Постмодернистский дискурс в сравнении с модерным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:35, доклад

Краткое описание

Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи "усталой", "энтропийной" культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков.

Вложенные файлы: 1 файл

Постмодернизм.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Постмодернистский дискурс в сравнении с модерным

Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние  25-30 лет   тенденций   в   культурном   самосознании   развитых   стран   Запада.

Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи "усталой", "энтропийной" культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков.      

Генеалогия  термина  «постмодерн»  восходит  к  1917  г.  Впервые  его употребил немецкий философ  Рудольф  Панвиц  в  работе  «Кризис  европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Это  был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».

Первоначально в ходе ее «постмодерн» указывал на  кризисное  состояние авангардистской литературы. Затем, однако, в  термин  вложили  положительный смысл, обозначив им надежды на преодоление  кризиса,  в  частности,  разрыва между элитарной и массовой культурой.

Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман).

Термин "постмодернизм" легко расшифровать: "после модернизма". Это верно и хронологически и по сути: ситуация постмодернизма возникла как реакция на модернизм, как полемика с модернизмом и, в то же время, своего рода подведение итогов и переосмысление. В этом смысле художник-постмодернист похож на ребенка, вдруг получившего наследство от нескольких поколений старших родственников, скончавшихся в один день. Сундуки с драгоценностями, хранившиеся в подвалах фамильных замков, приносят в детскую и отдают в распоряжение нового владельца. Ребенок не то чтобы вовсе не способен оценить доставшееся ему богатство, однако его критерии оценки радикально отличаются от системы ценностей бывших владельцев сокровищ: золотые слитки кажутся ему отличным фундаментом для игрушечного домика, крупный рубин хорош лишь потому, что похож на ягоду, а из ценных бумаг, как выясняется, можно склеить воздушного змея... Сравнение может показаться некорректным, если считать ребенка заведомо "глупее" взрослого; однако в данном случае важно подчеркнуть, что ребенок "отменяет" традиционные методы использования сокровищ: он не эксплуатирует, а манипулирует; не накопительствует, а играет.

Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[6], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:

Сравнительная таблица по Ихабу Хасану

Модернизм    постмодернизм

цель     игра

замысел     случай

иерархия    анархия

законченное произведение  процесс/перфоманс/хеппенинг

присутствие    отсутствие

центрирование    рассеивание

жанр/границы    текст/интертекст

парадигма    синтагма

селекция    комбинация

повествование/большая история антиповествование/малая история

фаллоцентризм    полиморфность/андрогинизм

определенность    неопределенность

оригинальное     вторичное

Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку

Модернизм    постмодернизм

Скандальность    Конформизм

Антимещанский пафос   Отсутствие пафоса

Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё»

Декларируемая элитарность  Недекларируемая демократичность

Преобладание идеального над материальным Коммерческий успех

Вера в высокое искусство  Антиутопичность

Фактическая культурная преемственность Отказ от предыдущей культурной парадигмы

Отчетливость границы искусство-неискусство Всё может называться искусством

 

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония —устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе

Синтетичность или синкретизм — в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, использованного в новом маргинальном контексте.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе .

Постмодернизм  возникает  как  осознание  исчерпанности  онтологии,  в рамках которой реальность могла подвергаться  насильственному  преображению, переводу  из  «неразумного»  состояния  в  «разумное».  Квалификация   такой онтологии как «модернистской» и исторически  исчерпавшей себя есть  вместе  с тем провозглашение новой эпохи — постмодернизма.

Скептическое отстранение от установки на преобразование  мира  влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир  не  только  не  поддается человеческим  усилиям  его  переделать,  но  и  не  умещается  ни  в   какие теоретические схемы.      

Франсуа Льотар  выступил  с  концепцией постмодернистского знания. В двух словах ее суть —  «война  целому»  (именно так   заканчивается   его   статья   «Ответ    на    вопрос,    что    такое постмодернизм»).

Гегель когда-то провозгласил: истина - это целое. Для  постмодернистов дело обстоит наоборот: целое - опасное заблуждение мысли,  идея  тотальности ведет  к  тоталитаризму,  а  там  и  до   террора   рукой   подать.   Истина плюралистична.

Гегель  считал, что философия  должна устранить все случайное. Это значит,— восклицает  Марквард,-  философия  без философов, без живых людей! Он считает себя  «гожуалистом»  (от  английского слова  usual  -  обычный),  философом   обыденной   жизни,   которая   полна случайностей.

Человек  -  чаще  случай,  чем  выбор.  Тут  уже  выпад   против   тех разновидностей индивидуализма, которые делают ставку на свободную  личность, сознательно  избирающую  свою  судьбу.  В  постмодернизме  исчезает  понятие субъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На  первый  план выходят бессознательные компоненты духовной жизни.

Постмодернизм, выступая против идеи целого, разрывая  «связь  времен», не в состоянии проникнуть в суть проблемы, он просто игнорирует  ее.  Решить проблему   призвана   концепция   постсовременности   как    высшего    типа современности.  

В  отличие  от  авангарда, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными  сферами духовной культуры и  уровнями  сознания  —  между  «научным»  и  «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».( термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов)

Постмодернизм  окончательно  зацепляет  переход  от  «произведения»  к «конструкции», от искусства как  деятельности  по  созданию  произведений  к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в  этой  связи  есть реакция на изменение места культуры в обществе.

Постмодернистская установка по  отношению  к  культуре  возникает  как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство.

Другой  стороной  изменения  статуса   культуры   является   то,   что сегодняшний  художник  никогда  не  имеет  дело  с  «чистым»  материалом   – последний всегда тем или иным образом культурно освоен.  Его  «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как  сеть  аллюзий  на  другие произведения, а значит, как совокупность цитат.

При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении  деструкции в  противовес  творчеству,  манипуляции  и  игры  с  цитатами  —  серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение —  созидание»,  «серьезность — игра».     

Магрита с  изображением  курительной  трубки и подписью "Это не трубка"  иллюстрирует  расхождение  зрительного  и словесного ряда и призывает не верить  или  изображению,  или  подписи.  Тем самым  задается  иронический  настрой,  воспитывается  чувство  дистанции  у зрителя.

Новый взгляд на прекрасное как сплав чувств., концептуального и нравственного,  ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как эстетич. норму постмодерна. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным. Центр, место занимает комическое в его иронич. ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства.

В сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Лат. Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархич. идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творч. потенциала человечества. Тема религ., культурного, экологич. экуменизма сопряжена с неклассич. постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы.

Гомогенность и гетерогенность (греч. - однородность и разнородность). В философии Канта согласно принципу гомогенности видовые понятия должны иметь между собой нечто общее, что позволяет объединять их общим родовым понятием. Принцип гетерогенности, в свою очередь, требует, чтобы объединяемые общим родовым понятием видовые понятия различались между собой.

Гермене́втика — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

В широком смысле понятие "герменевтика" может иметь следующие значения:

1. искусство  интерпретации (толкования) текстов,

2. теория понимания, постижения смысла,

3. искусства  постижения чужой индивидуальности.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.

Макс Фрай:

В числе наиболее важных поведенческих аспектов художников-постмодернистов следует назвать "двойное кодирование" (т.е. авторская игра с несколькими разными смыслами, из которых наименее подготовленный зритель/читатель считывает лишь "верхний", самый очевидный и доступный); преодоление разного рода границ и условностей, как жанровых, так и мировоззренческих (по большому счету, речь идет о преодолении тупиковой дуальности "правильно - неправильно" / "хорошо - плохо", а значит - и о попытке выхода за пределы бинарной логики как таковой); ироничность (как один из способов дистанцироваться); прямое и скрытое цитирование; повышенное внимание к знанию контекста.

Вывод

В конце ХХ столетия исчезла, безусловно, футуристическая ориентация культуры, пафос новых времен и им на смену пришло чувство неопределенности перед лицом и прошлого, и настоящего, и будущего.

Таким образом, культура конца XX века возникает на основе экономических, социальных и политических реалий "сверхоткрытого" общества. Это "культура избытка", которая характеризуется перенасыщенностью значений, нехваткой оценочных суждений и ясного понимания своих перспектив.

Вместе с тем, можно увидеть и положительное содержание постмодерна, поскольку тот стремится преодолеть нетерпимость и монологизм модерна, внимателен к "другому", обращается к диалогу и полилогу, принципиально отвергает идеи господства над природой, обществом, личностью. С этой точки зрения, происходит не утрата ценностей, а их изменение, переориентация стиля жизни. Это выражается в повышенном интересе к самопознанию и самоосуществлению личности, заботе об окружающей среде (экологическое движение), исторически сложившейся среде (внимание к традициям), переосмыслении роли женщины в истории (феминизм), в растущей убежденности в необходимости общеобязательной этики в интересах выживания человечества, возвращении религиозной культуры


Информация о работе Постмодернистский дискурс в сравнении с модерным