Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:57, доклад
Первоначально понятие "культура" обозначал обработку земли, возделывание почвы, занятие земледелием (лат. сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона. А этим человек начал заниматься со времени неолитической революции (переход от присваивающей экономики к добывающей – около 10 тыс. лет до н.э.). Расширение сферы человеческой деятельности за пределы занятий охотой, скотоводством, земледелием обусловило рост направлений культурного прогресса. Культура – это все то, что связывается с активной, преобразующей деятельностью человека.
1. Понятие культуры
Термин "культура" входит в активный категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук в начале XX в.
Первоначально понятие "культура" обозначал обработку земли, возделывание почвы, занятие земледелием (лат. сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона. А этим человек начал заниматься со времени неолитической революции (переход от присваивающей экономики к добывающей – около 10 тыс. лет до н.э.). Расширение сферы человеческой деятельности за пределы занятий охотой, скотоводством, земледелием обусловило рост направлений культурного прогресса. Культура – это все то, что связывается с активной, преобразующей деятельностью человека. Постепенно это понятие в большей степени стало связываться с воспитанием, просвещением, образованностью человека. Это вторичная, духовная сфера человеческой деятельности, духовная культура, но будучи относительно самостоятельной, всегда связана с материальной культурой. Между культурой ума и культурой труда, культурой поведения и культурой речи всегда существует коррелятивная связь.
Из отмеченного выше явствует, что важной особенностью культуры является ее человеческое начало, связь культуры с человеком и его деятельностью. Культура представляет собой как бы вторую природу, созданную человеком, мир его материальных и духовных ценностей.
2. Структура культуры
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура делится: на культуру общечеловеческую; национальную; социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную); территориальную; культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.
По источникам
формирования следует разделить
культуру народную и профессиональную.
Народная культура ярче всего представлена
фольклором. Она не имеет явного и определенного
автора (потому и говорится о "народной
этике", "народных инструментах",
"народном спорте", "народной медицине",
"народной педагогике" и т.д.) и передается
из поколения в поколение, постоянно дополняясь,
обогащаясь и модифицируясь.
Профессиональная культура создается
людьми, профессионально занятыми данной
сферой деятельности и, как правило, прошедшими
специальную подготовку к ней. Принадлежность
результатов их деятельности тому или
иному автору строго фиксирована и юридически
защищена авторским правом от любых позднейших
изменений и модификаций кем-либо другим.
Культура народная возникает на заре человечества
и значительно старше культуры профессиональной,
появившейся лишь с переходом
общества к стадии разделения умственного
и физического труда. С появлением профессиональной
культуры возникают и специфические институты,
предназначенные для развития, сохранения
и распространения культуры. К ним относятся
архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие
союзы и объединения, издательства и редакции,
инженерные и медицинские общества и т.д.
особенно в этом плане следует выделить
систему образования, которая представляет
собой социальную форму существования
культурных процессов обучения и воспитания.
3. Функции культуры
1) Культура направлена на удовлет
2) Преобразование окружающего света, приспособление его для человеческого существования. Преобразование людьми света особенно наглядно на примере архитектуры. Стремление к творческому преобразованию окружающего отразилась и в преобразовании собственно природы. Пример – появления садов (висячие сады Семирамиды, японские сады, Версальский парк).
3) Коммуникативная функция.
4) Накопление и хранение информации.
5) Нормативная. Культура вырабатывает нормы, способствующие регулированию поведения людей. Нормы поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают на наиболее приемлемые формы поведения. Нормативность распространяется на этикет, традиции.