Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 01:10, реферат
Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании (архитектор, художник, писатель, модельер, строитель), освоении (практически все население, в разной степени овладевающее основами К.), сохранении (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея) и распространении (учитель, соц. педагог, журналист) значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир.
Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России
Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании (архитектор, художник, писатель, модельер, строитель), освоении (практически все население, в разной степени овладевающее основами К.), сохранении (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея) и распространении (учитель, соц. педагог, журналист) значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир.
Субъектами организации СКД выступают: государство, общество, соц. институты, общественные объединения, отдельные лица.
Объект СКД – человек, личность, индивидуальность или социальная общность.
Предмет организации СКД: процесс формирования культурной среды, реализация механизма хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; использование современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; вовлечение личности или социальной общности в мир культуры, в социально- культурное творчество. Предметом СКД выступает не идеал, а объективные реальности современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.
Цель СКД: создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов взаимодействия людей в процессе создания, сохранения, распространения ценностей культуры, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации различных сфер духовной жизни.
Содержание социально – культурной деятельности – это комплекс социально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:
Социально – культурная деятельность создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека.
Для современной СКД характерны такие проблемы как:
Деятельность КДУ в настоящее время организуется на основе документа – «Основы законодательства РФ о культуре» (1992 г). В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).
РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Актуальные проблемы российской социально-культурной сферы
1. Проблемное поле социологии СКС Проблемное поле социологии СКС определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности российской культуры; снижением уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; ; слабым использованием потенциала искусства; ; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми; . Мы видим, что все составляющие профессиональной деятельности специалиста социально-культурной направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями социологических проблем
2. Разрушение нормативно-ценностной базы и утрата чувства духовной самобытности российской культуры. Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры: возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
3. Разрушение уровня художественной, исторической, экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества.Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
4. Снижение моральных критериев во взаимоотношениях между людьми. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
5. Деятельность специалиста СКС. Профессиональная деятельность специалиста социально-культурной направленности (личность, общность, регион, общество) являются носителями социологических проблем.Именно "проблемное поле": на одном уровне - определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной культурологии как научной дисциплины, на другом - задает сферу компетенции, функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки человека, его предрасположенность к различным областям художественного творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ формированию исторической, художественной, духовно-нравственной, политической, экологической культуры личности; создавать на социально-психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное пространство" как естественную среду становления и развития человека.
Перспективы развития:
Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.
В качественно новом социальном
статусе специалиста
Наряду с социальным статусом культурного
организатора наиболее успешна и
эффективна такая структура управления
деятельностью культурно-
Информация о работе Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности в России