Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 07:15, реферат
Откуда берется этот термин must»rion («мюстерион»), «таинство» — в христианской богословской традиции? До пришествия Христа в языческом мире так именовались тайные религиозные обряды, в которых могли принимать участие лишь особым мистическим образом посвященные люди. В Ветхом Завете понятие «мюстерион», «таинство», первоначально обозначало всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Этим словом так же именуется, уже в Новозаветной традиции, Божественное Домостроительство Спасения рода человеческого.
Православные Таинства. Понятия «языческого магизма» и «христианского символа»
6 августа 2011 - Антоний
Откуда
берется этот термин must»rion («мюстерион»),
«таинство» — в христианской богословской
традиции? До пришествия Христа в языческом
мире так именовались тайные религиозные
обряды, в которых могли принимать участие
лишь особым мистическим образом посвященные
люди. В Ветхом Завете понятие «мюстерион»,
«таинство», первоначально обозначало
всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь
или действие. Этим словом так же именуется,
уже в Новозаветной традиции, Божественное
Домостроительство Спасения рода человеческого.
В 1 послании к Тимофею говорится: «И, беспрекословно,
великая благочестия тайна: Бог явился
во плоти, оправдал Себя в Духе, показал
Себя Ангелам, проповедан в народах, принят
верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим.
3, 16). Здесь говорится об истории нашего
Спасения, о событии пришествия в мир Христа:
все вместе это названо «великая благочестия
тайна». Заметим, что в греческом оригинале
Новозаветного текста здесь как раз и
использовано слово «must»rion» («мюстереон»)
— «тайна», «таинство».
В современной богословской традиции
под Таинством понимается особое действие
Промысла Божьего на верующих, в силу которого
благодать Божия сообщается нам через
видимое посредство предметов окружающего
нас мира, преображая человека, обновляя
его природу и его личность. Это понимание
оказывается наиболее близко к нашему
с вами пониманию церковных Таинств. С
помощью Таинств мы, как личности, становимся
членами Тела Церковного. Таинства лежат
в этом смысле в основании нашей христианской
жизни. С Таинств — с Крещения и Миропомазания
— начинается отсчет нашего христианского
бытия, и без постоянного, регулярного
участия в Таинствах мы христианами оставаться,
считаться не можем. В Таинствах осуществляется
та великая цель, которую провозглашает
нам преподобный Серафим Саровский. Он
говорит, что истинная цель жизни христианской
состоит в стяжании Духа Святого Божьего.
И вот стяжание Духа Святого и является
плодом нашего участия в Таинствах.
Существует семь церковных Таинств: Крещение,
Миропомазание, Евхаристия, Покаяние,
Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование).
В древности разные Отцы называли различное
количество Таинств, и даже включали в
список Таинств совсем иные, чем сейчас,
церковные священнодействия. Например,
преподобный Феодор Студит именовал Таинством
монашеский постриг, а также чин погребения;
того же мнения придерживался автор, чьи
произведения дошли до нас под именем
Дионисия Ареопагита.
Мы знаем, что таинства как религиозные
священнодействия существуют не только
у христиан, но и у язычников. Однако православные
Таинства отличаются от языческих принципиальнейшим
образом. И это — несмотря на то, что в
языческих, нехристианских религиях мы
можем обнаружить какие-то обряды, обычаи,
которые своей внешней формой удивительно
похожи на наши православные Таинства.
В советское атеистическое время, в эпоху
воинствующего безбожия, ученые-религиоведы
очень любили отыскивать языческие корни
православных Таинств, утверждая, что
одни свои Таинства христиане украли у
древних египтян, другие — у последователей
культа Митры, третьи — у кого-то еще. Действительно,
внешне здесь можно обнаружить определенное
сходство в обрядах, в порядке совершения
священнодействий, однако, духовный смысл
у Таинств христианских и таинств языческих
совершенно противоположный.
Попробуем определить корни языческого
понимания таинств, прояснить духовное
основание древнего «магизма». С точки
зрения языческого магизма в духовном
мире, в мире богов и демонов, существуют
определенные законы, столь же неизменные,
как и природные законы мира материального.
Этим законам были подчинены даже боги,
которые в представлении язычников были
очень могущественны, но и они, подобно
людям, также не были совершенны, имели
свои слабости, привычки, привязанности,
зависели от тех или иных закономерностей
мироздания. И вот, чтобы заставить этих
богов «поработать» на пользу мага, заклинателя,
жреца, ему было нужно лишь найти «ключик»
к каждому богу, понять, что же этому богу
нравится, от чего он в этом мире зависит.
А может быть, думал такой древний маг,
мне даже удастся подчинить себе этого
духа, найдя какую-то его слабость, узнав
его заветную тайну. Во всем этом как раз
и заключен смысл языческого магизма:
нужно разгадать законы этой «божественной»
вселенной, и подчинить себе эту вселенную
— ради своего собственного, вполне материального,
физического благополучия. Проще говоря,
задача магизма — поработить человеку
невидимый духовный мир. И для этого магу
было необходимо выработать беспроигрышный
метод, последовательность действий, заклинаний,
воздействий на божественную реальность.
Когда, к примеру, нас мучает жажда, мы
можем подойти к автомату с газированной
водой, бросить в него монетку, нажать
кнопку, и оттуда вылетит какой-нибудь
«спрайт». Язычник стремился воздействовать
на своих богов подобным же образом. Ему
нужно было лишь узнать, понять, где такой
«духовный» автомат стоит, какую монетку-жертву
в него кинуть, на какую кнопку здесь нажать;
и тогда-то прямо к нему в руки вылетала
эта вожделенная банка благополучия. В
конечном итоге, язычники лишь заботились
об одном: о подчинении богов своей человеческой
власти. Тем самым, в языческом магизме
проявилась глубинная связь древнего
человека с грехопадением. Первый проступок
Адама как раз и был попыткой поставить
свою волю выше воли Божественной, возобладать
над Богом. Языческий магизм продолжает
эту печальную традицию: нужно утвердить
себя выше Самого Бога.
В христианстве иные законы. В христианском
богообщении нет механицизма. Здесь не
найти той древней, как первородный грех,
ложной языческой посылки: если я совершил
Таинство, то оно должно «сработать», и
Господь, в ответ на мои действия, просто
обязан дать мне то-то и то-то. В Церкви
Христовой нет места магизму — как принуждению
Божества. Здесь есть лишь место для веры
в милосердие Божие, надежды на Его любовь
к нам, на ту любовь, Которая не остается
безучастной к нашей молитве и отвечает
на наш призыв. В Церкви мы не найдем ни
волхований, ни заклятий, а лишь свободный
Божественный Промысел, ведущий нас ко
Спасению, к соединению с нашим Господом.
Мы
знаем, что все Таинства Церкви, хотя
и совершаются невидимой, независящей
ни от чего материального, земного, Божественной
благодатью, обязательно имеют свою
земную составляющую: это та видимая
форма, в которую облекаются Таинства.
Для того, чтобы совершить Таинства
нужны определенные вещества: для
Крещения — вода, для Елеосвящения
— елей и вино, для Миропомазания
— миро и так далее… Эта земная
форма также реализуется в
необходимости соблюдать
Зачем же нам нужны все эти обрядовые сложности? За них Православную Церковь издавна упрекают протестанты. Они говорят: зачем вам нужен весь этот формализм, если Дух Божий дышит, где хочет? Они напоминают нам, что при совершении Тайной Вечери Спасителю были необходимы лишь хлеб и вино; зачем же вам все эти епитрахили, алтарные завесы, открытие и закрытие царских врат?
Что на это можно ответить? Наше богослужение символично, оно состоит из символических действий. Что же означает это понятие — «символ»?
Сегодня в житейском обиходе в это понятие зачастую вкладывают какой-то ущербный, уничижительный смысл. Я сегодня позавтракал «чисто символически», то есть остался голодным. Мне платят «символическую» зарплату. Примерно в этом же смысле понимают значение символа и протестанты. Символически — для них означает условно, «понарошку». Но в православной традиции понятие «символ» воспринимается совсем иначе, гораздо глубже и серьезней.
Слово
«символ» происходит от греческого понятия
sumb£llw (сюмбалло) — составляю, соединяю.
Поначалу в античном мире это слово имело
вполне прозаическое значение, используясь
в торговых отношениях. Однако как раз
это его применение может оказаться для
нас с вами очень интересным, прояснив
и богословское значение этого понятия.
Например, собираются заключить деловое
соглашение два античных купца, договариваются
о покупке товара: один продает ковры,
другой готов за эти ковры выложить определенную
сумму денег. Вот они договариваются: ты
мне выплачиваешь авансом всю сумму, а
завтра присылаешь ко мне раба, чтобы он
забрал товар. Но есть опасность, что какой-нибудь
другой человек, еще один купец, прознает
об этой сделке, пришлет своего раба за
товаром, якобы от лица законного покупателя,
и обманом получит ковры. Как же узнать,
что за товаром пришел раб законного покупателя
ковров? Оба купца брали какую-нибудь глиняную
статуэтку или дощечку и разбивали ее
пополам — одну половину брал тот, кто
покупает, другую — продавец. И когда на
следующий день раб шел за товаром, ему
вручалась эта статуэтка, которую он должен
был отдать продавцу, чтобы тот сложил
расколотые половинки, и убедился, что
этот раб действительно пришел от законного
покупателя. Понятно, что подделать такую
половинку попросту невозможно, половинки
любой расколотой вещи могут подойти только
друг ко другу. И вот образовывавшееся
при сложении этих расколотых половинок
единство как раз и называлось «символом».
Понятие «христианского символа» означает
в богословии живую, действенную и подлинную
связь между двумя реальностями — Божественной
и человеческой. Случилось так, что между
небом и землей произошел раскол: две половинки
бытия, неразрывно связанные между собой
с первого дня творения, откололись друг
от друга вместе с грехопадением Адама.
Первый человек согрешил, отступил от
Бога, проложил между собой и небом непреодолимую
пропасть. Задача новозаветного человека,
христианина — восстановить ту изначальную,
ныне разрушенную связь, перекинуть через
эту пропасть новый мостик, который поможет
нам перейти обратно на ту — небесную,
райскую — сторону, соединиться с Богом.
Христианские символы, в том числе и символы
богослужебные — это те самые многочисленные
мостики, что призваны помочь нам перейти
через пропасть богооставленности; их
цель — соединить расколовшиеся небесную
и земную половинки бытия. Почему же этих
символов в Церкви так много, и почему
их число умножалось здесь от века к веку?
Если мы положим над пропастью, через которую
нам нужно перебраться, всего одну доску,
она может и проломиться, не выдержав нашего
веса. Но если это будет мост из многих
бревен, то мы по нему перейдем уверенно
и безопасно. И чем он будет надежней, тем
легче мы переберемся на ту сторону, вернемся
в дом нашего Небесного Отца. Все те обычаи,
установления, символические священные
предметы, которые существуют в нашем
храме (богослужебные сосуды, облачения
для священников и т. д.) это все новые и
новые символы, новые и новые связи, которые
образуются между нами и Богом. И каждый
из этих символов несет в себе глубокое
духовное содержание, еще надежнее, полнее
связывая нас с той реальностью, к которой
мы жаждем приникнуть.
В богослужении мы приносим жертву — Евхаристию называют Евхаристической Жертвой. Кому она приносится? Она приносится Богу. Зачем Богу жертва? Разве Бог не вседоволен, не благ, разве Ему что-либо нужно от нас? Бог настолько совершенен, самодостаточен, что добавить что-то к Его жизни, к Его совершенству абсолютно невозможно. Зачем же тогда мы приносим Ему жертвы в наших храмах? И не только Жертву Евхаристическую, но и иные — кладем в церковную кружку деньги, покупаем и ставим перед иконами свечи. Жертва эта нужна не Богу, а нам. Потому-то Бог, хотя и не нуждается в наших приношениях, все же принимает эту жертву как наш дар, как дар нашей любви, как наш благодарный ответ на ту Жертву, которую за нас принес Христос на Кресте. И в первую очередь такое значение нашей жертвенности делается явным и зримым именно при совершении Евхаристии. Как пишет святитель Григорий Двоеслов, «необходимо, когда мы совершаем Танство Евхаристии, приносить самих себя в жертву Богу с сокрушением сердца; совершая Таинство страстей Господних, мы должны подражать тому, что совершаем. Тогда только Таинство будет истинною жертвою Богу за нас, когда сами себя сделаем жертвою»[7].
Мы говорим: Таинство совершает батюшка, священник, — это одновременно и верно и неверно, потому, что подлинным Совершителем Таинств является Сам Бог, Господь Иисус Христос. Священник, безусловно, соучаствует вместе с Господом в богослужении Таинств, но не является их главным совершителем. В Церкви есть такое богословское понятие, греческий термин — «синергия» — содействие, соработничество. Синергия между Богом и человеком проявляет себя в самых различных областях бытия Церкви, в том числе и в деле Спасения: Бог не спасает человека без участия человека, без усилия его свободной воли. Все в Церкви совершается Богом и человеком совместно. Священник наделен особым даром, даром благодати, даром священнодействия, которого у нас с вами — у мирян — нет; и в этом смысле священник отнюдь не механический «передатчик» Божественной благодати, но именно свободный соработник Бога. И все же Богу священник со-служит, со-работает, а Таинства совершает Сам Бог Своей благодатью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «что священники совершают на земле, то Бог довершает на Небе»[8]…
Таинства — это духовное явление, но реализуются они в Церкви через посредство материальных вещей. И мы достигаем Спасения через воды Крещения, через хлеб и вино, прелагаемые в Тело и Кровь в Евхаристии, через миро Миропомазания. Тем самым Таинство оказывает воздействие не только на душу христианина, но и на его тело, воздействует на нас не только в духовном, но и в материальном плане: ведь человек должен спастись весь, в полноте своей природы. Это дает нам уже здесь на земле залог грядущей славы в будущем веке — как освящения всей полноты нашего душевно-физического состава, тела и души, которые равно призваны обожиться, навеки соединиться с Богом по дару Его благодати.
В Таинствах мы выходим за пределы времени. Мы помним, что Божественная Литургия совершалась во все времена, совершалась она по-разному, по различным чинопоследованиям, но, вместе с тем, мы твердо знаем, что суть ее не менялась никогда, что Евхаристия едина и единственна на все века. Строго говоря, мы даже не можем утверждать, что участвуем сегодня в какой-нибудь 1 000 000-ой Литургии с тех времен, когда Христос совершил Тайную Вечерю, потому, что Литургия пребывает вне времени, она над временем. Можно сказать, что мы участвуем в одной и той же Литургии со Христом и Его апостолами. Господь со Своими учениками некогда совершил Тайную Вечерю, и мы, служа Евхаристию, всякий раз оказываемся вмести с Ним за тем же самым столом, в Сионской горнице. Литургия совершилась тогда раз и навсегда; именно поэтому мы и не можем говорить о многих литургиях, мы участвуем в одной единственной Литургии, присоединяясь к ней, и, тем самым, превосходя все мыслимые законы времени.
Какой
способ существует для того, чтобы
лучше всего, действеннее всего
помолиться за наших усопших? Хорошо
послужить панихиду, но самое лучшее
для нас — прийти в день их
памяти на Божественную Литургию. Но не
только прийти в храм на богослужение,
постоять за Литургией, помолиться —
этого еще не достаточно. Нужно
за такой Литургией еще и
Говоря
о храме, мы можем даже сказать
о его «географии»: ведь в Церкви
мы выходим не только за пределы
ограничений времени, но и за пределы
ограничений пространства. Мы присутствуем
не только при тех событиях, которые
вспоминаются, но и в тех самых
местах, где эти события Священной
истории случились. Например, апсида
– алтарное полукружие храма, где
совершается служба — символизирует
собой Вифлеемскую пещеру и пещеру
Гроба Господня. Престол — это
Гроб Христов и Божий престол,
на котором Господь носится
Таинства
вещь очень страшная. Мы привыкли ходить
в храм, участие в церковных
Таинствах сделалось для нас,
увы, обыденным занятием, привычкой.
Сегодня я пришел в храм и все
было как всегда: сначала поисповедался,
потом причастился — ну вот, и слава Богу.
На самом деле такое добродушное отношение
к хождению в храм очень опасно, потому
что и Таинства Церковные вещь очень опасная,
ответственная. Таинство — это уже не
символ, оно больше, значимей, важнее любых
символов. Символ нас соединяет с другой
реальностью — небесной, божественной,
а Таинство и есть эта самая реальность
богопричастности. Облачения — символы,
богослужебные сосуды — символы, а вот
Тело и Кровь Христовы — не символы. Крещение
— не символ, это подлинная реальность
смерти и Воскресения, к которым мы приобщаемся
через крещальную купель. Мы подлинно,
а отнюдь не символически, умираем и воскресаем
в Крещении. Мы думаем: как же мы будем
умирать в нашей физической земной жизни,
как же это случится, что мы будем при этом
переживать, чувствовать? Но если мы крещеные
христиане, то значит мы однажды уже умерли.
Мы думаем: как мы будем воскресать во
Втором пришествии Христовом, в каких
телах, каков будет сам механизм этого
воскресения; но один раз мы уже пережили
и это. И произошло это в Крещении, где
мы умерли вместе со Христом, легли вместе
с Ним в гроб, и совоскресли вместе с Ним
для жизни в Боге. Когда мы вкушаем Плоть
и Кровь Христа, мы вкушаем человеческой
Плоти, человеческой Крови Христовой.
Даже в Патериках можно найти подобные
примеры чудесного Откровения человеку
содержимого Евхаристической Чаши: некоторые
древние монахи, когда они причащались
Святых Христовых Таин, видели, что перед
ними в Чаше зримые Плоть и Кровь. Эта реалистичность,
реальность Таинств Святыми Отцами подчеркивается
неоднократно. Святитель Иоанн Златоуст
пишет: «чтобы ввести нас в большее содружество
с Собою, и показать Свою Любовь нам, Христос
дал желающим не только видеть Его, но
и осязать, и есть, и касаться зубами Плоти
Его, соединяться с Ним, и насыщать Им всякое
желание. Будем же отходить от этой Трапезы,
как львы, дышащие огнем, страшные для
диавола, помышляя о той Любви, какую Христос
показал к нам»[9].
В евангельской беседе о Хлебе Жизни Господь
говорит: «если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не
будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Евреи
в ответ на эти Его слова реагируют очень
бурно: «кто может это слушать?» (Ин.6, 60).
И многие именно после этих слов отступают
от Христа, перестают следовать за Ним.
Почему же именно эти слова Господа отталкивают
от Него многих из учеников? В греческом
оригинале новозаветного текста на месте
русского перевода «будете есть Плоть»
стоит очень сильный греческий глагол
f£ghte (фагете). Это очень реалистичное понятие:
нам следует не просто есть Тело Христово,
но физически им насыщаться, жевать и проглатывать
Его — вот такой предельный реализм. Связанное
с этим греческим глаголом существительное
f£goj (фагос) может даже означать обжору,
лакомку, любителя поесть. То есть Господь
обещает вечную жизнь лишь тем, кто будут
вкушать Его Плоть и Кровь, не как красивые
и поэтичные «символы», но как подлинную
и страшную реальность приобщения Его
живой человеческой телесности.
За
православным богослужением мы неоднократно
слышим изложение нашей веры, ее
Никео-Царьградский Символ. Символ веры
звучит при Крещении, при Исповеди, во
время Литургии. Замечу, что в традиции
Греческой церкви за Литургией он читается,
у нас — в Русской церкви поется. В православной
традиции символ веры понимается не просто
как сумма вероучительных истин; он —
обращенная к Богу молитва. В нашем богослужении
догматы становятся частью молитвенного
опыта, они нами реально переживаются.
И недаром за нашим богослужением весь
народ согласно поет: «исповедую едино
крещение…», «чаю воскресение мертвых»;
это наша надежда, это наша молитва о том,
чтобы данные Господом обетования о единстве
верующих во Христе, о Воскресении для
вечной жизни в Боге — исполнились и на
нас.
Цель существования православных Таинств
состоит в обожении христианина: по выражению
апостола Петра нам необходимо сделаться
причастниками Божественного естества
(2 Петр. 1, 4). Мы должны приобщиться к благодати
Божьей, и она может даровать нам те Божественные
свойства, качества, которыми Бог обладает
по Своей природе. В Боге, Который являет
Себя как милость, любовь, благость, и мы
— по дару благодати — должны сделаться
любовью, милостью, благостью. Итак, с помощью
Божией, мы способны обрести те качества
и те свойства, которыми обладает Бог.
Сын Божий, Бог стал человеком, чтобы человек
стал богом. Как говорит святитель Афанасий
Великий, «Божие Слово… вочеловечилось,
чтобы мы обожились»[10]. Конечно же, человек
может стать богом не с большой буквы,
не по природе, а по благодати, по тем совершенствам,
к которым мы призваны: «будьте совершенны,
как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5,
48). И вот это обожение, преображение благодатью,
не окажется доступным для нас лишь в жизни
будущего века, но отчасти достижимо для
нас уже сегодня, сейчас, здесь на земле.
Обожение не есть только конечная цель
человека по его воскресении из мертвых;
оно — то состояние, к которому человек
должен стремиться постоянно: через жизнь
в Церкви, посредством церковных Таинств.
Информация о работе Православные Таинства. Понятия «языческого магизма» и «христианского символа»