Понятие и сущность аккультурации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 09:09, лекция
Краткое описание
Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. Сначала они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в одной или обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп).
Вложенные файлы: 1 файл
Понятие и сущность аккультурации
Исследованием процессов аккультурации
стали заниматься в начале XX в. американские
культурные антропологи Р. Редфилд, Р.
Линтон и М. Херсковиц. Сначала они рассматривали
аккультурацию как результат длительного
контакта групп, представляющих разные
культуры, который выражался в изменении
исходных культурных моделей в одной или
обеих группах (в зависимости от удельного
веса взаимодействующих групп). Однако
постепенно исследователи отошли от понимания
аккультурации только как группового
феномена и стали рассматривать ее на
уровне психологии индивида, представляя
процесс аккультурации как изменение
ценностных ориентации, ролевого поведения,
социальных установок индивида. В настоящее
время термин «аккультурация» используется
для обозначения процесса и результата
взаимного влияния разных культур, при
котором все или часть представителей
одной культуры (реципиенты) перенимают
нормы, ценности и традиции другой (у культуры
донора). Можно сказать, что на уровне отдельного
человека аккультурация — это процесс
усвоения знаний и навыков, необходимых
для жизни в чужой культуре.
Исследования в области аккультурации
особенно интенсифицировались в конце
XX в. Это связано с миграционным бумом,
который переживает человечество и который
проявляется во все возрастающем обмене
студентами, специалистами, а также в массовых
переселениях. По некоторым данным, сегодня
в мире вне пределов страны своего происхождения
проживает более 100 млн человек.
Основные стратегии аккультурации
В процессе аккультурации человек вынужден
одновременно решать две проблемы — сохранение
своей культурной идентичности и включение
в чужую культуру. Комбинация возможных
вариантов решения этих проблем дает основные
стратегии аккультурации:
ассимиляция — вариант аккультурации, при
котором человек полностью принимает
ценности и нормы иной культуры, отказываясь
при этом от своих норм и ценностей;
сепарация — отрицание чужой культуры
при сохранении идентификации со своей
культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Стратегия изоляции, на которой настаивают представители господствующей культуры, называется сегрегацией;
маргинализация — вариант аккультурации, проявляющийся
в потере идентичности с собственной культурой
и отсутствии идентификации с культурой
большинства. Эта ситуация возникает из-за
невозможности поддерживать собственную
идентичность (обычно в силу каких-то внешних
причин) и отсутствия интереса к получению
новой идентичности (возможно, из-за дискриминации
или сегрегации со стороны этой культуры);
интеграция — идентификация как со старой культурой, так и с новой.
Еще недавно ученые называли лучшей стратегией
аккультурации полную ассимиляцию с доминирующей
культурой. Сегодня целью аккультурации
считается достижение интеграции культур,
результатом которой является бикультурная
или мультикультурная личность. Это возможно,
если взаимодействующие группы большинства
и меньшинства добровольно выбирают эту
стратегию: интегрирующаяся группа готова
принять установки и ценности новой для
себя культуры, а доминантная группа готова
принять этих людей, уважая их права, ценности,
адаптируя социальные институты к их потребностям.
Интеграцию как меньшинство, так и большинство
могут принять только добровольно, поскольку
этот процесс представляет собой взаимное
приспособление этих групп, признание
обеими группами права каждой из них жить
как культурно различным народам.
Однако далеко не всегда члены недоминирующей
группы свободны в выборе стратегии аккультурации.
Доминирующая группа может ограничить
выбор или вынудить к определенным формам
аккультурации. Так, выбором недоминирующей
группы может стать сепарация. Но если
сепарация носит вынужденный характер
— возникает в результате дискриминационных
действий доминирующего большинства,
то тогда она превращается в сегрегацию.
Недоминирующая группа может выбрать
ассимиляцию, что говорит о готовности
принять идею «плавильного котла» культур.
Но если их к этому вынуждают, то «котел»
превращается в «давящий пресс». Весьма
редко группа меньшинства выбирает маргинализацию.
Чаше всего люди становятся маргиналами
в результате попыток сочетать насильственную
ассимиляцию с насильственной сегрегацией.
При этом интеграции соответствуют позитивная
этническая идентичность и этническая
толерантность, ассимиляции — негативная
этническая идентичность и этническая
толерантность, сепарации — позитивная
этническая идентичность и интолерантность,
маргинализации — негативная этническая
идентичность и интолерантность.
Аккультурация как коммуникация
В основе аккультурации лежит коммуникативный
процесс. Точно так же, как местные жители
приобретают свои культурные особенности,
т.е. проходят инкультурацию через взаимодействие
друг с другом, так и приезжие знакомятся
с новыми культурными условиями и овладевают
новыми навыками через общение. Поэтому
процесс аккультурации — это приобретение
коммуникативных способностей в новой
культуре.
Любое общение, в том числе личное, имеет
три взаимосвязанных аспекта — познавательный,
аффективный и поведенческий, так как
в общении протекаю!-процессы
восприятия, переработки информации, а
также совершаются действия, направленные
на объекты и людей, окружающие человека.
В этом процессе индивид, используя полученную
информацию, адаптируется к окружающей
среде.
Наиболее фундаментальные изменения
происходят в структуре познания, в той
картине мира, через которую человек получает
информацию из окружающей среды. Именно
на различиях в картине мира, в способах
категоризации и интерпретации опыта
основываются различия между культурами.
Только расширив сферу принятия и переработки
информации, человек может постичь систему
организации чужой культуры и подстроить
свои процессы познания под те, которые
присуши носителям чужой культуры. Человек
определяет менталитет «чужаков» как
трудный и непонятный именно из-за того,
что он незнаком с системой познания другой
культуры. Но человек имеет потенциал
для расширения своих знаний о познавательной
системе чужой культуры, и чем больше человек
узнает о чужой культуре, тем больше его
способность к познанию вообще. Верно
и обратное: чем более развита система
познания у человека, тем большую способность
к пониманию чужой культуры он демонстрирует.
Чтобы развивать плодотворные отношения
с представителями чужой культуры, человек
должен не только понимать ее на рациональном
уровне, но и на аффективном. Надо знать,
какие эмоциональные высказывания и реакции
допустимы, поскольку в каждом обществе
принят определенный критерий сентиментальности
и эмоциональности. Когда человек адаптирован
к другой аффективной ориентации, он может
понимать причины юмора, веселья и восторга,
злобы, боли и разочарования также, как
местные жители.
Решающим в адаптации человека к чужой
культуре является приобретение технических
и социальных навыков поведения для действий
в определенных ситуациях. Технические
навыки включают умения, важные для каждого
члена общества, — владение языком, умение
делать покупки, платить налоги и т.п. Социальные
умения обычно менее специфичны, чем технические,
но овладеть ими сложнее. Даже носители
культуры, естественно «играющие» свои
социальные роли, очень редко могут объяснить,
что, как и зачем они делают. Однако методом
проб и ошибок человек постоянно совершенствует
поведение за счет формирования алгоритмов
и стереотипов, которыми можно пользоваться
автоматически, не задумываясь.
Полная адаптация человека к чужой культуре
означает, что все три аспекта коммуникации
протекают одновременно, скоординированы
и сбалансированы. Адаптирующиеся к условиям
новой культуры люди обычно ощущают неразвитость
одного или нескольких указанных аспектов
общения, результатом чего является слабая
сбалансированность и скоординированность.
Например, можно многое знать о новой культуре,
но не иметь с ней контакта на аффективном
уровне; если такой разрыв велик, может
возникнуть неспособность приспособиться
к новой культуре.
Результаты аккультурации. Важнейшей
целью и результатом аккультурации является
долговременная адаптация к жизни в чужой
культуре. Она характеризуется относительно
стабильными изменениями в индивидуальном
или групповом сознании в ответ на требования
окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают
в двух аспектах — психологическом и социокультурном.
Психологическая адаптация представляет
собой достижение психологической удовлетворенности
в рамках новой культуры. Это выражается
в хорошем самочувствии, психологическом
здоровье, в четко и ясно сформированном
чувстве личной или культурной идентичности.
Социокультурная адаптация заключается
в умении свободно ориентироваться в новой
культуре и обществе, решать повседневные
проблемы в семье, в быту, на работе.
Поскольку одним из важнейших показателей
успешной адаптации является трудоустройство,
удовлетворенность работой и уровнем
своих профессиональных достижений и,
как следствие, своим благосостоянием
в новой культуре, исследователи в качестве
самостоятельного аспекта адаптации стали
выделять экономическую адаптацию.
Процесс адаптации может не привести
к взаимному соответствию личности и среды,
и тогда он будет выражаться в сопротивлении,
в попытке изменить среду своего обитания
или измениться взаимно. Поэтому спектр
результатов адаптации весьма велик —
от очень успешного приспособления к новой
жизни до полной неудачи всех попыток
этого добиться.
Результаты адаптации зависят как от
психологических, так и от социокультурных
факторов, которые довольно тесно взаимосвязаны.
Психологическая адаптация зависит от
типа личности человека, событий в его
жизни, а также социальной поддержки. Эффективность
социокультурной адаптации ом редел я
е гея знанием культуры, степенью включенности
в контакты и межгрупповыми установками.
Оба этих аспекта адаптации успешно реализуются
при условии убежденности человека в преимуществах
стратегии интеграции.
Информация о работе Понятие и сущность аккультурации