Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:31, контрольная работа
Сегодня, как и раньше, вопрос культуры, «культурности» является главным в процессе развития нашей цивилизации. Приумножая интеллектуальный, нравственный потенциал всей культуры народа, мы развиваемся, образовываемся. Такое образование включает в себя духовное, нравственное, эстетическое, этическое развитие. Наступила эпоха XXI века это новый этап научно – технической революции. В настоящее время требуются уже новые технологии соприкосновения человека с природой. Это становиться не просто жизненной необходимостью, но и главным условием применения этой технологии. Культура является нашей надеждой и опорой. Каждый из нас вовлечен в культурное творчество.
1. Введение ………………………………………………………………………..3
2.1 Понятие культуры ……………………………………………………………4
2.2 Структура культуры (материальная и духовная) ……………………….….5
2.3 Основные функции культуры ……………………………………………….7
3. Природа и человек на раннем этапе человеческого развития ………………8
4. Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность …………………………………...……………………10
5. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние ………………………...………………………………………………12
6. Заключение ……………………………………………………………………16
7. Список используемой литературы …………………………………………..17
4. Человек
как субъект культурного
Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она существует там, где есть человек. Слишком много природы – и мы превращаемся в животных, слишком много цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжении многих тысячелетий человек творил, создавал путем познания определенную среду. И этот культурный процесс бесконечен, он замкнутый.
В представлении первобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к природе, стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству. Дикие животные стали объектом поклонения.
Природе
противостоял сам человек, который
был основой упорядоченного и
невраждебного мира (космоса). Отсюда
и человеческое жертвоприношение богам,
которое иногда сопровождалось каннибализмом.
Древний человек был уверен в
успехе лишь того дела, за которое приносил
самый ценный дар – человеческую
жизнь. Например, без человеческой жертвы
нельзя было построить дом. Память о
первобытной жизни сохранилась
в некоторых современных
Тот мир, в котором живут сегодня люди, - результат преобразования ими природы. Растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, адаптируя себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем самым тип эволюции, стал преобразовывать природу, изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы воздействовать на другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает, что в мире культуры действуют такие же природные законы, но в таких условиях, когда они поставлены на службу человеку и управляются им.
Человек универсален в силу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит, что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значит превращать в традицию.
Уже в
глубокой древности человек научился
«управлять» огнем, в результате
чего появились домашние очаги, затем
спички, зажигалки и т.п. Каждый современный
человек с зажигалкой в кармане
– хозяин «управляемого» пожара. А
огонек зажигалки – это окультуренная
сила огня, или огонь, превращенный
в элемент культуры. В результате
человек может использовать укрощенную
силу огня самым необычным способом,
какого не встретишь в природе. Огнем
не только освещают путь, обогреваются
и обрабатывают пищу. Человек превратил
огонь в предмет религиозного
культа, и тогда с ним стали
совершать магические действия, поклоняться
ему и воспевать в
Любое техническое устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит в механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела.
В деятельности человека присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного, выделить основные качества. Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки, исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник, квадрат и т.п. В этой упорядоченности и есть существенное отличие среды обитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумно организованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии.
Итак, границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия в создание технических устройств.
5. Цивилизация
как переход человека из
Цивилизация – в переводе с латинского «Civilis» – общественный гражданский. Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – это объединение людей для выживания в природе, античная – высокоразвитая в культурном обществе цивилизация, а современная - это технократичная цивилизация.
Разделяют два типа цивилизации:
- крестьянский,
т.е. тот, который основан на
возделывании, когда природа и
человек сливаются в единое
целое. Для этой цивилизации
природа выше человека, а человек
вживается в природу не
- техногенный
тип. В таких цивилизациях
Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в разных регионах земли. На ее возникновения повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость развития привела к неравномерности формирования разных народов. Первобытное общество – первая стадия исторического развития человеческого общества.
На раннем этапе формирования человеческой сущности люди жили племенами. Племя составлял один род с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма общества прогрессировала и напоминала стадо: равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако это привело к кровосмешению, а затем и к биологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком была культурная замкнутость племени. На этом уровне развития у человека и общества уже появилось культовое сознание. Самая древняя его форма – фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням, огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление первичного племени – рода, осознание своего единства через кровное родство послужило превращению фетиша в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своих первопредков, прародителей. Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом.
Древний
человек был уверен в успехе лишь
того дела, за которое приносил самый
ценный дар – человеческую жизнь.
Например, без человеческой жертвы
нельзя было построить дом. Память о
первобытной жизни сохранилась
в некоторых современных
Начав трудиться, шел процесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когда делать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е. появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первые зарубки, насечки.
Современный
человек появился в результате соединения
племен из двух родов, когда мужчины
одного племени брали в жены женщин
из другого племени. Это изменение
было связано с запретом на половые
отношения внутри общины в период
охоты, полевых работ и т. п. для
повышения работоспособности. Число
запретов со временем возрастало, но они
не касались представителей других общин.
Отношения между членами
Разделения труда в общине способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частной собственности. В связи с этим наемный и рабский труд, расслоение общества, возникновение классов. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике.
Вместе с деятельностью развивалось и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда – монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес или уменьшал до граммов. Развитие техники проявлялось в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи, костей, камня.
Для развития культуры большое значение имел огонь. Применение огня способствовало преобразованию животной психики в направлении интеллекта, разрыв с условиями и привычками стадной жизни, становлению хозяйства. Огонь был теплом, светом, средством защиты и приготовления пищи. Так, шаг за шагом, из первобытности человек шел к цивилизации. Сам того не осознавая, он изменял окружение вокруг себя. Постепенно накапливал знания, передавал их своим потомкам.
Первые цивилизации возникли в V – IV тысячелетиях до нашей эры на юго-востоке Азии, т.к. там тепло, благоприятные природные условия и плодородные земли. Такими являются – древний Египет, Месопотамия, Шумерия (на территории современного Ирака). В конце III тысячелетия до нашей эры возникла индийская цивилизация в устье реки Инд. Во II тысячелетии на реке Хуанхэ возникла китайская цивилизация. Именно эти две цивилизации прошли тысячелетний путь развития и существуют до сих пор, т.к. сохранили свою аутентичность (первооснову), не растеряли обычаи.
6. Заключение
Культура позволяет внести в мир человеческое значение. Это среда, где человек формирует свою сущность, вбирает в себя то, что накоплено. Культура немыслима без человека: он ее создал. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять в себе и через себя то, что создано веками, и то, что актуально сегодня. В то же время, без изучения прошлого трудно понять настоящее и прогнозировать будущее.
Современному человеку кажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. Лишь история человечества в целом может помочь осмыслить то, что происходит сегодня.
Деятельность человека очень разнообразна. В одном случае она порождает культуру, в другом – цивилизацию. Создание полезных для человека приспособлений приобретают культурный смысл тогда, когда человек вкладывает свою «душевную жизнь». Суть палки, молота, пилы, насоса не видна. Но даже в таких предметах может проявиться творческая сторона. Смысл нашей деятельности в том, что мы пытаемся придать культурный смысл окружающим нас вещам.
В современном мире ценно то, что было впервые придумано (новаторство). Повтор и копирование нами уже не цениться. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового, поэтому каждая культурная ценность носит неповторимый уникальный характер. Мы гонимся за всем новым, что дает нам огромный скачок в развитии. Но даже в настоящее время есть общества, не имеющие контакта с окружающим миром. Такое положение ведет к застою.
На мой взгляд, культура – это наша надежда и опора.
7. Список используемой литературы
1. Веремьев А.А. Введение в культурологию – Брянск, 2000.
2. Драч Г.В. Культурология – Ростов – на – Дону, 1996.
3. Драч Г.В. Культурология – Москва, 2003.
4. Малюга
Ю.А. Культурология. Учебное
5. Мареева
Е.В. Культурология. Теория
6. Пигалев
А.И. Культурология –
7. Сапрыкина В.А. Введение в культурологию – Москва, 1995.