Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:45, контрольная работа
В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре.
«Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка.
1. Введение
2. Праздничная культура средневековья
2.1 Театр средневековья:
2.1.1 Литургическая и полулитургическая драма.
2.1.2 Миракль.
2.1.3 Мистерия.
2.1.4 Моралите.
2.1.5 Фарс.
2.2 Карнавал эпохи средневековья
3. Заключение
Мистерии развили театральную технику,
утвердили в народе вкус к театру, подготовили некоторые особенности
ренессансной драмы. Но к 1548 году мистериальным
обществам, особенно широко распространенным
во Франции, запретили показ мистерий:
слишком ощутимой стала комедийная критическая
линия мистериального театра. Причина
гибели еще и в том, что она не получила
поддержки со стороны новых, прогрессивных
сил общества.
Религиозное содержание отталкивало людей
гуманистически настроенных, а площадная
форма и критические элементы вызывали
гонения церкви.
Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву: королевская власть искореняла все городские вольности и запрещала цеховые союзы. Мистерия подверглась резкой критике со стороны, как католической церкви, так и реформационного движения.
2.1.4 Моралите.
Реформационное движение (Реформация) развернулось в Европе в XVI в. Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма – католической церковью.
Реформационное движение утверждало принцип «личного общения с Богом», принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительность заключалась в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило морализацию, как от религиозных сюжетов, так и от бытового отвлечения и, обособившись, обрело стилевое единство и большую дидактическую направленность. Однако при том были утеряны действенность постановки и жизненные черты персонажей.
Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действовали аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворял какой-то человеческий порок или добродетель. Эти персонажи были лишены индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращались в символы. Столкновения героев строились соответственно на борьбе двух начал: добра и зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего изображался в виде противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе и злое начало, воздействующее на человека.
Разумные люди идут по стезе добродетели, неразумные же становятся жертвами порока – эту основную дидактическую мысль утверждали на разные лады все моралите.
Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты, профессора средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались патриоты, борющиеся против испанского насилия. Их пьесы были полны современных политических намеков, за что авторы и актеры нередко преследовались.
В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой аскетической морали; под воздействием новых общественных сил в нем проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия жанра были признаком сближения с жизнью. В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики.
Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес в средневековую драматургию четкость, поставил перед театром задачу построения типического образа. Но, будучи во власти догматической морали, этот жанр не смог породить ничего значительного.
2.1.5 Фарс.
Площадной фарс выделяется в самостоятельный
театральный жанр со второй половины XV века. Однако он
до этого прошел долгий путь скрытого
развития.
Само название происходит от латинского
farta («начинка»). И действительно, устроители
мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь
вставить фарс».
Веселые масленичные представления и народные спектакли дали начало
«дурацким корпорациям» – объединениям
мелких судебных чиновников, разнообразной
городской богемы, школяров, семинаристов.
В XV в. шутовские общества распространялись
по всей Европе. В Париже были четыре большие
организации и регулярно устраивались
смотры - парады их фарсовых представлений.
В этих парадах высмеивались выступления
епископов, словопрения судей, въезды
королей в город. В ответ на это светские
и духовные власти преследовали фарсеров,
изгоняли их из горда, бросали в тюрьмы.
Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.
Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.
Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов: ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация – следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.
Судьба веселых комических любительских корпораций
фарсеров от год в год становилась все
плачевнее. Монархическая и церковная
власть все сильнее наступала на городское
вольномыслие и на одну из его форм – фарсовый
театр.
В конце XVI-начале XVII в. под ударами властей
прекращают существование крупнейшие
корпорации фарсеров.
Фарс оказал большое влияние на дальнейшее
развитие театра Западной
Европы. В Италии из фарса родилась комедия
дель арте; в Испании – творчество «отца
испанского театра» Лопе де Руэда; а в
Англии по типу фарса писал свои интерлюдии
Джон Гейвуд. В Германии – Ганс Сакс; во
Франции фарсовые традиции питали искусство
гениального Мольера. Именно фарс стал
звеном между старым и новым театром.
2.2 Карнавалы эпохи Средневековья
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа
или обряды занимали в жизни средневекового
человека огромное место. Кроме карнавалов
в собственном смысле с их многодневными
и сложными площадными и уличными действами
и шествиями, справлялись особые праздники
дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал
особый, освященный традицией вольный
пасхальный смех. Более того, почти каждый
церковный праздник имел свою, тоже освященную
традицией, народно-площадную смеховую
сторону.
Таковы, например, так называемые храмовые
праздники, обычно сопровождаемые ярмарками
с их богатой и разнообразной системой
площадных увеселений (с участием великанов,
карликов и т.д.).
Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и соте. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.
Все эти обрядово-зрелищные формы давали, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и в негосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений. Они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир и вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей степени причастны, в которых они в определенные сроки жили. Каковы же специфические особенности карнавалов средневековья и прежде всего какова их природа?
Прежде всего, необходимо отметить, что все карнавальные формы последовательно внецерковны и внерелигиозны. Они принадлежат к совершенно иной сфере бытия.
По своему наглядному, конкретно-чувственному характеру и по наличию сильного игрового элемента, они близки к художественно-образным формам. К театрально-зрелищным. Но основное карнавальное ядро этой культуры вовсе не является чисто художественной театрально-зрелищной формой и вообще не входит в область искусства. Оно находится на границах искусства и самой жизни. В сущности, это сама жизнь, но оформленная особым игровым образом.
Для смеховой культуры средневековья
характерны такие фигуры, как шуты и дураки.
Они были как бы постоянными, закрепленными
в обычной (т.е. не карнавальной) жизни,
носителями карнавального начала. Такие
шуты и дураки, как, например, Трибуле при
Франциске, вовсе не были актерами, разыгрывавшими
на сценической площадке роли шута и дурака
(как позже комические актеры, исполнявшие
на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.).
Они оставались шутами и дураками всегда
и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни.
Как шуты и дураки, они являются носителями
особой жизненной формы, реальной и идеальной
одновременно. Они находятся на границах
жизни и искусства (как бы в особой промежуточной
сфере): это не просто чудаки или глупые
люди (в бытовом смысле), но это и не комические
актеры.
Официальные праздники средневековья и церковные и феодально- государственные никуда не уводили из существующего миропорядка и не создавали никакой второй жизни. Официальный праздник, в сущности, смотрел только назад, в прошлое и этим прошлым освящал существующий в настоящем строй. Официальный праздник, иногда даже вопреки собственной идее, утверждал стабильность, неизменность и вечность всего существующего миропорядка: существующей иерархии, существующих религиозных, политических и моральных ценностей, норм, запретов. Праздник был торжеством уже готовой, победившей, господствующей правды, которая выступала как вечная, неизменная и непререкаемая правда. Поэтому и тон официального праздника мог быть только монолитно серьезным, смеховое начало было чуждо его природе.
В противоположность официальному празднику
карнавал торжествовал как бы временное
освобождение от господствующей правды
и существующего строя, временную отмену
всех иерархических отношений, привилегий,
норм и запретов.
Это был подлинный праздник времени, праздник
становления, смен и обновлений. Он был
враждебен всякому увековечению, завершению
и концу. Он смотрел в незавершимое будущее.
Особо важное значение имела отмена во
время карнавала всех иерархических отношений.
Н а официальных праздниках иерархические
различия подчеркнуто демонстрировались:
на них полагалось являться во всех регалиях
своего звания, чина, заслуг и занимать
место, соответствующее своему рангу.
Праздник освящал неравенство. В противоположность
этому на карнавале все считались равными.
Человек как бы перерождался для новых,
чисто человеческих отношений.
Это временное идеально-реальное упразднение иерархических отношений между людьми создавало на карнавальной площади особый тип общения, невозможный в обычной жизни. На карнавале вырабатывались и особые формы площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися. Свободные от обычных, внекарнавальных норм этикета и пристойности.
В карнавале сама жизнь играет, а игра
на время становится самой жизнью.
В этом специфическая природа карнавала,
особый род его бытия. Карнавал это вторая
жизнь народа, организованная на начале
смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность
здесь становилась формой второй жизни
народа, вступавшего временно в утопическое
царство всеобщности, свободы, равенства
и изобилия.
3. Заключение
Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.
В эту эпоху люди смогли выйти на новую
дорогу культурного развития, иную, чем
знали прежние времена. Пытаясь примерить
веру и разум, строя картины мира на основе
доступных им знаний и с помощью христианского
догматизма, культура средних веков создала
новые художественные стили, новый городской
образ жизни. Вопреки мнению мыслителей
итальянского
Возрождения, средние века оставили нам
важнейшие достижения духовной культуры,
в том числе институты научного познания
и образования.
Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.
Список используемой литературы
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле
и народная культура Средневековья и Ренессанса.
– М., 1965 г.
2. Беспятов Е. Театр под открытым небом.
– Народный театр, 1948 г.
3. Гуревич А.Я. Категории средневековой
культуры. – М., 1987 г.
4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой
Европы глазами современников. – М., 1989
г.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура
безмолвствующего большинства.
– М., 1990 г.
6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья.
Светская праздничная жизнь в искусстве
XI-XVI вв. – М., 1988 г.
7. Добиаш-Рождественская О.А. Культура
западноевропейского средневековья.
– М., 1989 г.
8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового
Запада. – М., 1992 г.
9. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье
и начало нового времени… – Л., 1986 г.
10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М.-Л.,
1927 г.
11. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых
представлений. – М.:
«Просвещение», 1986 г.
Информация о работе Праздничная культура эпохи Средневековья