Проблема периодизации истории мировой художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 21:57, реферат

Краткое описание

Трудно представить себе термин более распространённый и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, её изучает целый ряд наук.
Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох (античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Древнего Египта, Киевской Руси), и тогда оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определённые эпохи или конкретных странах. Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,психологии, экономики, педагогики, религии и др. Важнейшей частью культуры является культура художественная, во многом тождественная понятию «литература и искусство».

Вложенные файлы: 1 файл

мхк.docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 

 

Кафедра экономики и управления социальной сферой

 

 

Самостоятельная работа № 1

по дисциплине

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

 

 

Выполнил: ________________________________________________________________

                                                                                                    (Фамилия И.О.)

студент ______ курса ____________ спец. ____________________________

                             (срок обучения)

группа____________________ № зачет. книжки _________________________________________

 

Подпись: ________________________________________________________________          

Преподаватель: ________________________________________________________________

                                                           (Фамилия И.О.)

Должность: ________________________________________________________________

             уч. степень, уч. звание 

Оценка: __________________________Дата: __________________________

 

Подпись: ________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург
2014

 

Проблема периодизации истории мировой художественной культуры

 

Трудно представить себе термин более распространённый и более многозначный, чем  «культура».  О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, её изучает  целый ряд наук. 
Понятие культура употребляется  для  характеристики  исторических эпох (античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Древнего Египта, Киевской Руси), и тогда оно обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом  в определённые эпохи или конкретных странах. Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,психологии, экономики, педагогики, религии и др. 1 Важнейшей частью культуры является культура  художественная, во многом тождественная понятию «литература и искусство». Искусство —образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.2 Искусство не только отражает реальную жизнь, оно одновременно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной  жизни, предавая при этом дух эпохи, её идеалы. А что же такое художественная культура? Художественная культура - одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.3 
Всю историю мировой художественной культуры можно рассматривать как историю стилей. Стиль – своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение искусства. К великим  стилям архаика и классика античности, романский стиль и готика в средние века, Возрождение, обозначившее собой переходный период от средних веков к новому времени, барокко и классицизм в новое время. Последним крупным  стилем на рубеже ХIX – XX веков стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения  единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Романский  стиль, готика и Ренессанс были стилями, проявившимися во всех видах искусства, оказали огромное влияние на мировоззрение, философию, быт.

Я считаю, что проблема периодизации мировой художественной культуры является весьма актуальной. Рассмотрим художественную культуру первобытности, а точнее историю стилей, Древнего мира, Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени, новейшего времени подробно.

 В первобытном обществе  вместе с мифологией и религией  формируется способность к художественно-образному  восприятию и отображению действительности. По мнению многих исследователей, художественное творчество первобытных людей можно точнее называть «предыскусством», так как оно в большей степени  имело магическое и символическое назначение. Художественная деятельность не делилась на роды, жанры и виды. Все ее результаты имели практический характер с ритуальным значением. Первым в истории художественно-образным выражением о представлении человека о мире стало примитивное изобразительное искусство, прежде всего наскальная живопись. Например,рисунки на плато Тассилин-Адджер или в пещере Альтамира в Испании. Они представляют собой изображения с элементами военной борьбы, охоты, загона скота и т.п. В пещерных росписях первобытный человек пытался передать движение и динамику. В эпоху неолита складывается представление о происходящих событиях с эстетической точки зрения. Создаются предметы повседневной жизни по законам красоты. Данное явление, я считаю, свидетельствует об усиливающейся способности людей к абстрактному мышлению. Появляются представления о прямоугольнике, круге, симметрии и тд. Важное место занимает обработка глины, так как первоначально посуда была просто и практичной, а затем появилась керамика, расписанная охрой первоначально с простейшим орнаментом, далее с более сложными узорами, где обнаруживаются изображения из земледельческих культов, благодаря которым появилась ритуальная посуда – антропоморфная (изображение человеческих фигур), зооморфная (изображения животных).

Вторым периодом развития мировой художественной культуры считают Древний мир. Что же такое Древний мир? Это, пожалуй, самая большая эпоха в культурной истории человечества. Это время возникновения, расцвета и угасания первых раннеклассовых обществ, самых древних рабовладельческих государств. Это время, когда в искусстве впервые был воплощен образ человека.

 История Древнего мира  охватывает 35 веков – с конца 4 тысячелетия до н.э., когда образовались первые государства в Египте и Двуречье, до 5 в. н.э., когда пала Западная Римская империя. В этот период были созданы самые ранние системы письменности, сложные религиозные представления о мире, эпическая поэзия, основные жанры художественной литературы, искусство театра, заложены основы многих наук: математики, астрономии, медицины, географии.

Это была важная эпоха в образном познании мира и человека, во многом послужившая основой дальнейшего развития всей художественной культуры человечества.

Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина («политического существа») находило свое отражение в художественной культуре, искусстве Античности.

Античное искусство  справедливо называть классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слиты с соразмерной красотой тела.

Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской.

 Античность была родоначальницей  тех идей, которыми мы ныне  живем. Эти идеи не устарели, несмотря  на то, что их содержание уже  давно принадлежит истории. Поэтому  высшие достижения античной культуры  мы называем классическими. Отсюда  художественное направление - Классицизм, ориентированное на достижения искусства Древней Греции и Рима.

 

   Характер античного  искусства складывался стремительно, успехи эллинов были поразительно  быстры. Если в Древнем Египте  на протяжении нескольких тысячелетий  мы наблюдаем в сущности неизменный образ жизни и мышления человека, то в Греции всего около двух столетий разделяют период архаики и искусство совершенной пластической гармонии, которое мы называем классическим. Для объяснения этого факта можно найти несколько причин. Главная из них - многообразие этнических источников эллинской культуры. Античное искусство складывалось из трех основных и очень разных традиций. Это и своеобразное искусство жителей островов восточного Средиземноморья, древняя минойская, или эгейская культура, строительный опыт жителей о. Крит; этническая традиция - примитивное, но мощное искусство дорийцев, арийских племен, вторгавшихся в ХIII-ХII вв. до н. э. на Пелопоннес с севера; и третья традиция - искусство ионийцев. Как и ахейцы, они были древними жителями материковой Греции.

Мера, размеренность - также одна из основных идей античного искусства. Древние эллины в силу рационализма и конкретности своего мышления были мастерами точных формулировок в риторике и диалектике, а в архитектуре - ясности конструкции и чистоты формы: линии, силуэта, отношений масс и выверенности пропорций.

Античная цивилизация заложила основы европейской культуры, создала неповторимые классические образцы в самых различных сферах жизни общества, сформировала активно-преобразовательную позицию человека в европейской культуре, заложив тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской цивилизации.

Художественная культура Средневековья занимает исключительное место в мировой культуре. Когда мы представляем средние века, наверняка возникает мысль о храбрых рыцарях и замках. В эпоху Средневековья, а именно в V-XI веках господствовал романский стиль, который продолжал традиции культовой архитектуры римлян. Храм имел прямоугольное основание с пропорциями два к одному, как Ноев ковчег. Для романского стиля были характерны толстые стены, отсутствие окон на первом этаже, узкие окна на последующих этажах, арки, паруса, двускатные крыши. Затем, уже в XII веке утвердился готический стиль, получивший название от наиболее культурного германского народа готов. Отличительными чертами этого стиля являются тонкие стены, стрельчатые своды, башенки, скульптурный декор, резные розы, чугунные переплеты окон и витражи. Например, Кельнский и Страсбургский соборы. Храмы украшались иконами, созданными по строго определенным правилам. Иконный образ стал рассматриваться как символ, от которого верующие восходят к сокрытым смыслам, а затем и к первообразу. Следует упомянуть и хоровое пение, которое неотделимо от храмового действа. Средневековая музыка не нуждалась в обычных атрибутах светского пения. Считалось, что совершенное пение должно исполнятся сердцем, а не голосом. Возможно, отсюда и стало возможно открытие полифонии и антифонного пения.

Следующим периодом в мировой художественной культуре принято считать  эпоху Возрождения.

Образ Ренессанса невозможно представить без художественных достижений эпохи, например, полотна  Боттичели, Леонардо да Винчи,Рафаэля и др. Художники Возрождения придают особое значение достижения максимальной точности и четкости изображения. Первоначально психологический момент живописных персонажей выражен не достаточно ярко, чуть позже, однако, по портрету уже можно определить характер человека, его настроение, вкус и т.д. Достижением также является и правильная геометрическая конструкция картины. Большинство сюжетов взято из Библии. Художники препочитают писать образы Христа, Мадонны, Иоанна Крестителя,, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории, например, «Тайная вечеря» Леонаро да Винчи.

Таким образом, эпоха Возрождения является неповторимым и переходным периодом в формировании мировой художественной культуры.

За Ренессансом следует эпоха Нового времени. В XVII-XIX веках в Европе оформляются такие художественные стили, как «классицизм», «барокко», «романтизм», «реализм», «рококо» и «сентиментализм». По моему мнению, барроко, классицизм и романтизм можно называть не просто стилями, но и различными способами мышления и восприятия мира.

Во-первых, XVII век называют веком барроко. Наблюдается общая тенденция к динамизму, барроко является продолжением ренессансного антропоцентризма, происходит расширение научных знаний и границ, ставится под вопрос место человека в мире. Эта противоречивость проявляется в новом понимании красоты. Линии стали извиваться, формы усложняться. Также свойственно стилю барроко постоянное использование темного фона . В архитектуре признаком стиля  становятся криволинейность планов, изгибы стен, все это дополняется скульптурой, росписями, лепниной. Например, Строгановская церковь в Нижнем Новгороде, Королевский дворец в Мадриде.Вместе с тем возникает ощущение движения; появляется новая установка на деятельность человека. В искусстве видится желание человека подчинить себе мир , получается слишком человеческое пространство, пронизанное человеческими ощущениями. Барроко выразило движение художественной культуры к сложной, гармоничной и богатой.

Во-вторых, классицизм, в котором выявилась устремленность ренессансной красоты к гармонии в XVII-XIX веках. Для классицизма вершина в мире – это человеческий разум и рассудок. Художественное мышление направлено к простоте, ясности и логичности образа. Идеалы в литературе выражаются знаменитым конфликтом разума, долга и чувств. Например, в пьесе П.Корнеля «Сид». Чрезвычайно мощно расцвела архитектура классицизма с ее выверенной гармоничностью, даже сады оформлялись в соответствии с правилами: широкие аллеи, стриженые деревья, орнаментальные цветники на газоне. Заметим, что стиль классицизм можно встретить в парках в Царском селе и Петергофе которые  пользуются большой популярностью.

По выражению А.Ф,Лосева, классицизм – это система малоподвижных и устойчивых художественных структур, представляющих собой пластическое совершенство.

В-третьих, противоречивый классицизму романтизм , ярко заявивший о себе в конце XVII – начале IX который А.Ф.Лосев характеризует как систему вечноподвижных и размытых структур, образующих беспокойно подвижную бесконечность. Романтизм отрицает Просвещение, тем самым отрицая реальность. Л.Тик высказывал мысли, которые можно приписать всем романтикам. Он говорит о том, что человеку невозможно жить в этом сухом, скудном и жалком мире, поэтому нужен идеальный мир, где он найдет свое спасение.

Романтизм – это не только особое направление в искусстве и философии, но и особая модель поведения, воплощенная в фигуре романтического героя. Идеальным миром для романтиков служит искусство. Их не интересуют обычные люди в обычных обстоятельствах, им интересны только маловероятное, ужасное, странное.

Эти три стиля определяют Новое время и его художественную культуру. Художественная культура XX века  или новейшего времени развивалась в нескольких направлениях.  Первое из этих направлений модернизм. Модерн – художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.4 Модерн опирается на философские основы, занимается поиском новых изобразительных средств, стремится к абстрактному мышлению. Модернизм опирается на ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования. В литературе модернизм выражен представлением о мире как об абсурдном начале, враждебном к человеку, неверие в человека, пессимизм и неприятии идеи прогресса. Например, творчество Дж.Джойса, Ф.Кафки.

Модерн в архитектуре обозначился переходом к логичным, простым и четким конструкциям на основе применения стальных конструкций  и железобетона. К слову, предвестником стала Эйфелева башня, построенная из стальных сборных конструкций.

Информация о работе Проблема периодизации истории мировой художественной культуры