Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:57, контрольная работа
Сценарный план – это литературный проект будущего массового зрелища, в котором изложена последовательность развития действия, а также основные выражения, тексты. Он позволяет целенаправленно работать над сценарием, предостерегает от возможных отклонений от темы и формирует общее видение будущего зрелища. В зависимости от сложности используемого материала в режиссерско-постановочной практике различают два вида литературной основы: сценарный план и сценарий. Сценарный план иногда является литературной основой для несложных массовых зрелищ, которые не требуют детальной художественной разработки .
1. Понятие постановочного плана. Сценарий массового театрализованного представления.
2. Основные принципы монтажа.
3. Проблема режиссуры: организация и постановка массовых зрелищ.
4. Заключение
5. Список используемой литературы
К поточным действиям в колоннах относится упражнение «Развал». Они выполняется двумя колоннами, стоящими друг против друга. В колоннах участники стоят в стойке ноги врозь и, вытянув прямые руки ладонями кверху, поддерживают ими под поясницу спортсмена, стоящего впереди. Начинают падение назад первые участники - они стоят в начале своих колонн, лицом друг к другу. Падения назад до положения лежа на спине выполняются последовательно, медленно и абсолютно безопасны; каждый сзади стоящий выполняет падение, сохраняя до полного падения напряженные прямые ноги и в то же время не ослабляя поддержку переднего силой рук. Это похоже на медленное падение костяшек домино. При правильном выполнении задания в положении лежа ноги врозь голова каждого переднего человека будет лежать на животе лежащего сзади. Это оригинальное падение можно выполнять в любом колонном построении с закруглениями, закручиванием в спираль, встречно.
Казалось бы, ну что в нем образного? Просто смешное упражнение, финальная точка какого-нибудь сложного перестроения, когда все «валятся с ног от усталости», вызывая хохот у зрителей. Но представьте себе корабль, рассекающий волны, или плуг, взрезающий и отваливающий в стороны пласты пашни. Как показать на стадионе эти буруны или образование борозды? Только с помощью упражнения «развал».
В массовом представлении «Мир победит войну» в Москве в 1985 году было задействовано 700 участников, собравшихся в плотный круг. Последовательно делали движения кистями рук в белых перчатках, имитируя взмахи крыльев птиц. Эффект появления стаи белых голубей вызвал бурю оваций. Вот так было использовано самое элементарное, простое, давно известное движение кистями, но к нему было найдено такое художественное решение и такое оформление, что оно смотрелось как новое, никогда раньше не виденное, создавало впечатляющий художественный образ. В упражнениях с шестами, тоже можно добиться создания такого образа. В 1980 г. весь стадион «Динамо» в Москве превратился в «гребной канал». 1110 человек, исполняя упражнение, в какой-то момент перестроились и создали гоночные лодки-восьмерки», а шесты превратили в весла. Работая ими как гребцы, имитируя в точности все фазы гребли, участники создали легко узнаваемый художественный образ. Казалось, что лодки плывут полным ходом, а гребцы гребут изо всех сил, борясь за победу. Техника построения «лодок» было следующей: корпус лодки был составлен из двух шестов. Средние двое в «лодке» - гребцы. Рядом с каждым из гребцов снаружи лодки на расстоянии около метра сидит по одному человеку, изображающему уключины. Гребцы держат «весла» - шесты, направленные в стороны. Эти «весла» лежат на неподвижных «уключинах» - на ладонях, повернутых кверху рук с прижатыми к коленям локтями. Гребцы и все в лодке наклоняются вперед, легко заносят весла назад, а затем исполняют гребок, произнося: «Раз! И-и-и... Раз! И-и-и... Раз!», откидываясь при этом резко назад. Конечно, в создании этого эпизода помогли «волны», задорно бегущие навстречу «лодкам», соответствующая музыка, и шумовые эффекты.
В постановке массовых зрелищ на стадионе режиссер и художник учитывают не только рабочее пространство стадиона, но и окружающее пространство, их соотношение, которое влияет на общее решение массового действия. Большое пространство стадиона диктует режиссеру и художнику необходимость создания как центрального пункта действия, так и отдельных опорных точек, которые далее могут стать основными для главных эпизодов массового действия. Режиссеру не следует забывать о том, что на стадионе сложно удерживать внимание нескольких сотен тысяч людей. Следует заранее продумать, как и на чем сфокусировать внимание – точно определить игровые точки. Если все это сделать на макете и «проиграть» все массовое зрелище, выстроить его динамику, композицию массовых сцен, их пластичный образ, определить основные опорные точки – это значительно упростит весь творческий процесс постановки.
Помимо радости творчества массовое представление несет в себе огромное количество трудностей, прежде всего организационного и экономического характера. В крупномасштабном мероприятии творческие идеи могут быть воплощены, только если они задумываются изначально в реальных организационно-экономических формах. На преодоление лавины организационно-экономических трудностей в стадии реализации замысла уходит сил и времени во многие десятки раз больше, чем на решение самых серьезных проблем творческого характера. Ни театр, ни кино как искусства постановочные не знают такой бросающейся в глаза диспропорции между творчеством и экономикой. Это связано с временностью постановочных групп массовых действ, разовостью мероприятий и полнейшим отсутствием какой-либо постоянной производственной базы. В этой области требуются большие перемены. Искусство массовых праздников должно обрести и постоянную постановочную организацию, и собственное производство. И совершенно необходимо и вполне реально сделать его финансово-рентабельным.
Анализируя методику организации и проведения массовых зрелищ можно отметить два наиболее распространенных вида недостатков. Прежде всего - недопонимание массового зрелища именно как явления искусства, недооценка его художественной стороны. Организаторы массовых зрелищ довольно мало обращаются к эмоциональной сфере восприятия человека, а систематически перегружают его умственное восприятие. Они порой недооценивают тягу человека к красоте, образному мышлению, а то и просто к веселому, радостному общению, карнавальному веселью, шуткам, смеху.
При таком понимании своих задач массовое действо предстает в качестве некоего организационного комплекса с элементами стандартизации. Один становится похожим на другой. В качестве примера можно сослаться на некоторые праздники профессий, проводов в армию, последнего звонка, посвящения в специальность, чествования ветеранов. Непременным условием, которых стали такие элементы, как президиум, доклады, речи, сложившийся штамп деления на официально-торжественную, художественно-концертную и танцевально-игровую части. В результате массовые действа, посвященные ярким, значительным событиям, становятся шаблонными и безликими, вызывают у участников чувство неудовлетворенности, порой даже раздражения. Речь не идет, разумеется, об отрицании торжественного момента в празднике, об отказе от официальной церемонии по тому или иному случаю. Однако массовое празднество нельзя сводить только к ним, игнорируя его образное сценарно-режиссерское решение, воплощающееся в красочном зрелище, театрализованном митинге или массовом празднестве.
С другой стороны,
чрезвычайно серьезным
Также недочетом в искусстве массовых зрелищ и представлений является безвкусица некоторых режиссеров и сценаристов, бросающаяся в глаза гораздо чаще, чем в театре. Обычно безвкусица оборачивается в массовых праздниках эклектичным, похожим на мешанину бездумным сценарием, помпезностью и необоснованным нагромождением деталей, штампованными приемами.
В преодолении
этих недостатков большое значение
имеет дальнейшее интенсивное развитие
массового праздника как
Если же учесть,
что в массовом театрализованном
зрелище его тонкую психологическую
разработку заменяет строгая логичность
построения и развития темы, высокий
эмоциональный накал и
Таким образом, умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусства, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.
Анализируя вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
Целями массовых зрелищ являются не только отдых и развлечения, но еще и стремление к одухотворенной личности, воспитание в ней нравственных, этических и эстетических качеств, творчески отражая, воспроизводя действительность в художественных образах.
Театрализация является неотъемлемым компонентом драматургии массовых зрелищ, позволяющая донести в художественно форме определенную идею до массового зрителя.
Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней.
Каждый новый сценарий массового зрелища – это поиск нового решения темы, новых выразительных средств, новых методов эмоционального воздействия.
Сценарий массового
театрализованного зрелища
Монтаж является основным творческим приемом формирования и построения драматургического каркаса театрализованных массовых зрелищ.
Важнейшими монтажными принципами в режиссуре и драматургии массовых зрелищ выступают идейность, строгая логичность и последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов, внутренняя ритмическая контрастность.
Важной специфической чертой драматургии и режиссуры массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез.
4. Заключение.
В результате проведенного исследования установлено, что массовое зрелище по своей сути и форме явление коллективное. Оно в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека всегда и непременно – коллективное действо, коллективное переживание, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Массовые зрелища возникают только там, где существуют духовные связи между людьми. В жизни каждого народа массовые зрелища занимают свое особое место. Примечательна весьма важная социологическая особенность зрелищ, заключающаяся в том, что народ здесь имеет удачную возможность раскрыть и творчески выразить себя как исторический субъект, непосредственно участвующий в зрелищах.
В прошлом массовые зрелища были одним из главных источников творчества, двигателем культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации, врядли может вполне заменить эту творческую функцию зрелища. В человеке постоянно живет потребность в зрелищах. И не случайны многочисленные стремления трансформировать и обновлять зрелища в тех обществах, особенно в больших городах, которые по той или иной причине стали безразличными к ним. Мы считаем, что массовые зрелища в будущем будут представлять собой фундаментальный институт человеческой культуры, а празднование – одну из основных и любимых форм коллективного поведения людей. Весь предшествующий опыт истории человеческой культуры подтверждает то, что потребность в массовых зрелищах является в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости их форм.
Акцентируя внимание на многоликости массовых зрелищ, в ходе научного исследования, мы определили их характерные черты:
Непрерывность, постоянная живая эстафета праздничности, начиная с древности и до нашего времени.
Связь зрелищ с закономерными ритмическими явлениями жизни: с ритмом природы, с мифологическим временем, с ходом истории, то есть относительная устойчивость массовых зрелищ и постоянное внутреннее изменение их содержания и формы.
Коллективный характер празднеств, отражающий не просто факт участия в них некой массы, а наличие вполне определенной единой общности, считающей зрелища своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей.
Культурная ценность массовых зрелищ, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.
В ходе исследования была раскрыта суть массовых зрелищ, она, на наш взгляд, сводиться к следующему:
Эволюция крупномасштабных зрительных образов, то есть категория сценографическая, творческое содружество сценариста, режиссера и художника приобретает крайне специфические формы. Как правило, художник вступает в работу на самых ранних стадиях - он задумывает праздник вместе со сценаристом и режиссером, являясь их полноправным соавтором.
Чем больше масштаб мероприятия, тем больше фактор зрелищности превалирует в нем над многими незаменимыми в театре средствами выражения идеи и сюжета произведения, иногда почти полностью вытесняя их.
Практически теряют свое значение такие привычные индивидуальные средства актерской выразительности, как нюансы мимики, интонации, жеста. Поэтому вообще вся система образов массовых форм зрелищ принципиально другая, нежели в обычном театре.
Действие развивается не как результат взаимоотношений «персонажей», воплощаемых отдельными актерами, а как результат столкновения обобщающих понятий, облеченных в зрелищную форму динамических символических образов. Это связано с особыми условиями массовых постановок, особыми повышенными требованиями к организации зрительского внимания.
Для того чтобы удержать в состоянии сопереживания зрителя, удаленного от места действия на многие десятки, а иногда и сотни метров, необходимы особые художественные приемы, доходчивые, зрелищные по своей сути.
Используя комплексный подход в соединении сравнительно-описательного анализа с искусствоведческим художественно-стилистическим и историко-культурным анализом, в данном исследовании осуществлена попытка комплексного исследование массовых зрелищ со времен возникновения и до настоящего времени.