Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:10, лекция
Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Впервые в литературе слово “культура” встречается в произведении “Тускуланские диспуты” (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам латинского языка “возделывать”, “обрабатывать”.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
1. Предмет культурологии. Понятие культуры.
Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Впервые в литературе слово “культура” встречается в произведении “Тускуланские диспуты” (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам латинского языка “возделывать”, “обрабатывать”. В ходе длительной эволюции от Цицерона (“культура ума есть философия”) до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания.
В универсальной
культурно-философской
Понятие “культура”
необходимо раскрывать в его дифференциально-
В современной культурологии и социологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этих дисциплин. Оно считается столь же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие “гравитация” для физики или понятие “эволюция” для биологии. Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500. “Что ни город, то свой норов”, — такими словами можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию в культурологии. Такое многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.).
В отечественной
культурологии дается следующее
ее определение: мировая культура как
целое есть способ деятельности, технология
ролевого субъекта (человечества), порожденная
небиологической (социально-экономической)
субстанцией и характеризуемая
в своем бытии единством
2. Единство теории и истории культуры. Развитие культуры во времени и пространстве.
Культуру
можно исследовать, основываясь
на динамике общественно-исторического
развития, когда происходит смена
поколений. Каждое поколение осваивает
доставшееся ему и продолжает
унаследованную деятельность; вместе
с тем оно изменяет эту деятельность
в силу новых условий. В этом плане
понятие “культуры” фиксирует человечески
содержательный аспект общественных отношений,
его можно определить через вовлекаемые
в процесс общественного
Социальное
влияние культура приобретает, прежде
всего, в качестве необходимого аспекта
деятельности общественного человека,
которая в силу своего характера
предполагает организацию совместной
деятельности людей, а, следовательно,
ее регулирование определенными
правилами, аккумулированными в
знаковых и символических системах,
традициях и т.д. Освоение духовных
сокровищ народов мира, бережное и,
вместе с тем, соответствующее современным
задачам обращение с культурным
богатством предшествующих поколений
позволяет постичь смысл
В основе истории мировой культуры лежит концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие. С этой концепцией связана модель культурной диффузии, т.е. межкультурные заимствования осуществляются при помощи следующих механизмов: завоевания, когда в менее развитую культуру вносятся существенные элементы более развитой (технология вооружения, элементы стратегии, элементы структуры власти, определенные способы политической интеграции), мирное заимствование и добровольное подражание образцам иной культуры (искусство, урбанизация, профессиональная специализация, организационная дифференциация).
В культуре различается обыденный слой и ее специализированные сферы — искусство, религия, философия, наука, а также политическая, экономическая и правовая области, которые ориентированы как на поддержание социального порядка, так и обеспечение социальной значимости знания и поведения людей.
Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.
Сегодня в
разных уголках мира живут и действуют
своеобразные, неповторимые, уникальные
культуры, подчас настолько не похожие
друг на друга, что диву даешься. Во
всяком случае, несомненно, что культура
от своего возникновения и до наших
дней никогда не была трафаретно-однообразной,
безлико монотонной, она не похожа
на уныло одинаковые, конвейерно-серийные
продукты.
3. Человек, культура, взаимодействие материальной и духовной культуры.
Роль и
место культуры в деятельности человека
весьма четко можно понять на основе
представлений о том, что деятельность
людей носит, в конечном счете, воспроизводственный
характер. Общественное воспроизводство
включает воспроизводство личности,
всей системы общественных отношений,
в том числе технологических
и организационных, а также культуру.
Сущностью, главным содержанием
и назначением сферы культуры
является процесс общественного
воспроизводства и развития самого
человека как субъекта разносторонней
социальной деятельности и общественных
отношений. Культура, взятая как необходимый
элемент общественного
Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура — способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура — способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
Именно в
этом ключе в научной философии
при рассмотрении производства обществом
человека “как возможно более целостного
и универсального продукта общества”
используется термин “культивирование
всех свойств общественного
Иными словами,
каждый отдельный индивид лишь тогда
может считаться “культурным
человеком”, когда он владеет способами
пользования достижениями общества,
в котором живет. Ведь общественное
производство выступает и как
условие, и как предпосылка деятельности
человека, культура же является своего
рода принципом связи общества с
индивидом, способом его вхождения
в социальную жизнь. Развитие способности
пользоваться тем, что создало и
накопило общество, овладение способами
этого пользования — вот что
характеризует процесс
В таком видении
культуры на первый план выходит такая
ее черта, как воспроизведение