Принципы мифологического сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Мифологическое сознание актуально для любой культурной эпохи, меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. В современном мире областью реализации мифологического сознания является повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным. Эта мифология выражается в современном форльклоре (городской фольклор, связанный с городской мифологией, псевдорелигиозный фольклор, отображающий мифологическую интерпретацию религии, профессиональный фольклор, связанный с профессиональной мифологией и т.д.). Бытовая мифология существует по весьма старым мифомагическим принципам, например, смешения каузальной и пространственно-временной смежности (отсюда происходит масса суеверных практик-примет, "счастливых", "несчастливых" и проч.).

Содержание

Введение
1.Мифологическое сознание.
2.Принципы мифологического сознания.
3.Синкретизм.
4.Иррациональность
5.Символизм
6.Этиологизм
7.Прозрачность
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история науки 1.docx

— 29.03 Кб (Скачать файл)

Принципы мифологического сознания

 

Содержание

 

Введение

1.Мифологическое сознание.

2.Принципы мифологического сознания. 

3.Синкретизм.

4.Иррациональность 

5.Символизм 

6.Этиологизм 

7.Прозрачность 

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мифологическое сознание актуально для любой культурной эпохи, меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. В современном мире областью реализации мифологического сознания является повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным. Эта мифология выражается в современном форльклоре (городской фольклор, связанный с городской мифологией, псевдорелигиозный фольклор, отображающий мифологическую интерпретацию религии, профессиональный фольклор, связанный с профессиональной мифологией и т.д.). Бытовая мифология существует по весьма старым мифомагическим принципам, например, смешения каузальной и пространственно-временной смежности (отсюда происходит масса суеверных практик-примет, "счастливых", "несчастливых" и проч.). Страхи, включая массовые, также обусловлены не рациональным анализом их возможных причин, а мифологическим осмыслением происходящего и актуализацией мифологем (напр., мифологемы катастрофы). Мифологическому сознанию следует приписать и обязательный поиск обывателем лично ответственного за что-либо происходящее, равно как и преувеличение роли участия в событиях, имеющих характер системной динамики, какой-либо личности. Здесь проявляется и чисто мифологическая установка одушевлять и персонифицировать окружающее. Так что же такое мифологическое сознание и по каким принципам происходит его функционирование.

Задачи:

1. Определение мифа как  социальной категории

2. Анализ основных принципов  к мифологическому сознанию

 

 

 

 

  1. Мифологическое сознание.

Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была мифология.

Мифология - совокупность мифов разных эпох и народов, где миф (с греч. - сказание, предание) является повествованием о первопредках, богах, духах, героях.

Мифология - систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира, первобытного общества.

Мифологическое сознание – это исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлетворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Мифотворчество возникает в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства, причем мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: о происхождении мира (космогонические мифы), богов (теогонические мифы), человека (антропогонические мифы), солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), различных человеческих навыков и умений, обычаев и обрядов, жизни и смерти и др. Мифы объясняют устройство вещей и явлений, ход времени, повествуют о конце света, словом, дают единую картину мира древнего человека.

Вывод:

В первобытном обществе все мифы являлись основным способом познания мира. В мифологических сказаниях накапливался опыт и знания многих поколений.

 

  1. Принципы мифологического сознания.

Принцип партиципации (сопричастия) состоит в том, что все объекты воспринимаются как находящиеся в какой-либо связи друг с другом. При этом весь объект полностью не охватывается, а выделяются лишь отдельные его части и качества. Принцип партиципации (сопричастия) был разработан Л.Леви-Брюлем и является одним из главных принципов понимания механизма функционирования мифологического сознания.

Часть в мифологическом сознании является не только элементом целого, но представляет собой это целое. Причинно-следственным связям в мифологическом сознании свойственна всеобщая взаимосвязанность: причинно-следственные отношения складываются в результате любого случайного соприкосновения совпадения; они непосредственно выводятся из наблюдаемого явления. Причиной всех вещей с позиций мифологического сознания, в конечном счете, является воля богов.

Каждое событие в первобытной культуре носило ритуальный характер. Истинные мотивы применения этих ритуалов - понимание целостности мира, взаимосвязанности его элементов. Сущность магических действий и ритуалов заключается не в имитации каких-либо сакральных явлений. Эти действия носят осмысленный практицистичный характер и отражают понимание единства мировых законов, взаимосвязь мировых элементов.

 

  1. Синкретизм.

Синкретизм - это слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира -- искусства, религии, морали и др. Синкретическая природа мифологии послужила исходной категориально-смысловой базой и первичным художественно переработанным материалом для всех последующих явлений духовного производства, и в сфере словесного творчества (сказка, легенда, историческое предание, эпос), и в сфере рационально-мыслительных форм -- философии, науки и др.

Синкретизм мифологического сознания понимается как специфическая форма целостности. Синкретизм представляет собой органическое единство объекта и субъекта, материального и идеального, природного и культурного.

Рассмотрим один пример, возьмем миф из древнейшего пласта сказаний Египта и рассмотрим его, как пример мифологического синкретизма. Почему мы обращаемся не к грекам, а к египтянам? Я сказал, что греческие мифы записываются, когда в богов еще не верили. Записываться мифы начинают где-то с седьмого века до Рождества. Когда начинается греческая литература, письменный её период. А что касается египетских мифов, то это третье тысячелетие до Рождества. То есть, можете себе представить, какая древность, насколько древен Древний Египет по отношению к Древней Греции? Для Древней Греции Древний Египет – это такая же глубокая архаика, как для нас Древняя Греция. Богу Ра (как вы знаете, Бог Солнца), страшно надоели люди. Он захотел их уничтожить, обратился к Богине раздора и войны Сехмет с просьбой уничтожить человеческий род. Сехмет в образе львицы спускается в Египет и начинает пожирать людей. Богиня Исида, внучка Ра, обращается к нему с убедительной просьбой прекратить это избиение. Исида, вообще, к людям относилась хорошо, хотя и много от них претерпела. Ра послушался Исиду, но унять Сехмет было непросто. Сехмет относилась к старшему поколению богов, была в общем-то ровесницей Ра, по всей вероятности, первородным божеством (изначально – богиней влаги Тефнут). Как её унять? На помощь приходят два бога – это бог Шу (ветер) и бог Тот (бог письменности, луны, измены, мудрости, медицины). Они принимают облик павианов и в этом виде спускаются в Египет, где начинают прыгать и скакать чехардой перед Сехмет. Сехмет отвлекается от своей деятельности и начинает внимательно изучать поведение обезьян. Обезьяны, прыгая друг через друга, движутся к верховью Нила. Зачарованная этим Сехмет заинтересованно следует за ними. Шу и Тот движутся дальше, уже по Суданской Нубии, Сехмет идет за ними. Наконец, они приходят в жаркую Эфиопию, где нет ни капли воды. В Эфиопии Ра располагает огромное озеро, полное красного пива. Пиво – это изобретение египтян. Египетские рецепты пивоварения восстановлены, пиво в Египте было очень крепкое, что-то вроде нашей «девятой» «Балтики». Сехмет, видит это красное пиво и, полагая, что это кровь, припадает к озеру и выпивает его до дна. Тут она почувствовала себя немного утомленной и заснула. А когда она проснулась поутру, то не помнила, что было накануне. И превратилась в Богиню мира и любви Хатхор, которая почитается в облике коровы.

И вот теперь посмотрите, пожалуйста. В одних городах стоят святилища Сехмет, которая почитается как богиня войны в образе львицы. В других утверждается культ богини Хатхор: как богини мира и любви, она почитается в облике коровы. И обе эти инкарнации восходят к древнейшему божеству влаги Тефнут Но это одна сущность. Вот, в чем сложность, из-за которой нам так трудно сейчас понять мифы.

А из чего происходит человек? А его чаще всего делают из глины. Его так сделал Бог в еврейской культуре. Обратили внимание, что женщина красивей, чем мужчина, нежнее, аккуратнее, как-то, и чище, вы задумались, почему? Мужчина из какого материала сделан? Из дешевого. Из глины. А женщина из какого? Из кости. Из дорогого. А в египетской культуре человека сделал на гончарном круге бог Хнум. А в греческой культуре его сделал титан Прометей. Вы, гуляя по Древней Греции, могли обратить внимание – в Додоне показывали в порядке экскурсионной программы две глиняные кучи. От одной пахло как от мужчины, от другой – как от женщины. И говорили: вот глина, которая осталась у Прометея от его работы. И все брали на память с собой по маленькой щепотке этой остро пахнущей глины.

Миф о потопе наличествует во всех культурах, включая те, которые вообще не имеют никакого отношения к Евразийскому континенту. Ной спасается в ковчеге в еврейской культуре. А в древнегреческой культуре это были Девкалион и Пирра, два человека, которые уцелели, и они потом идут по земле и бросают камни: через правое плечо кинули – появился мужчина, через левое – женщина. И мир вновь населяется людьми, сделанными Девкалионом и Пиррой.

Вывод:

Мы убеждаемся, что синкретизм – свойство всей мировой культуры. С первобытного синкретизма она начинается. Синкретизм – в равной степени свойство «высокой» и материальной культуры, языка и мифа. Подобно тому как Вселенная происходит из единого ядра, в котором не было времени и пространства, из однородной и статичной превращается в разобщенную, разнородную и динамичную, подобный же процесс происходит и в культуре. Изначально единая – лишенная науки, искусства, мысли и чувства, она постепенно становится дискретной, в ней выделяются различные сферы человеческого знания и деятельности. Мы не можем сформулировать тот мистический закон, силою которого происходят эти изменения, мы не можем разгадать тайну природы, но в наших изысканиях мы всюду обнаруживаем указания на эту тайну.

 

  1. Иррациональность

В отличие от рациональных форм сознания, которые вычленяют реальные субъект - объектные связи в мире, миф синкретически воспринимает мир, и в условиях нехватки информации для объяснения мира, недостатка рефлексии для его реального освоения, он пытается удовлетворить эту потребность компенсаторно, в воображении, в субъект- субъектных отношениях с миром. миф по сути иррационален, неподвластен разуму, Потому принадлежит не познавательному, а скорее ценностно-эстетическому отношению человека к миру”. Таким образом, специфика мифа заключается в том, что он есть эмоционально-ценностное, субъективное построение.

Человек, как субъект мифологического сознания, познает внешний мир, прежде всего, чувственно. В мифологическом познании доминируют чувственные составляющие познавательного процесса. Это объясняется тем, что познающий субъект не отделяет себя от внешнего мира, воспринимает все, происходящее в окружающем мире как происходящее непосредственно с ним, переносит себя на место другого, сопереживает ему. Каждому ощущению, восприятию и представлению, соответствует определенная эмоция, которая объективируется в мифе. Основание мифа находится, в основном, в чувственно-эмоциональных представлениях о мире.

Вывод:

Мифологическое сознание поначалу было не столько “сознанием” (совместным знанием, обменом знаниями), сколько совместным переживанием коллективных эмоций и представлений необыкновенной внушающей и заражающей силы.

 

  1. Символизм

Символизм означает, что все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и мотивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов; обобщенный смысл в границах конкретно-чувственного мышления может формироваться только тогда, когда какой-либо конкретный предмет (например, эмпирически существующее дерево) становится символом, чувственным представителем другого явления, имеющего культурную значимость (например, предка рода).

Символ играет важную роль в функционировании мифологического сознания и имеет определяющее значение для его понимания. С одной стороны, символ, как элемент системы мифологического сознания, является средством передачи, выражения, синтеза мифологического знания; с другой стороны, символ является средством интерпретации результатов деятельности мифологического сознания – мифов и ритуалов, способствует их научному пониманию.

Пример символизма: везде мир происходит из воды., возьмем индийскую культуру: вода, в ней плавает яйцо, из которого вылупляется бог Брахма, нижняя половинка яйца становится Землей, верхняя половинка яйца – Небом.

 

  1. Этиологизм

Этиологизм (от греческого слова "причина") выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связана с его объяснительной функцией: повествование заключает в себе сверхзадачу; дать объяснение тем или иным явлениям окружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос "почему?". Весьма часто способом объяснения выступает генетизм, т. е. попытка подменить причинно-следственные объяснения рассказом о "происхождении" объясняемого явления или видимого устройства мира. Объяснить устройство вещи означало дать описание того, как она делалась.

 

  1. Прозрачность

Прозрачность мифологического сознания проявляется в том, что представленная в мифе картина мира полностью отождествляется первобытным человеком с самой реальностью; индивид наивно верит в то, что вещи и явления окружающего мира именно таковы, какими они выглядят в мифологической интерпретации.

Прозрачность мифа означает, что человек видит мир через призму существующих мировоззренческих представлений, при этом сама эта призма, подобно стеклам оптического прибора, никак не воспринимается. Другими словами, концептуально-смысловая сторона мифа полностью элиминирована из самосознания субъекта.

Отсюда: не существует никакого "зазора", никакого несовпадения, противоречия между мифом и реальностью. Прозрачность мифа позволяет ответить на кардинальный для функционирования любого типа мировоззрения вопрос: каким образом в данной системе мировоззрения обеспечивается стабильность и убедительность. Никакая мировоззренческая система не может существовать, не располагая основаниями убедительности.

Для мифологии такими основаниями служит принцип прозрачности, обеспечивающий полное доверие индивида к тому, что говорится в мировоззренческом сюжете.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, выявленная специфика мифа заключается в том, что миф выражает потребности и интересы человека как синкретичная, не требующая доказательств, иррациональная, чувственная и «ложная» форма сознания человека. Гносеологической сущностью мифа будет являться дорефлективное, иррациональное отражение реальности в образно-символической и эмоционально-ценностной форме, являющееся важнейшим способом и средством удовлетворения человеческих потребностей в освоении мира, доминирующее в первоначальный этап истории человечества и в раннем детстве человека.

 

 

 В общем, человек с доминирующим мифологическим сознанием живет в довольно понятном для него мире. В мире, где все можно объяснить, даже если нет никакой информации. И это оказывает очень успокаивающий эффект. Человек с мифологическим сознанием не скажет: «я не знаю». Потому что он может объяснить все.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

   1. http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107162340&archive=1129708655&start_from=&ucat=1&

   2. http://dezhurov.ru/pedagogic/51-mhk06.html

   3. http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a3bd68a4c53b89521206d37_0.html

   4. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000933/st000.shtml

   5. http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/06-17.html

 

1. Алексеев А.Н. формирование  и развитие мифологического сознания. – М.: ПРИОР, 2006  
2. Амелина А.Н. Культурология. – М.: Олма-пресс, 2005  
3. Барт Р.Типология мифов. – М.: Манускрипт, 2005  
4. Бокль Г. С. Т. История цивилизации в Англии. СПб, 1996. Т. 1.  
5. Гадомер Г. Миф и разум // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.  
6. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М, 1987  
7. Же Б. Космогония и воображаемое. Разбор четырех сказок А. С. Пушкин а//Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. М., 1983.  
8. Ле Гофф Ж. Предисловие // Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998  
a. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М.: МР3 Пресс, 2006  
9. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М, 1991.  
10. Мандельштам О. Э. Девятнадцатый век // Собр. соч. М., 1991.  
11. Маркс К, Энгельс Ф. Полн. Собр. Соч. Т.3.  
12. Мелетинский Е. М. Структурно-типологическое изучение сказки//Пропп В. Я. Морфология сказки. – М.: Смарт, 2006  
13. Меликов В. В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагаватгиты» и других индийских текстов ) - М., 1999.  
14. Опарина М.В. Мифологическое сознание. – М.: Смарт, 2006  
15. Опарина М.В. Теория мифологического знания. – М.: Олма-пресс, 2006  
16. Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990  
17. Семенов А.Е. Современная мифология. – М.: ПРИОР, 2005  
18. Сиверцев М. А. Влияние дискурса традиционных культур на становление полицентрического образа фундаментальной науки (Востребование наследия традиционных культур в компьютерную эпоху) // Ориентация - поиск Восток в теориях и гипотезах. М., 1992.  
19. Смирнова А.Н. Мифологическое сознание//Экспертиза, 2006, № 12  
20. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976. С  
21. Философия/Под. ред. Чайникова А.С. – М.: ПРИОР, 2005  
22. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. №3.  
23. Хрестоматия по психологии/Под ред.А.М.Глуховой - М.: ПРИОР, 2006  
24. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996  
25. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.  
26. Юнг К. Г, Кереньи К. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996  
27. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994.  
28. Яковлев П.А. Развитие сознания и мифология.- М.: Литера, 2006  
29. Яковлев П.А. Истоки научного знания//Экспертиза, 2006, № 12  
30. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

Информация о работе Принципы мифологического сознания