Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:21, контрольная работа
Что такое культура? Почему этот феномен породил такое множество разноречивых определений? Отчего культурность как некое свойство оказывается неотъемлемой чертой различных сторон нашего социального бытия? Можно ли выявить специфику данного антропологического и общественного явления? Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.
ЗАДАНИЕ 1. Происхождение и смысл понятия «культура».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………….3
1. Происхождение понятия «культура»…..………………......................3
2. Проблема определения культуры ……………………………………….4
3. Историческое развитие понятия «культуры»………………..7
3.1 Домарксистские и немарксистские теории культуры ………..7
3.2 Маркистско - ленинская теория культуры………………........11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............12
Список использованных источников…………………………………….12
ЗАДАНИЕ 2. Основные идеи и принципы христианской культуры Средневековья.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………...13
1. Основные черты средневековой духовной культуры……………..…..13
2. Процесс христианизации в средневековье……………………………..14
2.1. Процесс христианизации в Европе………………………………..15
2.2. Процесс христианизации на Руси…………………………………16
3. Особенности средневекового миропонимания………………………...18
3.1. Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры..19
3.2. Христианское сознание как основа средневекового менталитета..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....24
Список использованных источников…………………………………………....25
ЗАДАНИЕ 3
Ответы на тест №2………………………………………………………………..26
3.1 Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры
Христианство оказало большое
влияние на развитие европейской
и мировой культуры. Оно имеет
социальные и духовные, религиозные истоки.
Социальные истоки христианства связаны
с потребностью мировоззренческого освоения
и обеспечения нарождающейся новой реальности
– феодальных отношений, требующих во
многом нового понимания и реализации
личной свободы. Если в языческой античности
свобода и гражданство взаимно обусловливали
друг друга, то феодализм предполагал
свободу человека как отказ от гражданства,
поглощающего личность, а также от рабства,
сковывающего развитие производства. Христианство
в значительной мере было подготовлено
греко-римской духовной культурой, в которой
появляются имеющие принципиальное значение
для христианства идеи Бога как бесконечного
духа, связи человеческой души с Божеством,
внутренней его противоположность миру
духа, потребность в искуплении, наконец,
идея Логоса как посредника между Богом
и людьми. В становлении христианства большую
роль сыграли религиозные тенденции позднего
эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение)
различных верований, в частности восточных
мифов о страдающем, умирающем и воскресающем
Боге; сближение всех религий, усиление
дела человека; личностное понимание абсолюта. Как
мировая религия христианство представляет
собой соединение веры, культа, этики и
социальной организации. Основные идеи
христианства – греховность человеческого
рода, спасение, необходимое каждому человеку;
искупление грехов перед Богом, сострадание. В
христианстве религией становится всеобщая
любовь к человечеству, к людям как братьям
в их сановности Божьей, равенство людей
перед Богом. Христианство явилось удачным
ответом на потребности масс в положительном
идеале. Оно становилось перед людьми
новую цель, соединяя надежду на личное
бессмертие с надеждой на всеобщее спасение
и обновление в ожидаемом царстве Божием,
обосновывало идею братства людей, равных
в грехе и искуплении, санкционировало
разрыв верующих с враждебным им земным
миром. Христианство во многом отличается,
часто до противоположности, от античного
язычества. Для христиан характерны: ориентация
на внутренний мир человека (для античного
язычества – на внешний); вера в чудо, авторитет
(разум); греховность земной жизни (радость
земного бытия); смирение человека (активность);
аскетизм (полнота жизни); установка на
улучшение человека (помощь). Последнее
является важной особенностью христианства
как выраженной нравственной религии,
имеющей установку на духовное совершенство
человека с целью пробудить стремление
к единению с Богом и тем самым обрести
лучшую жизнь. Вместе с тем христианский
Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный),
он таинственно объемлет людей, будучи
абсолютно независимым, от них. Бог-творец
является и высшей этической ценностью
как воплощение любви ко всем людям, почитающим
его. Среди ценностных ориентаций христианства
ведущее место занимает учение о том, как
должен жить человек, в чем смысл его бытия.
Впервые моральные заповеди были сформулированы
не только как запреты, но и как рекомендации,
направленные на улучшение человека: целью
его жизни становится спасение через духовное
совершенствование.
Главной, центральной
идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой формировались
все ценности культуры, вся структура
представлений о мироздании, была христианская
идея Бога. Средневековому мировосприятию
и мироощущению, основу которого составляло
христианское сознание, присущи следующие
черты: "Двумирность" - восприятие и объяснение
мира исходит из идеи двумирности - разделения
мира на реальный и потусторонний, противопоставления
в нем Бога и природы, Неба и Земли, "верха"
и "низа", духа и плоти, добра и зла,
вечного и временного, священного и греховного.
В оценке любого явления средневековый
человек исходил из принципиальной невозможности
примирения противоположностей, не видел
"промежуточных ступеней между абсолютным
добром и абсолютным злом" (А.Я. Гуревич). Иерархизм - согласно богоустановленному
порядку мир виделся выстроенным по определенной
схеме - в форме двух симметричных, сложенных
основаниями пирамид. Вершина верхней
- Бог, ниже апостолы, далее соответственно
архангелы, ангелы, люди (среди которых
"верхний" - папа, затем кардиналы,
ниже епископы, аббаты, священники, карлики
более низких ступеней и, наконец, простые
верующие. Верхняя иерархическая вертикаль
включала животных (сразу же за мирянами,
затем растения, у основания верхнего
ряда находилась земля). Далее шло как
бы негативное отражение небесной и земной
иерархии по мере нарастания зла и приближения
к Сатане.
Иерархическая организация церкви оказала
влияние на формирование социальной структуры
средневекового общества. Подобно девяти
чинам ангельским, образующим три иерархические
триады (сверху вниз) - серафимы, херувимы,
престолы; господства, власти; ангелы -
и на земле существуют три сословия - духовенство,
рыцарство, народ, причем каждое из них
имеет собственную иерархическую вертикаль
(вплоть до "жена - вассал мужа", но
одновременно - "сеньор домашних животных"
и т.д.). Таким образом, социальная структура
общества воспринималась средневековым
человеком как соответствующая иерархической
логике построения мира небесного. Символизм. Огромную роль в картине
мира средневекового человека играл символ.
Иносказание было привычной формой существования
смысла для средневекового человека. Все
так или иначе было знаком, все предметы
- лишь знаки сущностей. Сущность не требует
предметного выражения и может явиться
созерцающему ее непосредственно. Сама
Библия была наполнена тайными символами,
скрывающими истинный смысл. Средневековый
человек рассматривал окружающий его
мир как систему символов, правильно истолковав
которые, можно постичь божественный смысл.
Церковь учила, что высшее знание открывается
не в понятиях, а в образах и символах.
Мышление символами позволяло найти истину.
Главным методом познания становилось
постижение смысла символов. Символично
было само слово. (Слово было универсальным,
с его помощью можно было объяснить весь
мир.) Символ был универсальной категорией.
Мыслить и означало - обнаруживать тайный
смысл. В любом событии, предмете, явлении
природы средневековый человек мог увидеть
знамение - символ, ибо весь мир символичен
- природа, животные, растения, минералы
и т.д. Глубоко символичный менталитет
средневекового человека определил и
многие особенности художественной культуры
средневековья, и прежде всего - ее символичность.
Символичен весь образный строй средневекового
искусства - литературы, архитектуры, скульптуры,
живописи, театра. Глубоко символична
церковная музыка, сама литургия. Универсализм. Мировосприятие средневекового
человека отличалось универсализмом.
В основе средневекового универсализма
- идея Бога как носителя универсального,
всеобщего начала. Духовный универсализм
христианства сформировал духовную общность
людей - единоверцев. Христианство утверждало
универсальность человека, трактуя его,
как уже отмечалось, вне зависимости от
этнической принадлежности и социального
статуса как земное воплощение Бога, призванное
стремиться к духовному совершенству
(хотя идея эта находилась в глубоком противоречии
с сословной структурой общества). Идея
религиозного единства мира, преобладание
универсального над индивидуальным, преходящим
играла огромную роль в картине мира средневекового
человека. Вплоть до позднего средневековья
доминирующим было стремление к общему,
типичному, принципиальный отказ от индивидуального,
главным для средневекового человека
была его типичность, его универсальность.
Как показал А.Я. Гуревич, средневековый
человек отождествлял себя с какой-либо
моделью или образом, взятым из древних
текстов - библейских, отцов церкви и т.д.
Описывая свою жизнь, он искал собственный
прототип в христианской литературе. Отсюда
традиционализм как характерная черта
средневековой ментальности. Новаторство
- гордыня, отход от архетипа - есть отдаление
от истины. Поэтому средневековое искусство
предпочитает типизацию индивидуализации.
Отсюда же - анонимность большинства произведений
искусства, каноничность творчества, т.е.
ограничение его рамками разработанных
схем, норм, идей. Принципиальная новизна
осуждалась, поощрялось следование авторитету. Целостность.
Мировосприятие средневекового человека
отличалось целостностью. Все области
знания - наука, философия, эстетическая
мысль и т.д. - представляли собой нерасчленимое
единство, т.к. все вопросы решались ими
с позиций центральной идеи картины мира
средневекового человека - идеи Бога. Философия
и эстетика ставили целью постижение Бога,
история рассматривалась как осуществление
планов Творца. Сам человек осознавал
себя только в христианских образах. Целостный
охват всего сущего, характерный для средневековой
ментальности, выразился в том, что уже
в период раннего средневековья культура
тяготела к энциклопедизму, универсальности
знания, что нашло отражение в создании
обширнейших энциклопедий. Энциклопедии
или энциклопедические своды (суммы) не
просто давали читателю сумму знаний,
а должны были доказывать единство мира
как Божьего создания. В них содержались
всеохватывающие сведения по различным
отраслям знаний. К энциклопедичности
тяготела и средневековая литература
- здесь и многочисленные житийные своды,
сборники сентенций и знаменитый "Роман
о Лисе" - своеобразная энциклопедия
басен о животных, и другие памятники.
Крупнейший богослов средневековья Фома
Аквинский (XIII в.) в двух колоссальных трудах
"Сумма истины католической веры против
язычников" и особенно в "Сумме теологии"
создает поражающую своей грандиозностью
и широтою охвата всего сущего картину
мира от бездны ада до божественного мира.
Стремление к универсальности знания
закреплено в названии центров развития
средневековой научной мысли и образования
- университетах.
Целостность мировосприятия не означала,
что средневековый человек не видел противоречий
окружающего его мира, просто снятие этих
противоречий мыслилось в духе христианской
идеологии, прежде всего выраженной в
эсхатологии (учении о конце Света). Страшный
суд утвердит царство вечной жизни для
праведников и освободит человека от необходимости
жить в несправедливом мире, где нет должного
воздаяния за добро и зло, где нередко
торжествуют зло, вражда, корысть, злоба. Дидактизм мышления. Средневековый
человек был расположен видеть нравственный
смысл во всем - природе, истории, литературе,
искусстве, быту. Нравственная оценка
ожидалась как необходимое завершение,
как справедливое воздаяние за добро и
зло, как нравственный урок, назидательная
мораль. Отсюда такая открытость средневекового
искусства и литературы моральным выводам.
Историзм миросозерцания. История
как наука в эпоху средневековья не существовала,
она была существенной частью миросозерцания,
что было обусловлено ее христианским
пониманием. Бытие человека разворачивается
во времени, начиная с акта творения, затем
грехопадения человека и кончая вторым
пришествием Христа и Страшным судом,
когда и осуществится цель истории. Христианскому
пониманию истории присуща идея духовного
прогресса, направленного движения истории
человечества от грехопадения к спасению,
утверждению царства Божьего на земле.
Идея духовного прогресса стимулировала
направленность на новизну в период зрелого
средневековья, когда рост городов и развитие
товарно-денежных отношений обусловили
новый этап в развитии средневековой культуры.
Заключение
И даже в наше время, если тщательно проанализировать жизнь крестьян, в их быте можно встретить некоторые следы средневековья.
Знаменитые готические соборы и сегодня поражают воображение человека, среди них особенно прославились собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Шартре, Амьене, Сен-Дени. Н.В. Гоголь (1809–1852) писал: «Готическая архитектура есть явление такое, какого еще никогда не производили вкус и воображение человека. … Вступая в священный мрак этого храма весьма естественно ощутить невольный ужас присутствия святыни, который не смеет и коснуться дерзновенный ум человека».
Таким образом, средневековье на основе христианской традиции создало массового человека, который был заинтересован в решении проблем равенства, свободы, был озабочен системой правовых и иных гарантий индивидуального бытия.
Художник был посредником
Это неотъемлемый принцип европейской модели мира, противоположный восточному – принципу стабильности, гармонии, естественности.
Древнерусский традиционализм усилился православным традиционализмом. Община, общество значили больше, чем судьба отдельного человека.
Процесс становления древнерусской культуры не был просто процессом простого поступательного движения. Он включал в себя взлеты и падения, периоды длительного застоя, упадка и культурных прорывов. Но в целом эта эпоха представляет собой культурный пласт, определивший последующее развитие всей русской культуры.
Церковь оставляет вехи в материальной культуре народа монастырским производством, храмовым строительством. Изготовлением культового убранства и облачения, печатание книг, наследием иконописи, фресок.
С самого начала своего существования Церкви приходилось определять свою позицию по отношению к обществу. Сначала она представляла меньшинство, часто гонимое и преследуемое. Небольшие, но быстро растущие христианские общины стремились выработать особый стиль жизни, основанный на любви к Богу и своему ближнему. Не вызывает сомнения, что христианство оказало огромное влияние на общество. Благодаря Церкви в средневековой Европе появились первые больницы и университеты. Церковь построила великие соборы, оказывала покровительство художникам и музыкантам. Очевидно, что религия и культура не тождественны. Религия складывается раньше и соответствующим образом переформировывает общественное сознание. Начинают формироваться новые культово-культурные архетипы, которые образуют фундамент новой культуры. Свой адекватный облик (точнее Лик) христианская культура обрела только в зрелой Византии и Древней Руси и в средневековой Западной Европе (латинско-каталическая ветвь). Именно тогда все главные сферы человеческой жизни и духовно-материального творчества, все основные социальные институты оказались полностью охваченными христианским духом; религия, церковный культ, христианское миропонимание стали главными культуросозидающими факторами
Литература
1. Виктор Бычков 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 1 Раннее Христианство. Византия. М. – СПб.: Университетская книга, 1999. 575 с.
2. Виктор Бычков 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 2 Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. – СПб.: Университетская книга, 1999. 527 с.
3. Религия в истории и культуре:
Учебник для вузов/ М.Г.
4. Джон Янг Христианство/ пер. с англ. К. Савельева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -384 с.
Ответы на тест №2