Понимание живописи и ее мировоззренческая роль в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 20:10, реферат

Краткое описание

Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность – будь то в искусстве, в политике, технике и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Антропоцентризм и материализм как мировоззренческая платформа в искусстве Леонардо да Винчи…………………………………………….......6
2. Место живописи среди прочих видов искусства и областей наук в трактовке Леонардо да Винчи………………………………………...............9
Заключение…………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………….….13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Что касается  непосредственно  законов  живописи Леонардо отмечает, что живописец должен быть универсальным в своих произведениях. Тот не будет универсальным, кто не любит одинаково всех вещей, содержащихся в живописи; так если кому-либо не нравятся пейзажи, то он считает, что эта вещь постигается коротко и просто; как говорил Боттичелли, это изучение напрасно, так как достаточно бросить губку, наполненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, де будет виден красивый пейзаж5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Леонардо решительно отошел от предшествующей научной тенденции. Но этот отход был предопределен отчасти достижениями самой гуманистической мысли (Ричино, Пико, особенно Альберти) и, открывая новый этап в ее развитии, Леонардо обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и творческих возможностей человека.

В его понимании знание оказывается не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей его отношение к окружающему миру.

С верой в силу человеческого  разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека - и в этом он был прямым продолжателем Альберти. "Там, где природа кончает производить свои виды, - замечал Леонардо, - там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей".

Гений Леонардо поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли Возрождения. Разрыв с христианским мировоззрением здесь особенно заметен: "Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, - писал Леонардо, - тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где не достает разумных доводов, так их заменяют крик, чего не случается с вещами достоверными".

Хотя Леонардо назвал себя "человеком без книжного образования", подчеркивая этим, что он мало связан с кругом гуманистов-философов и филологов, и хотя в действительности ему была ближе среда ремесленников и художников, он поднял значение "механических искусств", куда входила и живопись, до уровня "свободных искусств". Тем самым он положил начало сближению разных областей знания - естественных и гуманитарных - в рамках единой "истиной науки", одним из оснований которой утверждалась тесная связь теории и практики.

Леонардо к неоплатонизму  остался равнодушен и пошел совсем иным путем. Он строил свои умозаключения на натуралистических - естество-испытательных и художественно-реалистических принципах, а не на платонических - мистических. Величие Леонардо состояло в том, что он первым понял недостаточность этического освоения действительности и, исходя из этих же гуманистических посылок начал борьбу за познание и подчинение природы человеку. По всей видимости, натурфилософский гуманизм в XVI в. - это, в сущности, третий заключительный этап развития гуманистического мировоззрения: "здесь оно получает завершение и исчерпывает себя". Великий художник сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями  создал образ человека, отвечающего гуманистическим идеалам  Высокого Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Балашов Л.Е. Философия: учебник. - М.: Просвещение, 2009 - 427 с.

2. Дживилегов А. К. Леонардо да Винчи. - М.: Высшая школа, 1974. – 415с.

3. В. П. Зубов Жизнь Леонардо да Винчи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vinci.ru/monograf_8.html

4. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/505014/

5. Лосев А.Ф. Эстетика  возрождения  [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.ligis.ru/psylib/090417/books/lose010/txt25.htm

 

1 А.Ф. Лосев эстетика возрождения http://www.ligis.ru/psylib/090417/books/lose010/txt25.htm

2 В. П. Зубов Жизнь Леонардо да Винчи http://www.vinci.ru/monograf_8.html

3 А.Ф. Лосев эстетика возрождения http://www.ligis.ru/psylib/090417/books/lose010/txt25.htm

4 Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/505014/

5 Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/505014/




Информация о работе Понимание живописи и ее мировоззренческая роль в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи