Понятие культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:09, реферат

Краткое описание

В повседневной бытовой практике под культурой понимается:
возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - "культурное растение", "физическая культура"; воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета - "культурный человек", "культура речи", искусство, творчество - "дом культуры" и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие культура.docx

— 32.08 Кб (Скачать файл)

Понятие культура

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие(набор положительных вещей, всё что создано человеком) 
В повседневной бытовой практике под культурой понимается: 
возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - "культурное растение", "физическая культура"; воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета - "культурный человек", "культура речи", искусство, творчество - "дом культуры" и т. д. 
Помимо того, термин культура широко применяется в гуманитарном дискурсе, чем обусловлено его массовое проникновение в повседневную жизнь - субкультура, культурные ценности, псевдокультура, культурология, и т. д. Культура в этом смысле - нравственные, материальные и моральные ценности, познания, умения, традиции, обычаи, то существуют все то, что направлено на развитие и сохранение личности и общества в целом, на создание материальных и духовных условий жизни, благоприятных для человека и его окружения. Нередко термином "культура" характеризуется определённая историческая эпоха: "Культура Древней Руси", "современная культура", и т. п. Культура характеризует к тому же народы: культура готов, славянская культура и др. Кроме того, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и делиться по потребностям человека: материальная и духовная культура.

подходы

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

  • деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

  • ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей

Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного.

 

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

В рамках антропологического подхода предложено более всего определений культуры. Можно предложить классификацию этих определений, в основе которой лежит анализ определений культуры, данный Крёбером и Клакхоном. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, а некоторые из них в свою очередь разделили на подгруппы.

Первая группа — описательные определения, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры. Родоначальником такого типа определений является Э. Тайлор, который утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Вторая группа — исторические определения, выделяющие процессы социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению.

Третья группа — нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества. Эти определения можно разделить на две подгруппы:

  • определения культуры как образа жизни какой-то социальной группы, например культура есть образ жизни, которому следует община или племя;

  • ценностные определения, обращающие внимание на идеалы и ценности общества

Четвертая группа — психологические определения, делающие упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Эти определения можно разделить на четыре подгруппы:

  • адаптивные определения, подчеркивающие процесс адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям

  • дидактические определения, обращающие внимание на процесс научения человека, культура — это то, чему он научился, а не унаследовал генетически

  • определения культуры как форм привычного поведения, общих для группы

  • психоаналитические определения. например культура - это совокупность всех реакций

Пятая группа-структурные определения культуры, акцентирующие внимание на структурной организации культуры, например для антрополога Р. Линтона культура — это организованные повторяющиеся реакции членов общества; сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества.

Шестая группа — генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения. Эти определения разделяют на четыре подгруппы:

  • антропологические определения, исходящие из того, что культура — это продукты человеческой деятельности, мир искусственных вещей и явлений, противостоящий естественному миру природы

  • идеационные определения, сводящие культуру к совокупности и производству идей, других продуктов духовной жизни общества, которые накапливаются в социальной памяти

  • определения, подчеркивающие символическую человеческую деятельность, когда культуру считают либо системой знаков, либо совокупностью символов, либо множеством текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми

  • отрицательные определения, представляющие культуру как нечто, происходящее из некультуры, например для философа и ученого В. Оствальда культура — это то, что отличает человека от животных.

В целом антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией на исследование «промежуточных» слоев и уровней культуры, когда исследователь пытается выделить конкретные формы или единицы культуры, с помощью которых человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы.

 

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

  • предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;

  • функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;

  • институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

В рамках социологического подхода изучаются структура, функции культуры, но анализируя внешние организующие факторы культуры, социологи мало внимания уделяют внутреннему содержанию культурных феноменов. Поэтому социологический и антропологический подходы дополняют друг друга

 

Социологический подход

Антропологический подход

Стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее формы

Стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее содержания

Приоритетное познание культуры современных обществ

Приоритетное познание традиционных культур

Ориентация на изучение чужих культур и обычаев

Ориентация на изучение собственной культуры

Познание культуры больших социальных групп

Исследование общинности или общинной культуры

Изучение институциональных аспектов культуры

Познание внеинституциональных явлений культуры

Исследование «системной» организации культуры и ее специализированных форм

Изучение культуры жизненного мира и обыденной жизни


 

Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода.

Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота.

концепции

Теперь рассмотрим основные концепции культуры, пользующиеся Значительной известностью. Н.Я. Данилевским обосновывается концепция многолинеиного и замкнутого развития культур. Им выдвинута теория культурно-исторических типов, оказавшей большое влияние на современную западную философию культуры.

Н.Я. Данилевский разделил все самобытные цивилизации на три класса: положительные, отрицательные деятели и служащие чужим целям цивилизации.

К первому относятся: египетская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая... Эти культурно-исторические типы представляют собой положительных деятелей в истории человечества, они содействовали прогрессу человеческого духа.

Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы (гунны, монголы, турки) которые помогают "испустить дух борющимся со смертью цивилизациям".

К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации (финны и др.), коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций "в качестве этнографического материала".

Согласно теории Н.Я. Данилевского, человечество отнюдь не является чем-то единым, "живым целым", оно скорее представляет собою живую стихию, отлитую в формы. Самые крупные из этих форм и есть "культурно-исторические типы", имеющие свои линии развития. Оригинальность основной идеи Н.Я. Данилевского состоит в том, что отвергается единая нить в развитии человечества, отвергается мысль об истории как прогрессе некоего общего, или "мирового" разума, некой общей цивилизации, которую отождествляют с европейской. Такой цивилизации просто-напросто нет, существует множество развивающихся отдельных цивилизаций, каждая из которых вносит свой вклад в общую сокровищницу человечества. И хотя эти цивилизации сменяются и исчезают, человечество живет, постоянно пользуясь этим общим сокровищем и становясь все более богатым.

Шпенглер различает возможную и действительную культуру, доступную восприятию человека: поступки и настроения, религия и государство, искусство и науки, народы и города, черты лица и одежды... История, подобно жизни в ее становлении, является осуществлением возможной культуры: "Культуры суть организмы. История культуры — их биография... История культуры есть осуществление ее возможностей".В шпенглеровской концепции культуры несоизмеримы друг с другом, ибо у каждой из них имеется своя душа. Вместе с тем следует отметить, что, подобно организмам, культуры имеют свои фазы развития (цивилизации).

школы

В первой половине XX века в рамках западной культурной антрологии возникла культурно-историческая школа и французская "школа Анналов".

Культурно-историческая школа в своей методологии опиралась на тезис В.Дильтея о принципиальном несовпадении предмета "наук о духе" и "наук о природе". Им была предложена категория "философия жизни". Другим ценным для культурологического знания сюжетом явилась разработка В.Дильтеем "понимание-объяснение": понимание как интуитивное постижение реальности, объяснение— как дискурсивно(речевая)-логическая процедура.

В культурно-исторической школе получило развитие направление диффузионизма, рассматривавшее культурную динамику как результат процессов взаимовлияния культур через заимствование и распространение инноваций.

Этнографом Ф. Гребневым была сформулирована теория "культурных кругов", в соответствии с которой разного рода культурные формы распространяются подобно волнам отброшенного в воду камня.

Информация о работе Понятие культура