Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 00:51, реферат
Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Да, действительно – носителем проблем в любой области общественной жизни является человек: иногда – как личность, единица определенного общества, субъект определенной культуры – будь то США, Россия или Древняя Греция, иногда — как представитель той или иной социальной, демографической и т.п. группы, иногда же человек становится носителем социальных и личных проблем, возникающих во вполне обыденных ситуациях, обусловленных какими-то жизненными обстоятельствами и условиями.
Введение........................................................................................................3
Культура в России...................................................................................4
Проблемы культуры в России................................................................8
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы..........................
Содержание……………………………………………………
Введение......................
Заключение……………………………………………………
Список литературы....................
Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества, любой личности. То, что представляет из себя культура в данной стране, можно понять, проанализировав установки сознания, духовные потребности, ценности ее граждан, ведь все вышеперечисленное влияет на характер поведения, общение людей, ценности, образцы, нормы поведения. Люди стремятся к образу жизни, , предполагающему высокий уровень сознания и культуры.
Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Да, действительно – носителем проблем в любой области общественной жизни является человек: иногда – как личность, единица определенного общества, субъект определенной культуры – будь то США, Россия или Древняя Греция, иногда — как представитель той или иной социальной, демографической и т.п. группы, иногда же человек становится носителем социальных и личных проблем, возникающих во вполне обыденных ситуациях, обусловленных какими-то жизненными обстоятельствами и условиями. Таким образом, подход к решению проблем культуры в России следует искать не вовне, и внутри самого российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века.
Когда изучают социокультурную ситуацию страны, прогнозируют процессы, которые, возможно, будут происходить в обществе, вводят понятие "социокультурного субъекта". Социокультурный субъект – это любой член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом (а, следовательно, и в области культуры) и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. И если учитывать многообразие точек зрения, личных воззрений и отношений к проблемам общества у каждого из его членов, становится ясно видно - для социокультурной жизни российского общества в целом характерна многосложность и противоречивость.
В зависимости от культурного материала, с которым человек, как член общества, имеет дело в рамках культурной среды и сферы активности человека, можно выделить поля жизнедеятельности, которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или главными направлениями исследований проблем культуры:
1.
Культурно-историческое
2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;
3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);
4. Духовно-нравственная среда
5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6.
Экологическая среда обитания (состояние
природного окружения, а также
ценностное и деятельностное
самоопределение человека в
Сегодня, с одной стороны, наблюдаются перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати, совести. С этим связано раскрепощение общественного сознания, существенная активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения. Также стоит отметить и расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.
Все более широкое использование получает конкретная, порегионная, адресная поддержка различных молодежных (и не только) инициатив. Эта поддержка осуществляется в виде целевых программ федерального и локального характера. После падения "железного занавеса" стал богаче культурный обмен, исчезает чувство культурной изоляции, в общественные галереи, музеи, на выставки возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению.
Много говорится о том, что получило свежее дыхание система высшего образования – быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, и даже в школьных учреждениях вводятся уроки культурологии, права, экономики, риторики и т.д.
Малые этнические группы, о существовании которых почти забыли в течение последних десятилетий, активизируются, живо проявляют свое участие в социокультурной жизни страны. Это способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Эта тенденция особенно заметно проявляется у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока. Также восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.
Современные процессы обновления, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры. Это и средства труда, и предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации, пусть и не такое бурное, как в Западной Европе и США, ввело в содержание культуры общества огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга, индустрия развлечений.
Итак, сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время ее объекты — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, собранные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; но наряду с настоящим нельзя забывать и о культурном наследии прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.
Точками, где собраны ресурсы развития культурной жизни, залог того, что она не исчезнет для будущих поколений являются традиционные социальные общественные институты, предназначенные для преобразования, хранения, передачи культурного потенциала, его освоения и использования членами общества. И это не только министерства, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, но и средние и высшие учебные заведения, творческие союзы, средства массовой информации.
При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.
Увеличивается разрыв между
потенциалом влияния культуры
на общество и реально
Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая не освоенность имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.
В социальной сфере все
более заметной становится
Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы.
Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.
Но наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.
— Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
— Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
— Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия. Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни.
Если в начале 1980-х годов
в системе ценностных
Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. отсутствием норм поведения, лишением функциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.
Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на передний план жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — серые духовно личности. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает “естественникам” (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от “естественников” по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда — созидательному и познавательному. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.
— Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.