Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:44, доклад
Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З. А. Волконской и академиком Степаном Шевырёвым (1831), профессором К. К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н. В. Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.
Еще одна коллекция — семьдесят пять икон — произведения древнерусской живописи XVI–ХХ веков подарена Михаилом Ивановичем Чувановым, известным библиофилом, старостой Преображенской старообрядческой общины. Это был его прижизненный дар (зал 14).
Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера (зал 5). Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в Музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р.Фалька, В.Шухаева, Н.Гончаровой, Д.Краснопевцева и других художников.
В залах выставлены коллекции, представляющие собой творческое наследие выдающихся художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой (залы 3,4), Д.П. Штеренберга (зал 9), В.Г. Вейсберга (зал 8), А.Г. Тышлера (зал 7), Т.А. Мавриной (зал 15), Д.М. Краснопевцева (зал 6), Г.С. и О.Г. Верейских.
Дизайнерское решение экспозиции залов в каждом отдельном случае диктуется своеобразием коллекции и уникальностью личности собирателя. Это позволяет раскрыть творчество художников монографически: А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и др., или представить мемориальный тип экспозиции (зал Л.О. Пастернака, 12). В некоторых залах перед зрителем предстает воссозданный дизайнером-оформителем мир художника — прообраз мастерской, где собраны те вещи, среди которых он жил и которые запечатлены в его картинах (зал Д.М. Краснопевцева), или художественное окружение, среди которого непосредственно проходила жизнь дарителя (залы С.Т. Рихтера, Т.А. Мавриной, №5, 15).За первые пять лет существования Отдела личных коллекций, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики и фарфора начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей — Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений — Вера Михайловна Исаева, Ксения Михайловна Муратова, Максим Владимирович Кончаловский, Наталья Юльевна Биргер, Бенуа Сапиро.
Все коллекции Отдела размещены на двух этажах. Анфиладное расположение залов связывает все собрания, подчиняя их строгой экспозиционной последовательности. Переходя из зала в зал, зритель знакомится со спецификой каждой коллекции и особенностями художественного пространства, созданного собирателями. Знакомство с личностями коллекционеров дополняется фотографиями и документами. В отдельных случаях воспроизводятся фрагменты экспозиции владельца. Графические разделы, по правилам музейного экспонирования, сменяются три-четыре раза в год.