Понятие «Культурный герой» и место культурного героя в истории человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Цель реферата: рассмотреть культурных героев в современной России и выяснить причины формирования такого видения образов культурных героев россиянами.
Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:
Рассмотреть образ культурного героя в прошлом и его изменения с развитием культуры;
Рассмотреть потребность современного российского общества в культурных героях;
Рассмотреть современную массовую культуру и влияние, которое она оказывает на формирование образа культурных героев в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Глава1.Понятие «Культурный герой» и место культурного героя в истории человечества…………………………………………….........4
Глава2.Современная массовая культура.…...………………………...7
Глава3.Нужны ли новые культурные герои современной России...10
Глава4.Культурные герои в современной России на примере массовой культуры………...…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Нужны ли новые культурные герои современной России

     Некто сказал: счастливы те народы, которые не нуждаются   в     героях. Но только таких народов – увы!– вообще нет.

     «В современной России, находящейся в процессе поиска общезначимых духовных начал общественного и индивидуального бытия, сущность личности-идеала воспринимается в ином смысле, нежели на Западе. Помимо собственно героического деяния у нас требуется праведность потенциального героя и соответствие его жизни определенной традиции. Если эти требования выполняются, появляется идеальный образ личности-идеала, служащий жизненным примером и объединяющий общество»8.

     То, что в современной России наблюдается духовный голод, очевидно всем. Очевидное банкротство современной отечественной культуры при столкновении с авангардом псевдокультуры и псевдодуховности США отражают их полную неспособность служить социальному заказу общества. Современного россиянина, в отличие от сытого европейца только материальное благополучие удовлетворить никак не может, для него необходимо наличие в индивидуальной жизни высших, духовно наполненных ценностей, идеалов и смыслов. "Обществом потребления" Россия становится никак не желает, но движется именно в этом направлении. И это следствие идейно-смыслового голода современной России. Одним из моментов данной "жажды духовной" является потребность общества в героях, в харизматических личностях, символических фигурах национального, культурного и духовно-религиозного единства (иными словами в культурных героях). Герой в этом контексте есть личность, чья жизнь (а порой и смерть) становится определяющей для создания индивидуально-личностной ценностной системы. Общепринятый образ героя становится сплачивающим общество фактором, дающим возможность для людей гармонизировать свое внешнее и внутреннее бытие в плане общепризнанных норм и идеалов.

     Хороша или плоха, общественная потребность в героях, вопрос бессмысленный — потребность в них есть, таков объективный закон социального бытия. «Культура, не имеющая Героев, есть культура не национальная. Она обречена на деградацию и, в конечном счёте, на отмирание»9. Потребность в личности-идеале существует, как бы ни пытались это отрицать творцы либеральной идеологии, и в современном западном обществе, хотя там эта потребность размыта и малоосознаваема. У нас же американский Сверхгерой нашел жадного потребителя - главным образом молодежь. Он удовлетворяет жажду в герое. Однако, по мере накопления отечественного опыта, американская культура перестанет быть созвучной потребности в каком-то ином, национально своеобразном, в русском Авантюристе, Сверхчеловеке. Он должен будет действовать в понятных и инстинктивно близких нам географических, исторических, политических обстоятельствах. Как только в России усиливались демократические веяния, общественный интерес устойчиво обращался к допетровской истории русской государственности, к Киевской Руси. Можно предположить, что ярчайшим направлением новой русской романтики в становлении современной русской культуры станут герои этих эпох, например, мифологизированная история героев-богатырей (что уже можно увидеть в русских мультфильмах, например «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

     Можно  задаться вопросом: Почему столь притягателен герой вестерна, герой пиратских приключений? Потому что эти герои живут собственными интересами, побуждениями, чувствами, что делает их чрезвычайно привлекательными массовому потребителю культурной продукции. Поиск именно таких героев становится делом русской культуры.

Глава 4. Культурные герои в современной России на примере массовой культуры

     Образы  культурных героев, необходимых  современной России, разительно отличаются от образов тех героев, которых сейчас, за не имением других, возносят на пьедесталы почета и делают эталонами для подражания.

     Думаю, что в той культурной жизни, которой мы живем, иерархии выстраиваются не культурными элитами, не интеллигенцией (хотя она неистово бьется за это право), а именно иерархиями массовой культуры. Основами иерархии массовой культуры является количество зрителей, количество заработанных долларов, количество появлений на телевизионных экранах и т. д. Главные герои нашего времени - телевизионные ведущие, актеры, певцы, спортсмены и т.д.

     Возможно, это происходит от того, что мы живем в массовой культуре. Массовый человек ощущает себя совершенным и могущественным существом. Но ему нужны другие люди, которые бы постоянно подтверждали его собственные чувства, идеи и, что важно, его собственное мнение о себе, как личности.

     Поэтому у массовой культуры есть свой сонм популярных героев. Хотя их сложно назвать героями в подлинном смысле слова. Ведь герой должен обладать рядом существенных признаков: отвагой, решительностью и готовностью пожертвовать собой. Но популярность героев нашего времени не долговечна. В любую минуту может появиться другой идеальный человек, по мнению масс, который займет его место.

          Раньше герой создавал себя сам, а теперь его делают с помощью рекламы и средств СМИ. Бесспорно, важную роль в этом процессе играет имидж, который избрала для себя звезда. Имидж – это, прежде всего псевдоидеал, основанный на недостоверных фактах. Имидж – это броская картинка. Имидж – это предмет веры. Чем проще, чем ближе к народу имидж, тем большей популярностью пользуется герой. Это так называемый «свой парень» или «человек из народа». Особое значение имидж имеет для человека, связавшего себя с политикой. Без красивого имиджа тяжело достичь высот этой карьеры. Да, и любой другой в публичной сфере.

     Возьмем, к примеру, звезд спорта. То, что Бэкхем уже почти не играет в футбол, а Курникова очень плохо играет в теннис, на самом деле не имеет никакого значения. Есть теннисисты, играющие значительно лучше Курниковой, тем не менее Курникова, так же, как и Ксения Собчак, звезда значительно большей величины, потому как она чаще появляется на телевизионных экранах. И вот эта система ценностей, которую мы все ощущаем, входит в противоречие с университетским образованием. Надо сказать, что и кино, и телевидение в этом процессе играют главную роль. Так, хороший артист Безруков моментально становится суперпопулярным - вчера его знали лишь несколько театральных критиков и ряд любителей театра, но вечером показывался сериал «Бригада», и на следующий день он - суперзвезда. Таким образом, свою полную ценность в этом мире он приобрел с того момента, как стал героем сериала, который в течение нескольких недель будоражил все население России и близлежащих территорий.

     Что характерно, массы любят своих кумиров, стремятся походить на них во всем, но когда в жизни героев происходят непривлекательные события, то народ с огромной радостью сбрасывает своего любимца с пьедестала, получая удовольствие от этого. И за несоответствие истинного «Я» и имиджа обвиняют средства массовой информации, и в частности, «продажных» журналистов, служащих сильным мира сего.

     Но ведь имидж создается исключительно ради масс. Маленькому человеку в таком огромном мире приятно осознавать, что «великий» похож на него, любит такую же еду, слушает такую же музыку. Но что еще больше нравится массе, так это чувствовать, что у героев случаются неприятности, нелепости, что и они могут попадать впросак.

     В условиях массового тиражирования образа героя, отношение к нему становится все больше похожим на некий религиозный культ. В условиях пристального внимания к личной и профессиональной жизни героев и формируется мифология массовой культуры. Теперь все звезды, герои и просто популярные люди равны богам или полубогам. Перед ними преклоняются и восхищаются. Массовая культура проявляется в слепом преклонении перед псевдоценностями. Искусство, предназначенное для массовой продажи вызывает тревожное внимание – оно выхолащивает все высокое и ценное.

     Средства и технологии массовой культуры обширны и всегда бьют в нужную точку. Использование популярных жанров определят точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной, национальной группы).

    « Культура приобретает приставку "поп" в случае, если она превращается в нечто большее, чем просто игру разума или творческое рефлексирование - некое произведение должно стать широко популярным в обществе»10. "Звездами" российской и мировой поп-культуры (а значит и культурными героями) с равным успехом становятся бесчисленные музыканты(Бритни Спирс, Мадонна, Филипп Киркоров), актеры (Константин Хабенский, Сергей Безруков, Федор Бондарчук, Анжелина Джоли), журналисты(Отар Кушианашвили), политики( В.В. Жириновский) и спортсмены(Марат Сафин, Дмитрий Сычев, Елена Исинбаева), художники (Сальвадор Дали и Пабло Пикассо), писатели (Дарья Донцова, Сергей Лукьяненко), ученые (Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд), религиозные лидеры (Папа Римский и Далай-Лама), преступники, литературные персонажи (Джеймс Бонд, Гарри Поттер), герои мультфильмов (Микки Маус, Смешарики и Чебурашка), персонажи комиксов (Супермен и Человек-Паук) и многие другие.

     Некоторые из поп-культурных "икон" имеют долгую жизнь, их популярность переходит из поколения в поколение, другие становятся знаменитостями-однодневками, про которые в скором времени забывают. В любом случае, с их помощью поп-культура формирует некий новый способ общения, используемый множеством людей в повседневной жизни: так, например, забавные фразы политиков, персонажей рекламных роликов, телепередач или кинофильмов становятся частью живого языка и используются в качестве своеобразных пословиц, иллюстрирующих строй мыслей говорящего.

     Массовая культура в России переживает не лучшие времена. Кинематографисты с азартом копируют идеи Голливуда десяти- и двадцатилетней давности. Ни один из российских мыльных сериалов не может соперничать с западными хотя бы потому, что практически все наши сериалы – это копия американских . Главными героями современного русского коммерческого кино и телевидения являются милиционеры («Убойная сила»), бандиты и военные («Спецназ», «Солдаты»), «Последнее десятилетие в культуре России появилось относительно новое течение: саги, эпосы о криминальном герое, преодолевающем препятствия, сражающемся с врагами, героем вне закона и времени. Это и известный телесериал "Бригада", х/ф "Бумер", из литературных произведений - ряд сквозных сюжетов о Бешеном И. Доценко, произведения А. Константинова (серия "Бандитский Петербург") и множество других..»11. Это дает понять, что все же в России существует образ глубокого национального культурного героя, который воплощен в роли защитника отечества… Но это лишь один из видов культурного героя, и этого современным россиянам мало. Просто отечественная массовая культура еще не дошла до той стадии развития, на которой она сможет предложить своим потребителям отечественных культурных героев, которые будут олицетворять не только одну сторону общественной жизни.

 

Заключение

   На страницах реферата я старалась как можно более подробно осветить выбранную мною тему и достигнуть поставленной цели.

     В заключение хотелось бы сказать, что в Европе и Америке современная массовая культура находится на более высокой ступени развития, предлагая огромное количество разных художественных (в той или иной степени) культурных героев, Россия же, где массовая культура переживает свое «детство», предлагает живых, невыдуманных героев-властителей дум, творцов и художников и «заимствует» культурных героев с Запада, что плохо отражается на современной молодежи и детях, ведь культурные герои подростков  - это западные Супермены, герои мультфильмов и кино, к тому же в России достаточно активно пропагандируется проамериканский образ жизни. Все это приводит к тому, что в детях и молодежи практически не воспитывается чувство патриотизма и любви к Родине. И этот факт совсем не радует.

      Все это говорит о том, что в России в настоящее время плохо развивается духовная и национальная культура и не хватает собственных идеалов для подражания, что нашему обществу необходимы культурные герои, которые будут воплощать не только физические качества, но так же нравственные, духовные и патриотические.

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1 Кравченко, А.И. Агенты и институты культуры // А.И. Кравченко. Культурология: учебник. – М., 2006. – Глава 3. С. 87.

2 Определение взято с сайта http//ru.wikipedia.org

3 А.Захаров. От автомата до святых//Журнал «Огонёк» №24/2008

4 Кравченко, А.И. Агенты и институты культуры // А.И. Кравченко. Культурология: учебник. – М., 2006. – Глава 3. С. 87.

5 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Выпуск 1. М. 1978. С. 192.

6 М. Кутузов. Массовая культура как способ видения будущего, www.archipelag.ru/authors/kutuzov

7 М. Кутузов. Массовая культура как способ видения будущего, www.archipelag.ru/authors/kutuzov

8 Жажда героя

9 Россия в поисках героя

10 Поп-культура и ее место в нашей жизни,по материалам  Washington ProFile, журнал Социум от 26.07.2007

11 Ю. В. Власова. Архетипические мотивы мифа о Герое и криминальный сюжет нашего времени

//Знак, символ, архетип. - СПб.: 2004. - с. 306


Информация о работе Понятие «Культурный герой» и место культурного героя в истории человечества