Предмет культурологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Культурология – молодая в России наука и актуальность этого предмета обусловлена, прежде всего, возрастанием роли гуманитарного знания. На протяжении веков науки технического профиля постоянно сравнивались с человековедческими науками. И нередко пальма первенства отдавалась точным наукам, особенно технического профиля. Когда же речь заходила о постижении человека, человечества, общества, культуры, человеческого духа, то складывалось впечатление, что гуманитарные науки менее важны для социальной динамики, не всегда конкретны и доказательны. Между тем культурные ценности необходимы для человечества в целом, для общества и отдельного человека.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения культурологии. 4
1. Структура и функции культуры. 8
2. Материальная и духовная культуры. 12
Заключение 15
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Функция материальной культуры не исчерпывается только тем, что  удовлетворяет потребности человека. Она выступает средством воспроизводства материальных основ духовной культуры, создает условия для ее развития, передачи социального опыта. Материальная культура содержит в себе и сохраняет национальные элементы и может выступать как социальный знак и как памятник культуры.18

Развитие  материальной культурные только многократно умножило силы и возможности человека в  духовной сфере, но и одновременно породило острые противоречия. Процесс ее функционирования поставил множество проблем и стал причиной кризисных явлений: экологические проблемы, использование атомной энергии в мирных целях, накопление различных видов оружия массового поражения (атомного, водородного, химического, бактериологического).19

Начиная с XIX в. и особенно в XX в., развитие материальной культуры привело к унификации и страданию национальных особенностей духовной культуры, которая создавалась на протяжении столетий. Одновременно широкое распространение получила массовая культура. Она явилась результатом развития производства, в том числе предметов потребления, что в конечном итоге ведет к значительному сокращению, а иногда и к гибели индивидуально – национального, в том числе уникального национального ремесленного производства.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно  преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. При этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации , можно обнаружить новые неистощимые  импульсы , способные оказать воздействие на исторический процесс , обращать его во благо людям.20

Это объясняет появление  обостренного интереса современной  науки и философии к культуре как к фактору социального  развития. Ведь именно духовные черты , социокультурные признаки  конкретного общества , региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику . Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны , каждого конкретного народа .21

Вместе с тем радикальность  и неотвратимость происходящего  в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным  устремлениям, стихийным субъективным порывам.22

Возникает разрыв между  самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Человек пытается понять , откуда , вообще говоря , возникают традиции , не имеющие авторства , почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций , каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества , каковы его место и роль в этом процессе.23

Необходимость изучения феноменов культуры диктуется и  разрушением  экологической среды. Источение озонного слоя над Землей , гибель лесных покровов планеты , загрязнение океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики . И здесь возникают вопросы : " Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизовать их отношения? "24

В 1983 г. в Монреале состоялся XVIII Всемирный философский конгресс, который в известной мере закрепил современную проблематику философии культуры и культурологии. В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем , которые в совокупности отражали спектр дисциплины . Что такое культура ? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов: почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур? Должен ли он обрести собственную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров?

В современную эпоху  наметились важные тенденции к взаимопониманию культур. Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами . Но культурологам еще многое предстоит обсудить в познании исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии , как сложной и многоплановой науки .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1.  Арнольдов И.А. Введение в культурологию. – м., 1993.
  2. Солонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– м., 2005.
  3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – м., 1983.
  4. Столяренко Л. Л. Культурология: учебн. Пособие / Столяренко Л. Л., Столяренко В. Е., Самыгин С. И.  – м.: икц «мар т», 2004.
  5. Викторов В.В. Культорология учебник – м: издательство « экзамен», 2002.

1 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.

2 Маркарян  Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983.

3 Колонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– М., 2005.

4 Столяренко В. Е., Самыгин С. И.  – м.: икц «мар т», 2004.

5 Арнольдов И.А. Введение в культурологию. – м., 1993.

6 Столяренко В. Е., Самыгин С. И.  – м.: икц «мар т», 2004.

7 Колонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– М., 2005.

8 Арнольдов И.А. Введение в культурологию. – м., 1993.

9 Столяренко В. Е., Самыгин С. И.  – м.: икц «мар т», 2004.

10 Колонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– М., 2005.

11 Маркарян  Э.С. Теория культуры и современная наука. – м., 1983.

12 Столяренко В. Е., Самыгин С. И.  – м.: икц «мар т», 2004.

13 Арнольдов И.А. Введение в культурологию. – м., 1993.

14 Колонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– М., 2005.

15 Столяренко В. Е., Самыгин С. И.  – м.: икц «мар т», 2004.

16 Маркарян  Э.С. Теория культуры и современная наука. – м., 1983.

17 Колонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– М., 2005.

18 Арнольдов И.А. Введение в культурологию. – м., 1993.

19 Викторов В.В. Культорология учебник – м: издательство « экзамен», 2002.

20 Колонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– М., 2005.

21 Викторов В.В. Культорология учебник – м: издательство « экзамен», 2002.

22 Колонина Ю.Н. Культурология: учебник / под ред.– М., 2005.

23 Арнольдов И.А. Введение в культурологию. – м., 1993.

24 Столяренко В. Е., Самыгин С. И.  – м.: икц «мар т», 2004.




Информация о работе Предмет культурологи