Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:45, контрольная работа
Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых существование человека и общества не возможно. Одна из таких функций – ценностная или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности.
Сущность и особенности аксиологического подхода в изучении культуры. ……………………………………………………………3
Понятие «ценность» и культурная норма. ………………………..5
Проблема классификации ценностей в культурологии. …..8
Литература. ………………………………………………………………………10
Тестовые задания. ……………………………………………………………11
4. Ценность ассоциируется с типом "достойного" поведения, с конкретным жизненным стилем. Представляется возможным оспорить и четвертое толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками и, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.
Многообразие
трактовок центрального, для аксиологии
понятия "ценность", обусловлено
различиями в решении проблемы соотношения
онтологического-
Тем
не менее, базовой для аксиологии
является проблема обоснования возможности
существования ценностей в
Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия "добро" или "зло", "прекрасное" или "безобразное", "праведное" или "неправедное" могут быть названы ценностями. В свою очередь, вязанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные.
Именно в этом значении теориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными.
Духовная
культура включает в себя, с одной
стороны, совокупность результатов
духовной деятельности, а с другой
– саму духовную деятельность. В
любой культуре могут действовать
нормы, которые выделялись из обычаев
и приобрели самостоятельное
существование, или специально разработаны
для случаев
Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы – долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.
3. Проблема классификации ценностей в культурологии.
Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Какой бы божественно-вселенский или космический характер по своему происхождению и сущности ценности не имели, судить о них мы можем лишь по их реальному проявлению в нашей жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и природе.
Каковы основные проблемы ценностей и прблемы, которыми занимается культурология и почему они возникли?
И так основными проблемами культурологи являются: проблема происхождения культур, проблема взаимоотношения культур, проблема развития культур, проблема самоидентификации личности.
Ценности
ориентируют человеческую деятельность
в определенном направлении, однако
не всегда с результатами познания.
Человек в своем поведении
может отвергать конечность своего
существования. Человек сам определяет,
что для него свято, какие святыни
ему дороги. Однако многие духовные
абсолюты у людей тождественны, одинаковы.
Личность далеко не всегда стремится
жить по науке. Напротив, многие с опаской
относятся к ее чисто умозрительным
рекомендациям, хотят погрузиться
в теплый мир мечты, презрев общезначимые
реальности. Люди часто ведут себя
так, словно они бессмертны. Человек
черпает жизненную энергию в
том, что по существу противостоит холодному
научному постулату. Ценности обусловлены
культурным контекстом и содержат в
себе некую нормативность.
Литература:
Тестовые задания.1.
a)культура как универсальная системная целостность,
b)культура определенной исторической эпохи,
c)культура отдельной личности.
Ответ: a
a)философия культуры,
b)история культуры,
c)культура Возрождения,
d)социология культуры,
e)культурная антропология,
f)сравнительный анализ культур,
g)теория культуры.
Ответ: b,d,f,g
a)в Древней Греции,
b)в Древнем Риме,
c)эпоху эллинизма.
Ответ: b
a)космоцентризм,
b)теоцентризм,
c)антропоцентризм,
d)технократизм,
e)гуманизм.
Ответ:с
a)диалектический,
b)натуралистический,
c)рационалистический,
d)стихийный.
Ответ:с
a)Шопенгауэр,
b)Энгельс,
c)Ницше,
d)Гегель,
e)Данилевский,
f)Гуржиев.
Ответ:a,b,c,
a)темное,
b)индивидуалистическое,
c)трагедийное,
d)гармоническое,
e)единство человека и природы,
f)неумеренность.
Ответ:a,b,c
a)Фрейд,
b)Ясперса,
c)Хейзинги,
d)Маркса
e)Делеза.
Ответ:e,d
a)регулятивной,
b)информационной,
c)эстетической,
d)аксиологической.
Ответ: d
a)религиозные заповеди,
b)нравственные нормы,
c)Уголовный кодекс,
d)этикет,
e)табу.
Ответ: d,b,a,e,c
a)рефлексивным,
b)нерефлексивным,
c)общепринятым.
Ответ:a
a)язык жестов,
b)русский,
c)английский,
d)С++,
e)эсперанто.
Ответ: d
a)Ясперс К.,
b)Бердяев Н.А.,
c)Леви-Строс К.,
d)Шпенглер О.,
e)Данилевский Н.,
f)Вебер М.
Ответ:c,d,e
a)с прогрессом техники,
b)с прогрессом науки,
c)с духовно-нравственным развитием,
d)с общественным прогрессом.
Ответ:d
a)религиозная,
b)русская,
c)мировая,
d)субрегиональная,
e)национальная,