Проблема постсоветской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 21:41, реферат

Краткое описание

Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х гг. проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы постсоветской культуры.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

»

КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИИ, ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ»

 

 

 

 

 

 

СУРС

По обязательному модулю

Культурология

На тему

Проблема постсоветской культуры

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА: ПРОВЕРИЛ:

студентка группы ГЛ-21 преподаватель

 

 

 

 

 

ГОМЕЛЬ, 2015

Оглавление

 

 

 

Введение

  Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х гг. проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства. 
 
Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре. 
 
Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Распад СССР и единого культурного пространства и его последствия

Интеллигенция, всегда столь чуткая к веяниям эпохи, приведшая Россию к Октябрьской революции в начале XX века, а в конце его объявившая ее всего лишь переворотом, будто это меняет суть величайшего события XX века, ныне забеспокоилась, обнаружив, что вожделенные свобода, демократия, рынок, процветание обернулись криминальной революцией, точнее сказать, криминальной контрреволюцией, столь разрушительной прежде всего для культуры.  
 
А как могло быть иначе? Интеллигенция выступила против советской культуры, чрезмерно заидеологизированной, чем, впрочем, она же и занималась, и не оставила камня на камне, знаменитый музыкант даже брал в руки автомат. Представителей советской культуры назвали совками. Представьте, Жорес Алферов - совок. 
 
У нас есть историки и журналисты из патриотов, которые предпочитают говорить о советской цивилизации, что неверно. Цивилизации складываются веками и тысячелетиями, воспроизводя одни и те же стереотипы поведения и мышления. В этом плане человеческая популяция ничем не отличается от любой животной, от популяции львов или муравьев. Но зачинаются цивилизации или получают новый импульс для развития в эпохи расцвета культуры и мысли. Так, античная культура стала основой для развития Рима и всей европейской цивилизации после эпохи Возрождения. 
 
Но можно ли говорить о советской культуре, особенно с точки зрения либеральных СМИ, когда даже патриоты не решаются на это? Какая была культура у совков? Лишь Гулаги и т.п.  
 
Как ни удивительно, была и была она уникальной. Но о ней поговорим в другой раз. Деятели культуры СНГ, собравшиеся в Москве, говорят о сохранении единого гуманитарного пространства народов СССР и русского языка как языка межнационального общения, иными словами, единства культуры, которое, несмотря на различия, сложилось за советский период русской истории. Это был бурный, вулканический период. Недаром он начался Революцией, бросившей вызов всем стереотипам цивилизаций Запада и Востока, с разрушением колониальной системы мироустройства, что ныне воссоздается под лозунгом глоболизации. 
 
В СССР существовало единое культурное пространство, в основе которого были история Российского государства, русская культура и русский язык, и это было достигнуто не завоеваниями, а в условиях Русского Ренессанса, не осознанного вполне и поныне, но устремления которого проступали в миросозерцании, мироощущении народов России, ее интеллигенции, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.  
 
Ренессансные события истории и явления искусства и мысли сближают народы, с интенсивным развитием национальных языков и литератур, искусств вообще, как было в странах Европы в эпоху Возрождения. Так было и в России. Это духовное пространство, которое не исчезает, несмотря на распад империй, как было с падением Рима. Распад СССР искривил культурное пространство, как бывает при землетрясениях, но выработанное единство культуры за три века Русского Ренессанса не может исчезнуть, вопреки ориентации политиков на Запад и национализм, а будет сохраняться и, возможно, получит новый импульс развития.  
 
Ведь таланту в малом пространстве его нации тесно. Уехать на Запад - значит прервать корни, уехать в Россию - сохранить. Так было в СССР. Так будет в обозримом будущем в гуманитарном пространстве СНГ. Но это в лучшем случае. Если РФ не только избегнет распада, но сохранит то единство культуры, не осознанное еще всеми наследие Ренессанса в России.  
 
То, что учащаяся молодежь, наиболее одаренная, будет тянуться в Россию, это естественно. Но в нынешних условиях, когда жестокость в различных видах и личинах через край, как должно быть неуютно приехать из зарубежных стран СНГ в Москву или Санкт-Петербург. А хуже, не застать тех очагов гуманитарного пространства, что объединяло народы СССР в единый народ. В тех же либеральных СМИ, в которых проповедуется антируссизм в его различных обличьях, ясно, с какой целью - распада РФ, основы единого гуманитарного пространства Евроазии.  
 
Если в странах Балтии, а где-то на Украине и в других республиках СНГ, изгоняется русский язык, соответственно русская классическая литература, величайшее достижение Ренессанса в России, значит, там к власти пришли политики, как, впрочем, и в России, которые натасканы как раз для дальнейшего разрушения культурного пространства СССР. При таковых обстоятельствах в пору собраться деятелям культуры России, независимо от власти, в целях сохранения единого гуманитарного пространства РФ, духовной основы Российского государства.  
 
Но ведь и русские, униженные разрушительными реформами и либеральными СМИ, заговорили о размежевании, уходе в пределы этнической и конфессиональной принадлежности, последней линии защиты для самосохранения нации, с отказом от величайших достижений Русского Ренессанса.  
 
Насколько верен и плодотворен этот путь, разве мы не видим в разгуле узкого, сугубо провинциального национализма в странах Балтии и в других местах? Этот путь, может быть, и сулит процветание на задворках цивилизаций Запада или Востока, но процветание во ничтожестве. Это не путь русского народа, который поднялся от сохи до звезд. А что такое русский народ?  
 
Кажется, Шведкой или ему подобный выразился в том смысле, что русских как народ и вовсе нет. По стереотипу мышления, мол, советских людей как народ не было. Американцы, независимо от этнической и концессиональной принадлежности, как народ есть, а русских - нет? Это и есть двойные стандарты западной пропаганды, которые были усвоены национальными элитами. 
 
Недаром советских людей, независимо от национальности, на Западе называли русскими. Поэтому ныне антисоветизм и антируссизм - синонимы в пропагандистских клише либеральных СМИ.  
 
Русский народ - это народ России. Его объединяет в единый народ, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности человека, как в США или в странах Европы, - мы часто теперь видим негров, которых называют французами, - общее гуманитарное пространство, русский язык, история Российского государства, гражданство. В основе этой общности, излишне заидеологизированной в СССР, когда это социально-историческая данность, - культура, достижения искусства и мысли Русского Ренессанса.  
 
Осознать это - Россия возродится и станет основой гуманитарного пространства, неся в себе немеркнущий свет Ренессанса, с осуществлением его эстетики в развитии бытовой цивилизации, что связывают с процветанием.

 

 

  1. Возрождение национальных традиций в белорусской культуре. Традиции и новации в современной белорусской литературе

 

Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.

Традиции в литературе (от лат. traditio — передача) —преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе её длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для русской литературы ХIХ века традиционными являются темы «маленького» и «лишнего» человека.

Традиции — это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.

Новаторство в литературе (от лат. novator — новатор, инициатор нового) -нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не всё новое в литературе является новаторством. Новаторство — это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени. Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы, такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности. Мировое значение, которое приобрела русская литература второй половины ХIХ века, связано прежде всего с новаторской деятельностью Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. В начале ХХ века в русской литературе новатором выступил Максим Горький.

Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства — важное условие плодотворного творчества художника.

 

Таким образом, традиции и новаторство в литературе —это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.

 

  1. Взаимовлияние и взаимообогащение культур в рамках союзного государства Беларуси и Росии

Сохранение культурного наследия народов Беларуси и России, дальнейшее развитие многопланового творческого сотрудничества между нашими странами является одной из составляющих союзного строительства. Об этом корреспонденту www.soyuz.by заявила консультант Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в Минске Ирина Шестакова.

Основные направления по формированию и развитию единого культурного пространства Союзного государства определены Концепцией социального развития Союзного государства до 2010 года, утвержденной Высшим Государственным Советом Союзного государства.

«Культурное сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь многообразно по форме и содержанию. Оно основывается на принципе взаимообогащения культур, направлено на сохранение и развитие этнической самобытности народов», – отметила И.Шестакова.

По ее словам, основу сотрудничества составляют мероприятия, которые значимы для обоих государств-участников. Среди них: культурный обмен, фестивали художественного творчества и выставки произведений искусства, мастер-классы для одаренных детей, учреждение премий в области литературы и искусства и другие.

Представитель минского отделения Посткома добавила, что ежегодно из союзного бюджета выделяются значительные средства на проведение крупных общественно-культурных акций, художественных выставок, конференций, поддержку молодежных творческих проектов, создание кинофильмов, выпуск книг. Произведения белорусских и российских авторов в области литературы и искусства отмечаются каждые два года премиями Союзного государства.

Так, в 2007 году в сфере культуры из союзного бюджета было профинансировано 9 мероприятий, в том числе проведение Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», премирование в области литературы и искусства, мастер-классы для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси «Союзное государство – молодым талантам XXI века», фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», телевизионно-театральный фестиваль «Ожившая сказка». На мероприятия в этой сфере всего направлено около 60 млн. российских рублей.

Как отметила И.Шестакова, наиболее крупным и значительным мероприятием в области культуры в рамках Союзного государства является Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». Ф инансовая поддержка фестиваля из союзного бюджета производится с 1998 года. За 1998-2006 годы на реализацию этого мероприятия из союзного бюджета направлено почти 200 млн. российских рублей.

Также одним из важнейших мероприятий, проводимых под эгидой Постоянного Комитета, является премия Союзного государства в области литературы и искусства, которая учреждена в 1999 году. Ее размер составляет сумму, равную 1250-кратному минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации (с этого года минимальная оплата труда в России составляет 2300 руб.) Награда вручается раз в два года. Впервые премия Союзного государства в области литературы и искусства была присуждена в 2002 году. Тогда ее обладателями стали российский актер Алексей Петренко, белорусский драматург Алексей Дударев и народный писатель Беларуси Иван Шамякин. Позднее лауреатами премии становились художники Михаил Савицкий и Валентин Сидоров, актеры Александр Калягин и Ростислав Янковский, композитор Александра Пахмутова и поэт Станислав Куняев.

Победителями конкурса на получение премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2007-2008 годы стали Народные артисты Беларуси Владимир Гостюхин и Михаил Финберг и народный артист России Сергей Арцибашев. Присуждение премии приурочено ко Дню единения народов Беларуси и России 2 апреля, а вручение традиционно состоится на церемонии открытия Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» в июле 2008 года.

Различные концертные и конкурсные мероприятия проводились в 2007 году в рамках целого ряда фестивалей Союзного государства, в том числе творчества инвалидов «Мы – вместе», «Молодежь – за Союзное государство», «Творчество юных», телевизионно-театральный фестиваль Союзного государства «Ожившая сказка».

Как сообщила И.Шестакова, в 2008 году планируется проведение 7 мероприятий в сфере культуры за счет средств союзного бюджета на общую сумму более 58 млн. российских рублей. Это мероприятия, посвященные Дню единения народов Беларуси и России, Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», премирование в области литературы и искусства, мастер-классы для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси, фестиваль «Творчество юных» и др.

«Безусловно, взаимодействие в культурной сфере Беларуси и России не ограничивается проведением совместных мероприятий за счет средств союзного бюджета. Оно значительно шире и многообразнее, и охватывает все спектры культуры, – подчеркнула И.Шестакова. – Размах этого сотрудничества можно будет еще раз ощутить уже в ближайшие годы. На совместном заседании коллегий министерств культуры двух государств принято решение провести в 2009 году Год культуры Беларуси в России, а в 2010 – Год культуры России в Беларуси».

 

 

Заключение

Русская культура издавна играла важную роль. У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000. 

  1. Белова Т. Культура и власть. - М, 1991. 

  1. Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза.- М.,1991. 

  1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990. 

 


Информация о работе Проблема постсоветской культуры