Понятие, сущность и функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:51, реферат

Краткое описание

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Содержание

Введение
Глава 1. Культура как система
1.1 Материальная и духовная культура
1.2 Структурная целостность культуры
Глава 2. Основные компоненты культуры
2.1 Обычаии нормы
2.2 Духовные ценности и знание
Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат тема 1.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

 

Брянская  государственная инженерно-технологическая  академия

 

 

 

Кафедра …

 

 

Реферат

Понятие, сущность и функции  культуры.

Подготовил студент  гр.ММ-101

Жуков Дмитрий Валерьевич

Проверил 

Брянск 2014

 

 

План

 

Введение

Глава 1. Культура как система

1.1 Материальная и духовная культура

1.2 Структурная целостность культуры

Глава 2. Основные компоненты культуры

2.1 Обычаии нормы

2.2 Духовные ценности и знание

Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в  себя искусство, религию, науку и  т.д.

Исследование  культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия  культуры Шпенглера, представление  культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.

Таким образом, в культурологии культура – это  основополагающее понятие, характеризующее  сущность человеческого бытия как  реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное  отношение человека к миру, посредством  которого человек творит мир и  себя самого. Кроме того, культура –  это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид  деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.

Культурные  процессы – сложное и многоплановое  явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы  иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия, увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.

Именно  этому и посвящена данная работа.

 

Глава 1. Культура как система

 

    1. Материальная и духовная культура

 

Культура  включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными – они задуманы и созданы человеком как творцом.

Человек и сам является артефактом, так  как, с одной стороны он имеет  естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек – не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.

Человека  можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Материальная  культура включает в себя разнообразные  по типам и формам артефакты – это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Материальная культура, в другом понимании, — «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества»1.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные  средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда — от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.

Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).

Духовная  культура включает в себя, с одной  стороны, совокупность результатов  духовной деятельности, а с другой — и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения  человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

 

1.2 Структурная целостность  культуры

Структурная целостность культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие — второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие — локальное и конкретное.

Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность  природы.

Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни — это  целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни  ежедневно, т. е. это целостность  материальной и духовной культур.

Культура  действует как живая система  ценностей, пока активно действует  сам человек – как творческое, созидающее начало.

Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен  и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как  материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

 

Глава 2. Основные компоненты культуры

 

2.1 Обычаи и нормы

 

Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторые исследователи также выделяют стереотипы, мифы и другие элементы в качестве компонентов культуры.

Обычаи  – одно из древних явлений в  истории духовного развития человека. Обычаи присутствуют в любой развитой культуре мира, хотя и играют в современном  обществе уже не такую важную и  обязательную роль.

Обычаи  – это образцы поведения, не до конца осознаваемые современным  человеком. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовые или ритуальные действия. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той или иной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. они представляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Обычай может нести в себе разрешение на определенные действия, тогда он играет роль алгоритма исполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняет функцию блокировки отдельных действий человека.

Обычай, как механизм норм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей. Передаваясь  из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивами поведения  и создает потребность в его  соблюдении, что создает устойчивость отношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами. В духовной культуре человека могут действовать нормы, которые выделяются из обычаев или создаются для случаев специализированного поведения человека. Нормы бывают экономическими, политическими, технологическими, нравственными и др.

В закрытых культурах обычаи и нормы требуют, как правило, неукоснительного соблюдения. А в открытых культурах возможно существование различных культурных норм в атмосфере лояльности. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

 

2.2 Духовные ценности и знание

 

Духовные  ценности – сложный и более  развитый продукт духовной культуры, который, кроме функций обычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения, допускает возможность выбора – в этом двойственная природа ценности. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Так, если взять такую ценность как , то на первом месте в некоторых случаях стоит , а в других - .

Некоторые исследователи выделяют различные  типы ценностей: ценности витальные, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья; ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценности политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанные с идеалами справедливости, добра и т.д.; религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни; художественно-эстетические ценности, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалами чистой красоты и мн. др ценности.

Ценности  в духовной жизни общества создают  смысловые поля. Человек, в поисках  смысла своих действий, находится  либо в оппозиции к существующим смыслам, либо принимает их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности; все развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она изменяется. Культура должна иметь иерархию ценностей, чтобы они функционировали согласованно.

Овладев всеми подсистемами культуры, человек  может предпринимать усилия по ее освоению, по ее использованию и  воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя из знаний о культуре.

Знание, в культурологическом смысле – это  не только научное знание. Знание для  культурологии — объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной  средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знание сопряжено и сопоставимо  с определенным видом или уровнем  жизнедеятельности человека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим. способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или духовных средств жизнедеятельности.

Таковы  основные компоненты культуры.

Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель ценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура - как ресурс и источник развития человека.

 

Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе

 

Сложная структура культуры определяет и  разнообразие ее функций в жизни  общества и человека.

Главная функция культуры – «сохранять и  воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения  в поколение и обогащать его»2. Кроме нее, существует еще несколько основных функций культуры (разными исследователями они могут по-разному называться, но, по сути, обозначают примерно одинаковые понятия), это:

  1. Нормативная (или регулятивная) функция. Эта функция осуществляет нормативизацию (регулирование) действий, средств и целей жизнедеятельности человека. Культура подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные и т.д. Кроме того, культура формирует ценности и вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания – ориентируясь на эти идеалы, человек определяет приемлемые для себя жизненные цели.
  2. Познавательная функция. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. В культуре осуществляется художественное, нравственное, религиозное познание и др.
  3. Смыслообразующая (или информационная) функция. Эта функция осуществляется с помощью творческих приемов, различных для каждого вида духовной деятельности, с помощью языка и знаков, символов и образов, понятий и идей.
  4. Коммуникативная функция. Культура создает определенную систему коммуникаций для обмена и взаимодействия участников культурного процесса, а также обеспечивает взаимодействие людей через ценности, поддерживает и развивает целостность общества. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.
  5. Функция «общественной памяти». Эта функция создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры возможно формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека.
  6. Рекреативная функция культуры. Эта функция заключается в создании способов и учреждений (это храмы, театры, музеи и др.), где человек может восстановить свои духовные силы, обновить духовный потенциал, провести «духовное очищение».

Информация о работе Понятие, сущность и функции культуры