Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:39, реферат
Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад.
Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божественного учения.
Конец XV начало XVI веков ознаменовались явлением двух великих подвижников, почитаемых Русской Православной Церковью, - преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нили Сорского.
Преподобный Иосиф начал свой иноческий путь, приняв постриг у великого старца Пафнутия Боровского. Достигнув духовной зрелости, Иосиф основал свою монашескую обитель недалеко от древнего Волоколамска и ввел в ней строжайший общежительный устав. Этот подвижник и ревнитель Православия вместе с Новгородским епископом Геннадием решительно восстал против распространившейся тогда опасной ереси жидовствующих, породивших тогда великокняжеский двор.
На Соборе 1503 года был поднят вопрос о монастырских владениях. Преподобный Иосиф был убежденным сторонником монастырских владений. На Соборе ему противостоял преподобный Нил сорский, Так по-разному и продолжалось дело преподобного Сергия в двух течениях монашеской жизни XVI века.
В 1552 году царь Иоанн IV (Грозный) покорил Казанское ханство. Бывшие правители Казанские добровольно Православие.
В честь покорения Казанского ханства на Красной площади бал воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный мавританским, индийским, китайскими куполами. А над ними - купол русский. "Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к небу" Русь того времени поражала величием, многообразием жизни. Глава Русской Церкви - митрополит Московский Макарий, был советником царя.
В XVI веке в царствование Иоанна Грозного началось промыслительное движение России на Восток. Начал этот поход Ермак Тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и другие герои-русские иноки, православные миссионеры, умирая и просвещая мастные языческие племена. Слово Божие и Крест были единственным их оружием.
Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной его младшего сына - юного царевича Дмитрия.
" У тебя, государь, новое ожерельице? " - с этими словами злодеи "заклаша ножем благородного и безгрешного младенца царевича Дмитрия. Десятилетний царевич, по свидетельству современников, был одарен острым умом и на него возлагали большие надежды. с его гибелью прервалась династия Рюрековичей на московском престоле.
Царевич-мученник был причислен к лику святых.
Духовное возрастание Русской Церкви и укрепление Московского государства привели к идеи зарождения патриаршества. Первым Московским Патриархом стал митрополит Иов (1589) В 1989 году Русская Православная Церковь торжественно отмечала это знаменательное событие.
Зловещее убийство царевича Дмитрия. потом внезапная смерть царя Бориса Годунова оставили много неясного в той исторической драме. В тревогах начинался XVII век. Как страшные знамения прошли по всей Руси голод и мор. В это смутное время Патриархи стали единственной опорой в государстве, гибнувшем без твердой власти.
"Матерь Божия, спаси Православие! "- молился Патриарх Иов, когда присягнувшие самозванцу требовали от Патриарха короновать Лжедмитрия. Патриарх Иов с твердостью отверг домогательства изменников: "Ныне вижу бедствия царства, торжество обмана и ереси. " В это время тринадцатитысячная армия польско-литовских интервентов вместе с изменниками подступили к Троице-Сергиевой Лавры. Затворившись в монастыре, защитники великой Русской святыни, вместе с монахами отбивали шестнадцать месяцев приступы врагов.
Уставшая от долгой смуты и кровопролития, русская земля жаждала мира и созидания. В 1619 году Патриархом Московским и всея Руси был избран вернувшийся из десяти летнего пленения митрополит Филарет- отец первого царя из династии Романовых Михаила, всенародно избранного на Земском Соборе в Москве.
Много святых и подвижников потрудились на христианской ниве, прежде чем возникли замечательные и величественные памятники Пскова и Новгорода, Костромы и Ярославля, Суздаля и Ростова Великого...
Между тем римская Уния, темной тучей взошедшая на Флорентийском соборе, в конце XVI века нависла над Православием в южно-русских и западно-русских землях. Начались притеснения, а потом и гонения наиболее стойких епископов и православных людей. Гонения иезуитов и униатов, соблазны протестантов кончились в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче, когда он принял под свою руку Малую а потом и Белую Русь. Бывшая в прошлом единая и разделенная трагическими обстоятельствами Русская земля Вновь обрела церковное и государственное единство. Этому немало способствовал и Патриарх Никон 1652-1658.
При Патриархе Никоне во имя единства Вселенского Православия не Руси началось исправление церковных книг по греческим образцам. На старые обряды были наложены клятвы(эти клятвы были сняты 1971 год) Но многие не признавали нововведений Патриарха Никона, подозревая за ним латиномудрствование.
Патриарх Никон стал жертвой интриг, за его фигурой в истории скрылись те, кто хотел потрясений в Русской Православной Церкви и ослабления Русского царства.
XVIII век характеризуется значительным ростом внутреннего и внешнего миссионерства Русской Православной Церкви. Были учреждены Православные миссии в Сибири, на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Корее.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) , впоследствии ставший митрополитом Московским крестил десятки тысяч людей, создал алеутско-лисьевский алфавит и грамматику и перевел для новокрещенных на их родной язык Святое Евангелие. С тех пор два века живет Русская церковь в Америке. В 1970 г. ей была дарована Автокефалия.
И все-таки именно с XVIII века послепетровское, так называемое просвещенное общество, в основном дворянское, все дальше отходило от Церкви. Православие им мыслилось, как что-то отсталое мешающее усвоению западных норм жизни.
Велик вклад Русской Православной Церкви в победу и над Наполеоном во время отечественной войны 1812 года. Молитва о даровании победы русскому воинству, составленная архиепископом Августином Виноградским и возносившаяся на Бородинском поле, звучала в православных храмах, спустя 150 лет, в годы великой отечественной войны.
Проявление индивидуального, единоличного глубочайшего религиозного чувства и духа, охватывали души сотен тысяч православных людей. Но Русская Церковь как единое целое по-прежнему не имела возможности и свободы соборного голоса и не могла авторитетно высказать своего руководящего слова. Высочайший духовный авторитет того времени отец Иоанн Кронштадский, слава которого, как молитвенника и чудотворца, проникла даже за пределы Русской земли, говорил: "Почему мы не удостоились помощи от церкви небесной, от Христа Бога, от Богоматери, от святых в прошлую войну с Японией? Потому что множество Русского народа разрушили союз с небом.
В конце XIX начале XX века широкую издательскую деятельность предприняла Троице - Сергиева Лавра. Их примеру следовали другие издательства.
Общеправославными усилиями в России возродилась и укрепилась идея о созыве Поместного Собора и восстановления Патриаршества в Русской Церкви. Среди духовенства идея Патриаршества своим оживлением обязана была митрополиту Антонию. Его единомышленниками стали архимандрит Михаил (Грибановский) и митрополит Антоний (Храповицкий) . В середине царствования Николая II 22 марта 1905 Синод единогласно постановил представить доклад государю о восстановлении Патриаршества в России и созыве для этого Всероссийского Церковного Собора.
Предсоборное Совещание 1912 года было следующим шагом к практическому разрешению этого вопроса. Внезапно разразившаяся война отодвинула его, как и многие другие задачи русской жизни, на второй план. Россия вступала в самую трагическую пору своего тысячелетнего существования.
Временное правительство пошло навстречу их желанию созвать всероссийский собор, давно подготовленный. 15 августа 1917 года Собор открылся торжественным богослужением в Успенском Соборе Кремля.
31 октября 1917 года явилось новой знаменательной датой в истории Церкви. В этот день прекратил свое существование Сенодальный строй, и на престол Иова Иермогена были избраны три кандидата: Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Ксений. Миссия предстоявшая новому Патриарху, была столь тяжела и ответственна, что для осуществления ее, казалось, недостаточно было никаких естественных сил и талантов. Патриархом был назначен Тихон, митрополит Московский.
В 20-30 годы были закрыты все монастыри и на всю Россию оставалось только несколько действующих храмов из десятка тысяч существовавших до революции. Не прекращались гонения на верующих. Большая часть епископата была уничтожена, многие были арестованы и отправлены в ссылку, тюрьмы и лагеря. Церковь оказалась в тяжелейшем положении.
После смерти Патриарха Тихона Русскую Православную Церковь возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий. Все его усилия были направлены на то, что бы сохранить Церковь, уберечь Ее от полного разгрома. А впереди было тяжелейшее всенародное испытание, Великая Отечественная война, когда Церковь отдавала все свои духовные и материальные силы в помощь земному Отечеству своей паствы.
Тысячелетняя Русская Церковь достойно выдержала все испытания. И сегодня она по-прежнему крепка своей верой, живет любовью к миру и надеждой, что Господь и Матерь Божия и в будущем не оставят Ее Своей милостью, Своей благодатью. Она верит и надеется6 что "... явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль своей красе, и пойдет своим путем, Богом предназначенным... ".
Она помнит пророчество своего Небесного Основателя и Спасителя Христа: "Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют Ея... "(Мф. 16,18) .