Представления о смерти и бессмертии в культуре Месопотамии и Древнего Египта: сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:32, реферат

Краткое описание

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV
тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил,
сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало
одним с самых великих центров мировой культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Kulturologiya_referat.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет 
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

(ВлГУ) 

 

 

 Гуманитарный  институт 

 

Кафедра истории и  теории культуры 

 

 

  

 

 

  

 

Представления о смерти и бессмертии в культуре Месопотамии  и Древнего Египта: сходства и различия.   

 

 

 

Руководитель:

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир, 2013

Культура древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV 
тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, 
сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало 
одним с самых великих центров мировой культуры. 

Египетская религия с ее идеей  загробного преображения и вечной жизни  открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории древнего Египта. В системе заупокойных представлений  все заметней становится этический  элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентаций: идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире, а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.   

Древний Египет – первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. 
Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.  
Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела.

Египтяне полагали, что  вечной, но хрупкой душе удобнее  всего вернуться в свое прежнее  и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде.  
Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к. это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы на окраине кладбищ.  
Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи, когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязательностью. В III-II тысячелетиях до н.э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссальных и многочисленных жертв со стороны народа. Поэтому позднее, во II тысячелетии до н.э пирамиды стали строить их кирпича, а не из камня – это было менее разорительно, а сами пирамиды становились меньше.

К началу I тысячелетия до н.э. строительство  пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводить глубокие и  тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Это было связано с тем, что усыпальницы фараонов грабились  на протяжении всего периода древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих фараонов. 
Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света.  
Самая ранняя из египетских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 147м (сейчас 137м), площадь – около 55 000кв.м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно и строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

 

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни открыла потаенные (сакральные) страницы культурной истории древнего Египта. В системе заупокойных представлений все заметней становится этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентаций: идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей душой»). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире, а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний. 

Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире 
необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки 
мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала  
сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.

Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян 
испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в 
мифе "Озирис и Исида". Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и  
одновременно просветителем (в области сельского хозяйства, законов,  
богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими 
целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не 
оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его 
брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в 
закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков 
привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил 
тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему 
Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все 
части. Исида собрала их в единое тело.

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: 
во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он 
стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить 
его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и 
почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими  причинами: 
во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он 
стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить 
его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и 
почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни. С течением времени Осирис из примера воскресения становится его 
причиной.

 

Культ Осириса существовал  вплоть до прихода христианства, как и 
мумификация, но культ Осириса - это только часть представлений египтян о 
загробном мире, другая часть - "Главы о восхождении к свету" или "Книга 
мертвых". 
 
Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль 
в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис - это то, к чему 
стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни.

Одной из важнейших составных  частей представлений о загробной  жизни 
египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось 
ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках.

Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что  умерший незримо 
находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые 
могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих 
родственников, вознося им жертвы.

Это обуславливало столь  трепетное отношение к "душам" и имени умершего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура Месопотамии. 
 
Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории 
современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в IV тыс. до н. э.  
 
Шумерская и вавилоно-ассирийская культуры во многом отличались от 
древнеегипетской. Достаточно взглянуть на египетские иероглифические или 
иератические тексты и сравнить их с любой клинописной системой, чтобы 
почувствовать всю глубину различия между двумя культурными мирами.

 

Другой фундаментальной  проблемой месопотамской культуры яв- 
ляется правомерность смерти, которая представляет собой зло и есть, 
по существу, высшее наказание. Почему человек должен быть наказан 
смертью, если он не совершил ничего дурного? Тем более что в услови- 
ях культуры Двуречья реалистический подход к природе человека ис- 
ключал какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь.

Смерть же знаменует  конец жизненного пути индивида. Более  того, 
она как бы стимулирует человека жить мудро и осмысленно, чтобы 
оставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со 
злом, даже в борьбе со смертью. Не нужно отступать ни перед чем, даже 
перед богами. В награду за это — «имя» и благодарная память потом- 
ков. В этом и состоит бессмертие человека, смысл его жизни. 
Герой эпоса — это типичный человек, трагедия которого состоит в 
невозможности избежать смерти. Однако здесь мы не встречаем и 
нотки пессимистического отношения к жизни. Человек во всех ситуа- 
циях остается человеком, он гордится своими героическими деяниями 
и независимостью перед лицом богов. Вся его жизнь насыщена борьбой 
за установление справедливости на земле, смерть же выступает куль- 
минацией жизни, завершением выпавших на его долю успехов и побед. 
Вся жизнь человека предначертана от рождения, в ней нет места для 
таких понятий, как «каприз судьбы» или «неумолимый рок», заранее 
исключена возможность как-либо повлиять на ход событий, скажем, с 
помощью магических средств.

Именно на Древнем  Ближнем Востоке 
была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма 
человеческой жизни. Вместе с тем, в отличие от древнеегипетской ми- 
фологии, не знающей ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Арма- 
геддона, в мифологии культур Двуречья известны мифы о Золотом веке 
человечества и райской жизни, вошедшие затем в состав религиозных 
представлений народов Передней Азии и библейской мифологической 
литературы. Мы видим, что в рамках культуры Двуречья человек делает 
попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против 
смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные  источники 
 
1) Бадж Е.А. Уоллис - "Путешествие Души в Царстве Мертвых" (Египетская 
Книга Мертвых), "Золотой век", М., 1997, 448 с. 
 
2) Коростовцев М.А. - "Религия древнего Египта", М.,1976 
 
3) Редер Д.Г. - "Мифы и легенды Древнего Двуречья", М., "Наука", 1965, 120 
с.

 

4) Рубинштейн Р.И. - "Древний восток", книга для чтения, М., 1974, 168 с. 

 


Информация о работе Представления о смерти и бессмертии в культуре Месопотамии и Древнего Египта: сходства и различия