Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 07:01, реферат
Краткое описание
Цель работы: рассмотреть культуру Древнего Египта на основе нового исследования. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи: Охарактеризовать культуру Древнего Египта в мировой культуре. Рассмотреть новые достижения в определении взаимосвязи культуры и религии Древнего Египта, выявление основных путей влияние религии на формирование и развитие египетского искусства, социальных и политических отношений, образование и воспитание. Рассмотреть мифологическую модель мироустройства древних египтян на примере представлений об организации загробных миров. Охарактеризовать основные составляющие технологии резьбы по дереву, выявленные в результате комплексного анализа уникальных древнеегипетских деревянных предметов, хранящихся в музеях мира
Содержание
Введение3 Место культуры Древнего Египта в мировой культуре5 Новое исследование Древнего Египта7 Особенности мироощущения древних египтян8 2.1.Религия и мифология8 2.2.Заупокойный культ13 Черты правовой системы Древнего Египта16 3.1.Суд и процесс18 Архитектура и её особенности в Древнем Египте17 Развитие науки в Древнем Египте20 5.1.Астрономия и математика20 5.2.Медицина23 Столярное ремесло в Древнем Египте28 Заключение29 Список литературы30
Место культуры Древнего Египта в мировой культуре5
Новое исследование Древнего
Египта7
Особенности мироощущения древних египтян8
2.1.Религия
и мифология8
2.2.Заупокойный
культ13
Черты правовой системы Древнего Египта16
3.1.Суд и
процесс18
Архитектура и её особенности в Древнем
Египте17
Развитие науки в Древнем Египте20
5.1.Астрономия
и математика20
5.2.Медицина23
Столярное ремесло в Древнем Египте28
Заключение29
Список литературы30
Введение
Актуальность работы определяется
необходимостью рассмотреть процесс
становления человеческой культуры от
самых ее истоков, что будет способствовать
более глубокому пониманию общечеловеческих
проблем, рассматриваемых философией.
Древний Египет до сих пор привлекает
людей загадками своих памятников,
своего языка и своей мифологией.
Культура Древнего Египта важна
для современности, так как человечеству
необходимо знать о своих древнейших корнях
для лучшего понимания мировой культуры.
Древнеегипетская цивилизация погибла,
но, как и хотели древние египтяне, стала
бессмертной. Египет - древнейший в мире
очаг человеческой культуры. Поэтому вполне
понятен интерес всей мировой науки к
этой древней цивилизации.
Цель работы: рассмотреть культуру
Древнего Египта на основе нового исследования.
В соответствии с поставленной
целью можно выделить следующие задачи:
Охарактеризовать культуру
Древнего Египта в мировой культуре.
Рассмотреть новые достижения
в определении взаимосвязи культуры и
религии Древнего Египта, выявление основных
путей влияние религии на формирование
и развитие египетского искусства, социальных
и политических отношений, образование
и воспитание.
Рассмотреть мифологическую
модель мироустройства древних египтян
на примере представлений об организации
загробных миров.
Охарактеризовать основные
составляющие технологии резьбы по дереву, выявленные
в результате комплексного анализа уникальных древнеегипетских
деревянных предметов, хранящихся в музеях
мира
Метод исследования: аксиологический,
типологический.
В Древнем Египте, как и во всякой
другой цивилизационной культуре, были
свои периоды подъема, благоденствия,
затем — слома и упадка, а также редкие
периоды социальных потрясений. Еще одной
важной особенностью египетской цивилизации
явилось то, что она была детищем одного
этноса. В Древнем Египте объединенные
хаттские племена сложились в могучий
этнос и создали разветвленную социальную
систему. Там были фараоны и советники,
князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы,
земледельцы и нищие батраки. Система
усложнялась по мере столкновений с иноземцами.
Завоевания в Нубии и Сирии производили
профессиональные войска, договоры с Вавилоном
(и хеттами) заключали опытные дипломаты,
а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры,
обучавшиеся с детства. Разветвленная
система пережила вторжения гиксосов
и возродилась обновленной мощью.
Историю Древнего Египта делят
на пять периодов, в течение
которых правили 30 династий фараонов:
Раннее, Древнее, Среднее, Новое и
Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны
считались воплощением верховного
бога Осириса на земле. Первым
фараоном был Мина, объединивший
Верхний и Нижний Египет.
Место культуры Древнего
Египта в мировой культуре
В искусстве существует прямая
традиция, передаваемая от мастера к ученику,
от ученика к ценителю или копиисту, связывающая
загадочные ранние формы художественного
творчества с культурой нашего времени.
Она соединяет нынешнее искусство – любое
современное здание, любой плакат – с
искусством, возникшим пять тысячелетий
назад в долине Нила. Школу египтян прошли
греческие мастера, а все мы – выученики
греков. Поэтому искусство Древнего Египта
для нас чрезвычайно важно. Его изучение
представляет большой интерес еще и потому,
что мы можем выяснить пути сложения и
развития искусства в одном из первых
в истории человечества классовых обществ
и установить отражение в нем тех изменений,
которые происходили в жизни египетского
рабовладельческого общества, ведь историю
возникновения и развития искусства Древнего
Египта можно проследить на огромном протяжении
времени – свыше четырех тысяч лет.
Египетское искусство интересно
и важно своими прекрасными памятниками
непреходящего, большого художественного
значения и тем, что многое было создано
египетским народом в истории человечества
впервые. Египет первый в мире дал монументальную
каменную архитектуру, замечательный
своей реалистической правдивостью скульптурный
портрет, высокого мастерства изделия
художественного ремесла. Египетские
зодчие и скульпторы великолепно владели
искусством обработки разнообразных пород
камня. Они довели до высокого совершенства
и художественные ремесла – резьбу по
дереву и кости, различные виды обработки
металла, тончайшие ювелирные работы из
золота, серебра и самоцветов, изготовление
цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных
тканей. Эти работы египетских мастеров
замечательны сочетанием изумительного
вкуса в выборе формы и материала с необычной
тщательностью выполнения, доходившей
до того, что для инкрустации иного ларца
использовалось до 20 тысяч вставок из
кусочков слоновой кости или эбенового
дерева.
Как вехи, возвышаются на далеком
горизонте истории египетские пирамиды
– обветренные рукотворные каменные горы.
И какими бы чуждыми и неприступными они
не казались, они могут многое рассказать
о себе. Пирамиды повествуют об обществе
настолько четко организованном, что стало
возможным соорудить эти гигантские искусственные
холмы всего лишь за время жизни царствующей
особы. Древний Египет – “дар Нила” и
страна пирамид – государство не просто
уникальное, а великое и могущественное
не только незыблемостью, непоколебимостью
в своей верховной власти, но еще больше
тем огромным воздействием культуры, которое
мы испытываем сегодня, через пять тысячелетий
после ее создания.
Самая главная отличительная
особенность искусства Древнего Египта
заключается в том, что оно было призвано
обслуживать потребности религии, в том
числе заупокойного культа и государственного
культа обожествленного фараона. Религия
– первооснова древнеегипетского искусства,
его неотъемлемая составляющая, фактор,
оказывавший непосредственное влияние
на развитие египетской культуры в целом
в течение всего времени ее существования.
Памятники древнеегипетского искусства
на протяжении всей его истории имели
в подавляющем большинстве культовое
значение.
Новое исследование
Древнего Египта
Хронология событий истории
Древнего Египта существенно уточнена
с помощью радиоуглеродной датировки
останков древних растений, существовавших
в эпоху фараонов. В целом канва истории
оказалась верной, однако некоторые события,
такие как строительство первой пирамиды,
несколько «постарели».
Новое исследование, посвященное
радиоуглеродной датировке древних растительных
останков, сохранившихся в зоне археологических
раскопок, позволило установить точную
хронологию египетских династий.
Как утверждается в статье,
опубликованной в Science, полученные данные
в целом согласуются с предыдущими оценками,
однако некоторый пересмотр исторических
летописей все же понадобится.
Ранние хронологии истории
Древнего Египта были довольно точными
в относительных датах (была известна
взаимосвязь, очередность событий), однако
приписать определенное событие в египетской
истории к абсолютной дате было довольно
трудно. Это связано с тем, что летоисчисление
в Египте было связано с правлением той
или иной династии фараонов и было весьма
запутанным. Им занимались жрецы, зачастую
державшие свои работы в тайне.
В этом контексте радиоуглеродное
датирование артефактов, связанных с той
или иной эпохой в истории Древнего Египта,
может дать бесценные реперные точки абсолютной
датировки, по которым в свою очередь можно
«привязывать» другие события.
Новое исследование, в
частности, несколько «состарило» Древнее
царство (около 2700—2100 года до нашей эры)
– точная привязка к датам памятников
этого периода позволила уточнить хронологию.
Особенности мироощущения
древних египтян
Религия
Огромное место в жизни египетского
государства имела религия. И здесь особенно
важны два момента: сложение египетского
пантеона и заупокойный культ.
Религия древних египтян в фантастической
форме отражала специфику природных условий
долины Нила, особенности социально-экономического
и политического развития древнеегипетского
общества. Египтяне обоготворяли солнце,
Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных
животных, угрожающих человеку, различные
силы природы.
Сложение египетского пантеона
богов — сложный процесс, в котором переплелись
тотемистические представления и культ
различных явлений природы. Египетский
пантеон богов составляют божества, олицетворяющие
небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность,
Нил, а также, — судьбу, истину, войну, справедливость,
разум, искусство и т. д. При этом их внешний
облик соединяет в себе черты человеческого
существа и животного (чаще всего это человек
с головой сокола, кошки, львицы, ибиса,
обезьяны, осла и т. п.).
Фараон был обоготворен, считался
сыном бога солнца и почитался как символ
благосостояния и процветания страны,
носитель высшей божественной силы. В
качестве такового он совершал наиболее
важные ритуалы, включая торжественный
обряд первовспашки: проводя первую борозду,
он как бы оплодотворял нильскую долину
от имени стоящих за ним богов. Египетская
религия прошла длительный путь развития
и ко времени Нового царства превратилась
в законченную религиозную систему.
Египтяне поклонялись многочисленным
божествам. В одной из статей международного
договора между Рамсесом II и хеттским
царем упоминается тысяча богов и богинь
Древнего Египта. Боги делились на местные
божества, почитаемые в каждом номе
и каждом крупном селении, и боги общеегипетские,
почитаемые во всей стране. Каждый из богов
почитался древними египтянами в многочисленных
храмах и святилищах. Маленькие города
– так называли египетские храмы. Там
жили чиновники, стражники, ремесленники
и землевладельцы, так же как и в обыкновенном
городе.
Обще египетскими богами становились
божества какого-либо номового центра,
правители которого захватывали трон
фараонов, основывали обще египетскую
династию, превращали свой номовый дом
в столицу всего государства.
Среди множества божеств особое
значение очень рано приобретает солнечное
божество, которое в разных номах представлялось
в различном облике: в одной местности
это был крылатый диск, летящий по небу;
в другой — огромный жук, катящий по небу
солнечный диск; иногда солнечный бог
мыслился в виде сокола или человека с
соколиной головой. Имена этих божеств
были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор.
Иногда названия дифференцировались:
Хепри — утреннее солнце, Ра — дневное,
Атум — вечернее.
Из различных вариантов солнечного
божества раньше всего выделяется бог
солнца Ра. Центр его культа — город Гелиополь.
Воплощался он в образе сокола или человека
с соколиной головой, увенчанной солнечным
диском. С возвышением 5-й династии Древнего
царства (26 – 25 вв. до н. э.), происходившей
из Гелиополя, Ра становится главным богом
пантеона, и его культ приобретает общеегипетский
характер. У Ра есть несколько дочерей,
которые отождествляли око Ра: Сехмет
— грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница;
Тефнут — любимое око Ра, богиня влаги;
Хатор — солнечное око Ра, богиня неба,
богиня любви, веселья, музыки, пляски.
В Дендере сыном Хатор считался бог музыки
Ихи. Помимо того, что все богини считались
дочерьми Ра, их объединяла “иконография”:
все они изображались в виде женщины с
головой львицы.
Не менее великим был и солнечный
бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16 – 14 вв.
до н. э., он становится всеегипетским богом,
а его культ приобретает государственный
характер. Центр культа — Фивы. Амон изображался
в виде человека с головой барана, в короне
с двумя высокими перьями и солнечным
диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.
Самой драматичной была судьба
еще одного солнечного бога — Атона. Именно
с ним решил связать свою религиозную
реформу фараон Аменхотеп IV: он ломает
все, что было связано с культом верховного
бога Амона и создает новый государственный
культ Атона — солнечного диска, меняет
свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный
Атону”, и строит новую столицу Ахетатон
(“Горизонт Атона”), а спустя четверть
века после его смерти жрецы объявляют
Эхнатона еретиком, разрушают его город,
а имя его вычеркивают из списков ”законных”
фараонов — в официальных египетских
хрониках после Аменхотепа III значится
Хоремхеб.
Знойный ветер пустыни, хамсин,
приносящий засуху, дул в определенное
время года; когда он прекращался, начинался
бурный рост растительности. Эти явления
природы отразились в следующем повествовании:
дочь Ра — Тефнут поссорилась с отцом
и, превратившись в львицу, гордо удалилась
в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице
посылает за ней Шу и Тота, которые стали
павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу,
завлекая пением и танцами. Они успешно
справляются со своим заданием, и гордая
Тефнут возвращается. На радостях она
вступает в брак со своим братом Шу, что
предвещает рождение природой новых богатых
плодов.
Праздник возвращения дочери
Ра в египетских календарях назывался
“днем виноградной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года
считалось, что солнце распаляется гневом
на людей и наказывает их с помощью своей
другой дочери — Сехмет: когда Ра состарился
и “его кости стали из серебра, его плоть
из золота, волосы из чистой ляпис-лазури”,
люди перестали почитать бога-царя и даже
“замыслили против него злые дела”. Тогда Ра собрал совет старейших
богов во главе с их прародителем Атумом,
которые и решили наказать людей. На них
напустили другую любимую дочь Ра — Сехмет,
которая превратившись в львицу, стала
пожирать людей. При этом она так разъярилась,
что ее невозможно было остановить. И вновь
мудрейшие собрались на совет, где решили
напоить Сехмет красным пивом, дабы она,
опьянев, уснула... Когда же Сехмет пробудилась,
то она уже забыла о своих кровожадных
подвигах...
Борьба солнца с силами мрака
представлялась как борьба Ра с владыкой
подземного мира, огромным змеем Апопом.
Одной из характерных особенностей
египетской религии является длительное
сохранение пережитков древнейших верований,
восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда
обычное для египтян представление своих
богов в образах животных, змей, лягушек.