Развитие культуры и укрепление здоровья нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель: проанализировать проблемы политики в области культуры, СМИ, в формировании здорового образа жизни, обосновать значение оздоровительной физической культуры. Узнать, что относится к культуре, к СМИ.

Задачи: определить и выявить значение культуры в обществе, значение укрепления здоровья нации.

Содержание

Политика в области культуры______________________________2
Основные принципы культурной политики в Республике Беларусь_3
Приоритеты в области развития культуры_____________________4
Средства массовой информации и развитие информационной культуры_________________________________________________6
2.1 Средства массовой информации (СМИ)________________________6
2.2 Политика в области здравоохранения__________________________7
3. Физическая культура и спорт. Формирование здорового образа жизни______________________________________________________10
3.1 Туризм__________________________________________________14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по обществоведению.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в области  здравоохранения основывается на Конституции Республики Беларусь. Положения Конституции  получили более глубокое рассмотрение в  Законе о здравоохранении (1993)  и иных актах законодательства Республики Беларусь. В этих правовых документах установлено, что граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должностного и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств имеют право на охрану здоровья.

Законодательство республики Беларусь  определяет государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения Республики Беларусь.

Основными направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения являются:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
  • профилактическая работа, направленная на  сохранение здоровья населения;
  • приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
  • контроль со стороны Министерства здравоохранения Республики Беларусь над деятельностью в области здравоохранения;
  • содействие развитию медицинской науки

Финансирование государственного здравоохранения осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов из расчета потребности расходов на оказание медицинской помощи на одного жителя.

 Организации здравоохранения  обеспечивают население необходимой  медицинской помощью, направляют  больных по медицинским показаниям  на обследование и лечение  в другие организации здравоохранения.

Медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную помощь (в том числе скорую медицинскую помощь) и специализированную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основным и доступным для каждого человека видом медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Скорая медицинская помощь - вид медицинской помощи, оказываемой пациентам по жизненным показаниям.

В Республике Беларусь материнство охраняется и поощряется государством. Женщинам создаются условия, позволяющие сочетать труд с материнством, обеспечиваются правовая защита. Беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также лечебно-профилактическая помощь и медицинское наблюдение за новорожденным.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечивает их продуктами питания через специализированные пункты питания и магазины по медицинскому заключению в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Государственные организации здравоохранения осуществляют наблюдение детей и подростков в возрасте до восемнадцати лет.

Дети в возрасте до трех лет и дети-инвалиды в возрасте до восемнадцати лет обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно.

Государственные органы и иные организации здравоохранения организуют и осуществляют специальные меры профилактики заболеваний и лечение лиц, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения.

Государство обеспечивает систему мер по предупреждению и лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании.

          Планируется разработать и внедрить систему стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов.

 Физическая культура и спорт. Формирование здорового образа жизни. Политика в области здравоохранения неразрывно связана с политикой в области физической культуры, спорта, туризма. Ибо  занятия спортом, активный и здоровый образ жизни играют очень важную роль в профилактике большинства заболеваний, в сохранении здоровья на долгие годы. В республике действует  Государственная Программа   развития физической культуры и спорта.  Ее цель - дальнейшее развитие  физической культуры и спорта как составляющей  социальной политики нашего государства, направленной на укрепление здоровья нации.

Основными задачами Программы являются дальнейшее  развития физической культуры и спорта, повышение эффективности функционирования системы физического воспитания населения, усиление массовости физкультурно-оздоровительного движения в стране, обеспечение эффективной подготовки спортсменов и т.д.

 В последние годы  в стране достигнуты большие  успехи в данной области. Популярность  занятий спортом возрастает, в  стране возведены многие современные  спортивные объекты, которые являются  доступными для граждан, позволяют  им проводить свое свободное время интересно, с пользой для здоровья.

        В республике реализуются многие  государственные программы, в том числе  такие как "Здоровье народа", Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС; Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь. Программа развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Беларусь; Государственная программа развития специализированной медицинской помощи; Государственная программа "Сахарный диабет"; Государственная программа "Туберкулез" многие другие. Реализуются программы по борьбе с серьезными  социально-значимым заболеваниям, действует государственная программа по борьбе с ВИЧ инфекцией, по борьбе с распространением наркотиков и психотропных средств. 

В последние годы  в республике   много сделано для того, чтобы  поддерживать здоровье общества.  Водятся в действие новые лечебно-профилактические учреждения, идет ремонт и реконструкция старых, улучшается диагностическая база учреждений здравоохранения. Снизилась детская и младенческая смертность, заболеваемость инфекционными заболеваниями, снизилась смертность от инфаркта миокарда и некоторых других заболеваний,  значительно улучшилась выявляемость туберкулеза. Снизилась первичная инвалидность населения.

В заключение можно отметить, что современная система здравоохранения продолжает  адаптироваться к новым социально-экономическим условиям и по многим показателям своего развития не уступает  или опережает другие страны СНГ.

       Состояние физического здоровья населения является важнейшим условием развития любого государства. Всестороннее и гармоничное развитие человека, его физическое совершенство – одна из основ поступательной и успешной реализации проводимых в Республике Беларусь преобразований. Развитие спорта – это сегодня и часть внешней политики государства.

Высокая динамика экономических, социальных и экологических вызовов ХХI века повлекла за собой ухудшение состояния здоровья населения нашей страны. Этот процесс вызван комплексным воздействием ряда отрицательных факторов: продолжающимися негативными изменениями среды обитания, нервно-психической дезадаптацией в условиях нестабильного социально-экономического положения, последствиями катастрофы на ЧАЭС, чрезмерной алкоголизацией отдельных слоев населения.

Следствием этих процессов стало усложнение демографической ситуации в республике. Активно развиваются процессы старения нации. В настоящее время пятая часть всего населения – лица старше трудоспособного возраста.

Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения республики, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития каждого гражданина являются актуальными задачами строительства белорусского государства.

Реализация государственной политики в области физической культуры и спорта возложена в Республике Беларусь на Министерство спорта и туризма.

В настоящее время существуют три основные сферы организованного физического воспитания населения республики: занятия физическими упражнениями и спортом в сфере массовой физической культуры; интенсивная подготовка в сфере спорта высших достижений; физическое воспитание детей и подростков, учащейся молодежи. Указанные направления тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют сложившуюся национальную систему физического воспитания.

Забота о здоровье и здоровом образе жизни граждан отражена в государственных нормативно-правовых актах, законах Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О туризме», в Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003–2006 годы, в Государственной программе по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002–2006 годы.

В настоящее время в городах и поселках страны уже создано 947 клубов по спортивным интересам и школ здоровья, более 30 городских и районных центров физкультурно-оздоровительной работы и около 80 физкультурно-спортивных клубов. Отмечается тенденция слияния центров физкультурно-оздоровительной работы и физкультурно-спортивных клубов, что позволяет, во-первых, концентрировать средства, выделяемые из различных источников, во-вторых, активизировать физкультурно-оздоровительную работу с населением.

Ежегодно в Республике Беларусь проводится около 80 международных спортивных мероприятий. В более чем 470 специализированных учебно-спортивных учреждениях обеспечивается стабильная и планомерная подготовка спортивного резерва. В них проходят подготовку 175 тыс. спортсменов. В последние годы мы гордимся нашими биатлонистами, хоккеистами, представителями гимнастики, легкой атлетики и велоспорта.

Несомненно, что решающий шаг на пути к повышению уровня физической культуры народа должен быть сделан, прежде всего, в сфере воспитания подрастающего поколения. Поэтому главная нагрузка по организации физического воспитания детей и подростков ложится, с одной стороны, на общеобразовательную и профессиональную школу, а с другой – на детско-юношеские спортивные школы.

Органы образования, управления и отделы физической культуры и спорта на местах должны творчески подходить к вопросам снижения умственной и психической перегрузки учащихся за счет повышения роли и значения физической культуры как фактора укрепления защитных функций взрослеющего организма, поддержания высокой работоспособности.

 Туризм. В настоящее время  очень большую роль в  развитии  республики может сыграть  также расширение  туризма. Туризм - это и высокорентабельный бизнес, это и такая область, которая способствует активности людей, сохраняет и поддерживает их интерес к жизни, способствует сохранению здоровья.

В Республике Беларусь существуют благоприятные предпосылки для развития туризма. Во-первых, мы имеем исключительно богатый природный потенциал. В стране относительно мягкий климат, природно-территориальные ландшафты неповторимы и во многом уникальны, много рек и озер, отсутствуют обширные промышленные районы. Приоритетные туристские территории расположены в границах национальных парков «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский», Березинского биосферного заповедника, еврорегионов «Буг», «Неман», «Озерный край».

Во-вторых, богатое культурное наследие Беларуси, отражающее историческое развитие нашего государства, подтверждает вклад белорусского народа в сокровищницу мировой цивилизации.

В 2000 году для повышения эффективности государственного регулирования сферы туризма был создан Межведомственный экспертно-координационный Совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь. Сформированы межведомственные экспертно-координационные Советы по туризму при облисполкомах и Минском горисполкоме, на заседаниях которых регулярно обсуждаются вопросы развития отрасли, планы и программы. Для координации усилий всех заинтересованных участников туристского рынка республики, республиканских органов государственного управления создан Совет по туризму при Министре спорта и туризма Республики Беларусь.

Крупнейшими отечественными туроператорами являются туристские структуры Федерации профсоюзов Беларуси, Управления делами Президента Республики Беларусь и Национальный туристический концерн «Белинтурист» Министерства спорта и туризма.

Перспективы развития туризма в Республике Беларусь должны основываться преимущественно на тех его видах и формах, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал.

В этой связи расширение спектра оказываемых услуг видится в развитии таких видов туризма, как сельский, экологический, познавательный, деловой, спортивный, оздоровительный, туризм с религиозными целями.

Развитие сельского туризма связано с посещением туристами сельской местности для отдыха и оздоровления в экологически чистых районах и может осуществляться через:

- создание туристских деревень  на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;

- организацию «сельских» туров  с проживанием и питанием туристов  в деревенском доме, знакомством  с традиционным сельским бытом, ремеслами, фольклором;

- сдачу внаем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых районах с привлекательной природой.

Большие перспективы в Беларуси имеет развитие экологического туризма. Приоритетными направлениями экологического туризма в Беларуси являются:

  • организация экообразовательных туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами;
  • фотоохота на редких животных и птиц, находящихся в естественных условиях обитания;
  • организация туристских походов в нетронутые уголки природы с проживанием в палатках;
  • туры по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных лодках и др.

Информация о работе Развитие культуры и укрепление здоровья нации