Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 01:10, реферат

Краткое описание

Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании (архитектор, художник, писатель, модельер, строитель), освоении (практически все население, в разной степени овладевающее основами К.), сохранении (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея) и распространении (учитель, соц. педагог, журналист) значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы развития социально.docx

— 21.46 Кб (Скачать файл)

Проблемы и перспективы  развития социально-культурной деятельности в России

Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании (архитектор, художник, писатель, модельер, строитель), освоении (практически все население, в разной степени овладевающее основами К.), сохранении (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея) и распространении (учитель, соц. педагог, журналист) значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир.

Субъектами организации СКД выступают: государство, общество, соц. институты, общественные объединения, отдельные лица.

Объект СКД – человек, личность, индивидуальность или социальная общность.

Предмет организации СКД: процесс формирования культурной среды, реализация механизма хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; использование современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; вовлечение личности или социальной общности в мир культуры, в социально- культурное творчество. Предметом СКД выступает не идеал, а объективные реальности современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.

Цель СКД: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов взаимодействия людей в процессе создания, сохранения, распространения ценностей культуры, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации различных сфер духовной жизни.

Содержание социально  – культурной деятельности – это комплекс социально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:

  • расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;
  • формируются интеллектуальные и практические навыки в сфере социального, научно – технического и художественного творчества, развиваются творческий потенциал личности;
  • создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;
  • усваиваются способы культурно – досугового творчества и негламентированного общения;
  • удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно – эстетические интересы и потребности людей.

Социально – культурная деятельность создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека.

Для современной СКД характерны такие проблемы как:

  • недоразвитость в сфере досуга общественных структур;
  • кризис социально-нравственных идеалов, культуры;
  • отставание СКС из-за многолетней изоляции страны;
  • С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему «досуговую квалификацию» 

 

Деятельность КДУ в  настоящее время организуется на основе документа – «Основы законодательства РФ о культуре» (1992 г). В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

 

РФ располагает большим  количеством институтов, создающих  условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

 

Актуальные проблемы российской социально-культурной сферы

1. Проблемное поле социологии СКС Проблемное поле социологии СКС определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; ; слабым использованием потенциала искусства; ; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми; . Мы видим, что все составляющие профессиональной деятельности специалиста социально-культурной направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями социологических проблем

2. Разрушение нормативно-ценностной базы и утрата чувства духовной самобытности российской культуры. Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры: возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

3. Разрушение уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества.Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

4. Снижение моральных критериев во взаимоотношениях между людьми. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

5. Деятельность специалиста СКС. Профессиональная деятельность специалиста социально-культурной направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями социологических проблем.Именно "проблемное поле": на одном уровне - определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной культурологии как научной дисциплины, на другом - задает сферу компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное пространство" как естественную среду становления и развития человека.

 

Перспективы развития:

Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования  социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.

В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими  признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования.

Наряду с социальным статусом культурного  организатора наиболее успешна и  эффективна такая структура управления деятельностью культурно-досуговых учреждений, которая учитывает социальные условия работающих в них людей, их стремления, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. Девиз, призывающий к человеческому использованию человеческих существ, применим и к социально-культурной сфере, к сегодняшнему практическому опыту десятков, сотен тысяч организаторов социально-культурной деятельности.


Информация о работе Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России