Праздник как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:27, реферат

Краткое описание

Праздник – день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День игр и развлечений. Праздники – это самые радостные, всеми любимые мероприятия, направленные на поднятие настроения, развлечение людей. Праздники появились достаточно давно, еще в древности, и выполняли несколько основных функций – эстетическую, нравственную, развлекательную. Праздник играл роль расслабляющего катализатора, который сменяет серые будни и позволяет почувствовать свободу и раскрепощение.

Содержание

Введение
Этимология понятия «культура». Основные концепции развития праздничной культуры
Зарождение, этапы становления и разнообразия праздничных форм
Связь праздников с социально-экономическими и политическими условиями конкретных стран, с духовными потребностями общества
Место массового праздника в духовной жизни современного общества
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - праздник, как феномен культуры.docx

— 53.99 Кб (Скачать файл)

Общественные праздники образуют отдельную специфическую сферу праздничного быта. Ее особенности связаны, прежде всего, с природой общественных праздников как идеологического явления. Идейная направленность, лежащая в основе этой группы праздников, является вместе с тем и движущей силой их развития. Формирование культурных явлений в этой области непосредственно связано с социальными завоеваниями и устремлениями общества, которое они представляют. Вместе с тем наряду с новыми обычаями и обрядами, зачастую имеющими интернациональный характер, в отдельных частях праздничного комплекса продолжают сохраняться и развиваться черты, традиционные для русской праздничной культуры. Это, прежде всего старые домашне-бытовые обычаи подготовки к празднику и семейно-родственного гостеваний. Они прочно укоренились в главных народных праздниках — государственных.

Обрядовые и игровые элементы старых календарных праздников выступают в традиционном или трансформированном виде в новых сезонных праздниках, специально созданных, сконструированных силами главным образом специалистов-профессионалов на традиционной основе. Связь с архаической и более поздней праздничной традицией и формы связи бывают весьма неодинаковыми. Это объясняется во многом особенностями формирования подобных современных торжеств, нацеленных на сохранение национального колорита.

Давая оценку традиционности рассмотренной сферы бытовой культуры, нужно сказать, что она отличается бытованием, прежде всего новых праздничных форм. Одни из них к настоящему времени прочно вошли в народный быт и могут рассматриваться в качестве новой типовой модели, другие лишь имеют такую перспективу. Явления большой временной глубины обнаруживаются здесь в меньшей мере и преимущественно фрагментарно, в виде элементов народной традиции, вплетенной в канву современного праздника. Подобная реализация традиций обнаруживает их широкие вариативные возможности и часто приводит к созданию обобщенных символически-национальных, или этнически маркированных, современных явлений праздничной культуры.

 Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Делу – время, потехе – час, так еще в старину говорили наши предки. Нередко в ткань повседневной московской жизни вплетались яркие нити праздников. Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, царские свадьбы, возвращение войск из удачного похода в древности и средневековье привлекали тысячи праздных зрителей.  Обычай парадных выходов и выездов монарха сохранился и после петровских преобразований. Императорская власть так же нуждалась в пышных и многолюдных церемониях.  В XVIII – XIX вв. в народные гулянья превращались именины царицы, которые отмечались в день Марии Магдалины 22 июля и назывались царским днем.

   Русские праздники и праздничная культура, как и в других странах, формировались под влиянием многих факторов. Во-первых, в России и всем мире сильнейшее воздействие на формирование праздничного календаря и особенностей народных развлечений оказали языческие верования, а также особенности организации трудового процесса и образ жизни населения во времена существования родоплеменной общины. Во-вторых, важнейшую роль в становлении системы праздников, развлечений, образа жизни и мировоззрения сыграла христианская религия. Как будет показано далее праздники в России и европейских странах, начиная с раннего Средневековья, полностью ассоциировались с православными и католическими представлениями об организации временного и пространственного измерения человеческой жизни, труда и отдыха, духовного и «мирского». Христианские праздники преследовали и продолжают преследовать цель приобщения человека к событиям, описанным в Новом Завете, зачастую воспроизводят ключевые моменты из биографии Иисуса Христа, тем самым, конструируя особо рода религиозную ритуальность, обрядовость и традицию. Разумеется, влияние язычества и дохристианского культа в России и Европе было настолько велико, что и по сей день в праздничной культуре большинства стран мира присутствуют как явные элементы языческой обрядовости, так и своеобразные синтетические формы христианских и языческих празднеств. В-третьих, историческое развитие государств мира, начиная с эпохи Ренессанса, приобретало все большие секуляризационные формы, ослаблялась роль церкви и усиливалось политического и патриотического влияние на образ жизни населения. Примерно с середины XVI века в России и всей Европе начинается процесс формирования национальных государств, в связи с чем, вопрос о национально-государственной идентичности граждан и подданных стал одним из определяющих в общественной жизни. В данном контексте начинает меняться и праздничная культура в том числе: появляются новые виды праздников и развлечений, часто связанных со спецификой государственного устройства и идеологией стран. Сюда относятся праздники, приуроченные к важнейшим датам в истории монархических династий (например, день рождение монарха или юбилей царского дома), праздники, связанные с ключевыми моментами в истории государств (например, День независимости в США, День Победы в СССР и современной России, День взятия Бастилии во Франции и т.п.). В связи развитием капиталистических отношений, научно-техническим прогрессом, борьбы различных социальных групп за права и свободы в России и мире появляются новые виды праздников. Среди таковых можно назвать профессиональные праздники (например, День бухгалтера, День шахтера, День военно-морского флота и т.п.), а также праздники, представляющие собой смешанные формы, опосредованные историческими событиями, достижениями общечеловеческого характера, памятными датами а также почитанием отдельных категорий членов общества (к примеру, день образования Красной советской армии 23 февраля впоследствии приобрел черты «праздника всех мужчин», защитников Отечества; 8 марта, известный как «женский» праздник изначально являлся памятной датой в честь завоеваний женщин в борьбе за свои трудовые права и свободы; к праздникам особого рода принадлежат такие известные во всем мире как День матери, День защиты детей, День отца и другие; некоторые праздники представляют собой памятные даты событий, имеющих высокое культурное, гуманистическое, научное значение, как, например, День космонавтики, День Планеты). На Руси очень долгое время праздники продолжали оставаться, по сути, наполненными славянским языческим содержанием, однако, часто формально были приурочены к православным праздничным датам. Так, в средневековой России христианские праздники частично соответствовали старому календарному циклу, в результате чего появились своеобразные синтезы из дохристианских и православных обрядов. К примеру, церковные названия праздников часто интерпретировались на языческий манер: день Рождества Иоанна Предтечи был Днем Ивана Купалы, день Святой Евдокии – День Авдотьи Плющихи и т.п. Многовековая практика пересечения и взаимовлияния языческой и сакрально-церковной культур достигала своего апогея в Рождество и Новый год, на масленичную и пасхальную недели, на Троицу и в Иванов день, знаменовавших пути летнего и зимнего солнцеворота и библейско-евангельские вехи в истории христианства.

Окончательно праздничный календарь в России формируется к XVIII столетию. Тогда же начинается появление различного рода нерелигиозных праздников, приуроченных к важным годовщинам дома Романовых или историческим государственным датам (например, битва под Полтавой). До 1917 года в России было порядка 150 праздничных дней в году. Праздники формировались в разные эпохи и в разных социально-политических и культурных условиях. Среди праздничных дней, связанных языческим земледельческим образом жизни славян, вплоть до наших дней сохранились Святки, Масленица, день Ивана Купала, Семицкая неделя и некоторые другие.

 

СВЯЗЬ ПРАЗДНИКОВ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ПОЛИТИЧЕСКИМИ  УСЛОВИЯМИ КОНКРЕТНЫХ СТРАН, С ДУХОВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБЩЕСТВА

 

   В истории мировой культуры значительное место занимает проблема возникновения и развития праздника как феномена, представляющего ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, этногенеза, но и в целом для исследования материальной и духовной культуры народа. Праздник – явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества. Изучение национальных аспектов праздников как явлений культурно-исторического и социального характера является весьма актуальным направлением современных культурологических и исторических дисциплин. Также видится необходимым уделить особое внимание таким вопросам, как особенности развития праздничных культур России и христианских стран Запада, поскольку это позволяет выявить важные с точки зрения комплексного исследования национальных культур сходства и различия в традициях празднования и развлечения русских и иностранцев в различные исторические периоды. Основное внимание будет уделено изучению и сравнению русской праздничной культуры и ее особенностей в странах Европы и США. Развитию праздничной культуры в средневековой России посвящены работы Лихачева, Панченко, Петрухина. Авторитетные исследователи рассматривают вопрос о специфике русской праздности и развлечений через призму сложных взаимоотношений церкви и общества, церкви и монарха, «низов» и «верхов» общества. Ученые отмечают ряд параллелей между средневековыми массовыми праздниками на Западе и в России, однако, утверждают, что российская праздничная культура в своей основе имеет множество уникальных и присущих лишь русскому народу особенностей, возникший в силу исторически обусловленных явлений.

   Христианские религиозные праздники в России и за рубежом имеют много общих черт, поскольку все они призваны восславить и приобщить верующих к важнейшим событиям Нового Завета и фундаментальным основам христианской веры. Основные различия религиозных праздников заключаются в их календарной несопоставимости, а также – в некоторых аспектах ритуально-обрядовых сценариев, поскольку на протяжении долгого исторического развития Римской католической и Русской православной церквей возникали и приобретали важное значение специфические для каждой из них нормы и принципы богослужения и взаимоотношения церкви и прихожан.

В XVIII столетии в России зарождается традиция празднования так называемых «царских дней», существовавшая вплоть до распада Российской Империи. «Царских дней» (дней рождения и тезоименитства лиц правящего дома, дней восшествия на престол и коронования государя-императора) к 1917 году было 54 (количество этих праздников могло меняться с течением времени в зависимости от знаменательных событий, происходивших в царской семье). Традиция празднования «царских дней» восходит к 1721 г., когда был принят соответствующий указ Петра I. В этом указе предписывалось церкви праздновать публичными молебнами его день рождения и именины. С этого времени личные праздники членов императорской фамилии были внесены в список официальных праздников, или «высокоторжественных дней». В императорской России существовало также два общегосударственных праздника – это Новый год и День памяти битвы под Полтавой. После Великой октябрьской революции 1917 года в России религиозные праздники отошли на второй план. В Советский период возникает феномен государственных праздников как разновидности светских торжеств. Праздники в СССР отличались спецификой организации политического режима и идеологией советской власти. Так, важнейшим лейтмотивом советских торжеств являлись революционные события 1917 года (День празднования Великой октябрьской социалистической революции 7 ноября), роль пролетариата в контексте учения марксизма-ленинизма (День солидарности трудящихся 1 мая), почитание культа В.В. Ленина как вождя революции и мирового пролетариата (день рождение В.И. Ленина – 22 апреля). Позже, уже во второй половине ХХ столетия, к советским праздникам прибавились новые торжества – это День Победы Красной армии над фашистской Германией (9 мая). Различные торжества, связанные с памятными датами в истории советского государства (например, День космонавтики) либо имеющие профильное направление в контексте профессиональной или социальной принадлежности (например, День милиции или День Знаний). Также официальным праздником в СССР был Новый Год 31 декабря. В основе советских праздников лежали не выдуманные факты, а реальные исторические события, поэтому ориентация на важнейшие даты истории СССР потребовала создания соответствующих праздников, обрядов, ритуалов, традиций, художественного оформления. Опыт Советского Союза уникален, он описывает процесс создания первых советских праздников, которые впоследствии образовали неповторимую советскую праздничную культуру. Традиция государственных праздников, конечно, существовала еще задолго до образования Советского Союза, однако, она не носила столь ярко выраженный идеологический и государственнический характер.            Особой популярностью пользуются государственные праздники в США. Так, к примеру, День независимости считается днем рождения Соединенных Штатов как свободной и независимой страны. Большинство американцев называют этот праздник просто по его дате – «Четвертое июля». Праздник напоминает о том, что 4 июля 1776 года была подписана Декларация независимости. Среди важных американских государственных праздников стоит выделить День памяти Мартина Лютера-Кинга, американского священнослужителя африканского происхождения, считающегося одним из великих американцев, потому что неустанно вел борьбу за гражданские права всех людей ненасильственными способами. С 1968 г., когда он был убит, в день его рождения, 15 января, ежегодно проводятся мемориальные молитвы. В 1986 г. праздник был перенесен на третий понедельник января и был объявлен национальным праздником. Известный за пределами США государственный праздник День поминовения отмечается в четвертый понедельник мая в память о всех погибших. Первоначально это были погибшие в Гражданской войне, но теперь – это День поминовения всех погибших во всех войнах и вообще всех умерших. В этот день проходят специальные церемонии на кладбищах, в церквях и других общественных местах. Можно и далее приводить многочисленные примеры светских праздников в зарубежных странах, которые так или иначе связаны с историей государств, их традициями, историческими успехами и моментами национального единства. Одним из первых таких праздников стал День взятия Бастилии 14 июля 1789 года, широко отмечаемый во Французской республики. Надо сказать, что Великая французская революция в целом оказала серьезное влияние на трансформацию праздничного календаря и праздничной культуры на всем европейском пространстве, поскольку впервые нанесла серьезный удар по традициям религиозного празднования.

МЕСТО МАССОВОГО ПРАЗДНИКА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

   Праздники и обряды, как и вообще театрализованные формы культурно-досуговой деятельности, представляют собой вид духовно-практической и предметно-прикладной деятельности, который опредмечивает конкретные идеи общества, систему его социальных ценностей. Празднично-обрядовую культуру следует рассматривать как специфическое явление. Во-первых, театрализованные формы, опирающиеся на организацию аудитории и материала, предполагают педагогическое стимулирование познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности участников и зрителей. Во-вторых, с точки зрения педагогики

наиболее действенным средством воспитания является специально организованная деятельность индивида. В ходе театрализованного действа, которое зиждется на учете реальных потребностей людей в праздничном оформлении актуальных жизненных событий, реализуются их творческие потенции, сущностные силы. То есть празднично-обрядовая деятельность выступает как качественная характеристика личности, выражает уровень развития ее празднично-обрядовой культуры. В-третьих, в процессе реализации разнообразных потребностей в театрализованных формах культурно-просветительной деятельности личность приобретает специфические умения и навыки удовлетворения этих потребностей. Согласно П.В. Симонову и П.М. Ершову вооруженность человека способами удовлетворения потребностей может служить интегративным показателем его культуры. В четвертых, в определенном смысле воспитание можно рассматривать как процесс вооружения личности умениями и навыками реализации соответствующих потребностей.

   Разнообразна и богата событиями жизнь каждого человека. Его память за- поминает наиболее яркие моменты, определившие судьбу человека, создавшие его жизненный ориентир. Появление на свет, первый школьный звонок, прием в учебный или трудовой коллектив... Это праздничные торжества, личный опыт коллективной эмоциональной жизни каждого человека, окрашивающий его жизнь неповторимыми красками воспоминаний и рождающий первую ответственность перед обществом.

В похожих друг на друга буднях человеку особенно нужен праздничный календарь, отмечающий вехи его жизненного пути, подчеркивающий смысл и значение его деятельности. Потребность в коллективной эмоциональной памяти, в праздничном календаре, в художественном оформлении повседневной жизни всегда была характерной для индивида. Анализируя тенденции духовного развития нашего общества, следует особо подчеркнуть важность реализации в нем именно потребности в коллективной эмоциональной жизни. Следует подчеркнуть, что событийный празднично-обрядовый календарь является фундаментом коллективной эмоциональной жизни той или иной ситуативной общности. Выделенные три важнейших уровня календаря в зависимости от масштаба событийности  не утратили своей актуальности:

Информация о работе Праздник как феномен культуры