общих языков и совместного социокультурного опыта. Сообщения могут передаваться по различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени. Проблемные места коммуникативного подхода связаны с избыточным технологизмом, к которому подчас прибегают некоторые исследователи. Учитывая это, следует больше обращать внимание на характер и социокультурное содержание передаваемой и воспринимаемой информации различными субъектами.

Игровой подход.

 

В нем культура рассматривается прежде всего как  оперирование определенными содержаниями в социально организованном и  отведенном от непосредственной деятельности коммуникативно-игровом пространстве. Культура — это самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные  схемы коммуникатирования и действия. Быть в поле культуры — это значит играть по принятым правилам внутри социокультурного пространства. Ограничения игрового подхода связаны с его абстрактностью. Он требует дополнения другими методами исследования.

Психологический подход.

 

Особое внимание уделяет анализу психологических  основ социокультурной деятельности: реакций человека на адаптацию к среде, приспособлению к окружающему и изменяющемуся миру, проблемам научения образцам культуры, формированию привычек, психологическим аспектам творчества, подсознательным аспектам культуры и коммуникации и т.д.

 

Диалоговый  подход.

 

Его смысл состоит  в том, что он предполагает рассмотрение культуры как в пространстве ее существования, так и в ее исторической ретроспективе. Этот подход позволяет задавать максимально  широкую рамку обсуждения проблем  культуры, координировать и разграничивать различные дисциплинарные подходы. Проблемы диалогового подхода состоят  в сложности анализа огромного  количества культур и выработки  надежной методики их оценки.

Культура  в рамках постмодернистского дискурса

 

Постмодернистский подход провозглашает полную свободу  мысленного творчества от сложившихся  традиций. Особое внимание уделяется  анализу «текста» или «интертекста», рассмотрению меняющихся поведенческо-игровых ситуаций.

В его рамках происходит деконструирование прежней интеллектуальной практики, смешение стилей, отказ от признания лежащего чего-либо за пределами нашего опыта.

Изучение  культуры в контексте глобализационных процессов.

 

В данном дискурсе рассматриваются проблемы планетарного и регионального взаимовлияния и столкновения культур и цивилизаций, особенности культурологического воздействия на процессы трансформации и модернизации различных обществ, их идентичность, осуществляется анализ различных культурных ценностей и т.д.

 

Компаративистский анализ различных культур  

 

При изучении культуры и политики различных обществ  широко используются различные подходы  сравнительного исследования.

 

В самом общем  виде кросснациональные исследования подразделяются на два типа:

 

    • одни ограничены отбором переменных, общих для многих стран, с отчетами и анализом данных, относящихся к этим переменным;

 

    • другие ориентированы на сравнения в ходе изучения исторических ситуаций.

 

В современных условиях выделяется пять основных типов компаративистских  кросскультурных исследований:

 

    • Страноведческие описания культуры и политики.

 

    • Анализ сходных процессов и институтов в пространстве стран.

 

    • Использование типологий и иных форм классификационных схем (ценностных, институциональных и др.) как для сравнения группы стран, так и для прояснения внутренней культуры и политики в отдельных государствах.

 

    • Статистический и дескриптивный анализ совокупности стран, выделенных, как правило, по географическим, культурным или цивилизационным показателям, для проверки некой гипотезы о соотношении переменных в рассматриваемой «выборке».

 

    • Статистический анализ общемирового уровня, направленный на выявление структур или тестирование отношений при учете всего массива культур и цивилизаций

Кросскультурный анализ социодинамики культур и политики в различных странах позволяет выделить общее и особенное в их историческом и цивилиза-ционном генезисе, лучше понять и творчески использовать накопленный человечеством опыт культурного и политического развития.

 

Литература:

 

    • Ирхин, Ю.В. Социология культуры : учебник / Ю.В. Ирхин. — М.: Экзамен, 2006. — 525 с. — (Учебник для вузов).

Информация о работе Подходы к изучению культуры