Происхождение древнегреческого театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:28, реферат

Краткое описание

В своем реферате я поставила цель рассказать о происхождении древнегреческого театра, его архитектуре и драматургии. Эта тема, по искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много нового и познавательного для себя!

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Происхождение Древнегреческого театра………………………………4
Архитектура Древнегреческого театра…………………………………..7
Организация театральных представлений………………………………..9
Заключение …………………………………………………………….11
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 28.75 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Экономический факультет

Кафедра истории, политологии и культурологии. 
 
 
 

      Происхождение древнегреческого театра. 
 

Студентка: гр.4106 Иванова А.Д.

Преподаватель: Хорошев А.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Новосибирск – 2012

 

Содержание 

    Введение………………………………………………………………….3

  1. Происхождение Древнегреческого театра………………………………4
  2. Архитектура Древнегреческого театра…………………………………..7
  3. Организация театральных представлений………………………………..9

    Заключение …………………………………………………………….11

    Список  литературы…………………………………………………….12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

       Древнегреческий театр один из древнейших театров  на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии — эпос, лирика и драма — возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы. 
До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой драматургии. 

       В своем реферате я поставила цель рассказать о происхождении древнегреческого театра, его архитектуре и драматургии. Эта тема, по искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много нового и познавательного для себя!  
 
 
 
 
 
 

Происхождение древнегреческого театра.

       Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале  Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней  Греции познакомилось с возделыванием  виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и  театра. 
Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая — комедии. "Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия от запевал фаллических песен". Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника. 
       Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - козел и одепеснь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

       Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово  комос обозначало шествие подпившей  толпы ряженных, осыпавших друг друга  шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает песнь комоса.  
Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности — Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом, греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии — ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией. 
Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга. По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя —актера. 

       Феспид  был первым афинским трагическим  поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике  Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших  дней не дошли. 
В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры. 
Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии. 
Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков — Эсхил, Софокол, Еврепида — и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.
 

 

Архитектура древнегреческого театра.

       Первоначально место для представлений устраивалось крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой  утрамбованной площадке—орхестре (от глагола орхеомай -"танцую"), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере  того, как  возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной  жизни Греции, и по мере усложнения  драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и  зрительских  мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители  размещались по склону.

Все древнегреческие  театры были открытыми  и  вмещали  огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до  17 тысяч человек, театр в Эпидавре — до 10 тысяч.

В V в. до н.э. в Греции сложился  устойчивый  тип  театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр  имел  три главные части: орхестру, театрон  (места  для  зрителей, от  глагола теаомай —"смотрю") и скену (скенэ-"палатка", позже деревянное  или каменное строение).

       Размер  театра определялся  диаметром  орхестры  (от  11  до  30 м). Скена располагалась по касательной к  окружности  орхестры. Передняя стена скены— проскений, имевший обычно вид  колоннады, изображала фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями.

       Параскении  служили местом для хранения декораций  и другого театрального имущества.

       Между скеной и местами для зрителей, занимавшими  несколько  более  половины круга, находились  проходы—пароды, через  которые  в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры.

       Простота  сценического оборудования была обусловлена  не  слабым уровнем развития античной техники. В театре классической поры внимание зрителей сосредотачивалось на развитии  действия, на  судьбе героев, а не на внешних эффектах.

       Планировка  греческого  театра  обеспечивала  хорошую  слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука  среди  зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах  какие—то части проскения временно закрывались от зрителей. 
 
 
 
 

 

Организация театральных представлений.

       Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе); Ленеях (в январе - феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле).

       Драматические представления проходили как  состязания драматургов. В них участвовали  три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить  по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством сюжета, составляли трилогию, после нее и ставили сатириковую драму. Трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатировскую драму. Под вечер исполняли комедию одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

       Драматурги  получали хор от архонта, но все издержки, связанные с обучением хора, брали  на себя богатые сограждане (хорег). Хорег должен был организовать хор  на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов:  три —для тетралогий и три — комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. Вначале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей.

       Исполнение обязанности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почитаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

       Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три  награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал, который хранился в государственном архиве Афин. 

 

Заключение.

       В данном реферате я рассмотрела темы указанные в плане, узнала очень много нового и еще больше восхищаюсь древнегреческими мастерами, которые воздвигали такие огромные театры в те далекие времена, без использования машин научно технического прогресса, которых у них и не могло быть. Знали и использовали на практике математику в совершенстве, рассчитав так построение здания, что зрители, сидевшие на задних рядах могли слушать и видеть, что происходит на сцене, было бы хорошо, если бы наши архитекторы могли бы хоть чуть—чуть использовать знания древнегреческих строителей, и добиться их грациозности и эстетики.

       Я убедилась, что древнегреческая  драматургия оказала огромное влияние  на развитие мирового театра. Особенно в древнегреческой драматургии  привлекает постановка больших общественно— политических и философских вопросов, насыщенность произведений античного театра идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.   

 

       Список  литературы.

1 Головня В.В. Древнегреческий театр., в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, 1999

2 Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для совримености. 2002

3 Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. 2005

4 Опочинская А.И. Греческий театр и римский амфитеатр2000

Информация о работе Происхождение древнегреческого театра