Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:23, реферат
Критический реализм становится ведущим методом передовой литературы XIX века. Расцвет этого художественного метода в прошлом столетии объясняется все большим обострением социальных противоречий и все большим осознанием людьми неблагоприятных для человеческого развития условий жизни в классово антагонистическом обществе. Распад феодальных отношений, с одной стороны, и обнаружение своекорыстной сути буржуазных отношений, с другой, создают почву для развертывания сокрушительной критики всех и всяческих проявлений общественного строя, основанного на эксплуатации человека человеком
Введение………………………………………………………………….
1. Понятие о критическом реализме………………………………………..
2. Развитие русского реализма:
а) творчество писателей – реалистов………………………………..
б) искусство и живопись русских реалистов………………………..
Заключение………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………
1. Понятие о критическом
2. Развитие русского реализма:
а) творчество писателей – реалистов………………………………..
б) искусство и живопись русских реалистов………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Критический реализм становится
ведущим методом передовой литературы
XIX века. Расцвет этого художественного
метода в прошлом столетии объясняется
все большим обострением социальных противоречий
и все большим осознанием людьми неблагоприятных
для человеческого развития условий жизни
в классово антагонистическом обществе.
Распад феодальных отношений, с одной
стороны, и обнаружение своекорыстной
сути буржуазных отношений, с другой, создают
почву для развертывания сокрушительной
критики всех и всяческих проявлений общественного
строя, основанного на эксплуатации человека
человеком. Задачей передовой литературы
XIX века становится раскрытие враждебности
интересам народных масс как феодального,
так и буржуазного господства.
Однако развитие и особенности
критического реализма в различных странах
не были совершенно одинаковыми. Своеобразие
условий жизни отдельных народов определяло
и своеобразие их литературы. Западноевропейские
страны в прошлом столетии в основном
уже характеризовались капиталистическими
отношениями. Подлинная сущность классово
антагонистического общества становилась
в условиях господства буржуазии очевидной.
Открытая, бесстыдная, прямая, черствая
эксплуатация, выдвижение на первый план
«бессердечного чистогана» и «эгоистического
расчета» заставляли людей, как об этом
писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «взглянуть
трезвыми глазами на свое жизненное положение
и свои взаимные отношения».
Писатели-реалисты осуществляли
историческую миссию передовой литературы,
помогая читателям понять истинное положение
вещей.
1. Понятие о критическом реализме.
Реализм – (от лат. realis, вещественный) – художественный метод в искусстве литературы. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.
Новый тип реализма складывается в XIX веке. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Дикенса, Теккерея в Англии, в России – А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».
Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом.
Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата.
В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Богатство и многообразие русского реализма XIX века позволяют говорить о разных его формах.
Формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской литературы Пушкин как бы навёрстывает её прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни талантам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Гоголя и – за ним – в так называемой натуральной школе.
Выступление в 60-е годы революционных демократов во главе с Н. Чернышевским придаёт новые черты русскому критическому реализму.
Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Толстому и Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрёл мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику» души открывали путь художественным исканиям писателей XX века. Реализм в XX веке во всём мире несёт на себе отпечаток эстетических открытий Толстого и Достоевского.
Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX века не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,I4,с. 428).
Критический реализм, продолжавшийся развиваться в русской литературе до Октября (И. Бунин, А. Куприн) и на Западе, в XX веке получили дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX века на Западе более свободно усиливаются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX века, что не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.
Критический реализм, также
как и романтизм, предполагает в своей
основе целостное мировоззрение, определенное отношение писателей к
действительности.
Классический реализм XIX века представляет
литературное направление, возникшее
после французской революции и условиях
зрелого развития европейского буржуазного
общества, сделавшего возможным правдивое
критическое изображение современной
общественной жизни в социально типических
лицах и обстоятельствах», – отмечал известный
литературовед Жирмунский В. М.
Действительно, реализм XIX века примечателен
прежде всего правдивым изображением
существующего строя. «Реализмом именуется
правдивое, неприкрашенное изображение
людей и условий их жизни», – писал Горький
М. в статье «О литературе». Представители
критического реализма, давая правдивое
изображение жизни, неизбежно превращали
его в критику буржуазной действительности.
Говорить о буржуазном обществе правду
– значило разоблачать это общество. Если
художник слова отказывался от критики
существующего строя, он переставал быть
реалистом.
В сравнении с романтизмом критический
реализм значительно расширил сферу искусства.
Если романтики сосредоточивали внимание
на духовных устремлениях человека, то
критические реалисты избирают объектом
изображения человеческую жизнь во всех
ее проявлениях. В их творчестве находит
отражение не только идеальная, духовная,
но и вся конкретная деятельность людей
(их служебные, семейные, общественные
дела и т.п.). В связи с этим границы литературы
широко раздвинулись. В нее мощным потоком
хлынула проза жизни. Житейские бытовые
мотивы стали обязательным спутником
реалистических произведений. В повествовательных
и даже лирических жанрах главное место
заняли обыкновенные заурядные личности,
которые пришли на смену необыкновенным
романтическим героям, жившим в мире высоких
духовных и моральных интересов. Романтических
мечтателей и бунтарей вытеснил реальный
исторический человек. Для того, чтобы
искусство отрешилось от риторики, романтической
выспренности «нужно было, – отмечал Белинский
В.Г. – обратить все внимание на толпу,
на массу, изображать людей обыкновенных,
а не приятные только исключения из общего
правила, которые всегда соблазняют поэтов
на идеализирование и носят на себе чужой
отпечаток». В обильном введении в литературу
повседневной жизни – одно из существенных
отличий романтизма от реализма. Критический
реалист показывает человека не только
в его идеальной, но и в конкретно-исторической
сущности. Через переплетение конкретных
человеческих судеб писатель-реалист
раскрывает конкретные закономерности
жизни общества.
Формирование критического реализма сопровождалось
пересмотром многих эстетических понятий.
В частности, возникла необходимость реабилитировать
с эстетической точки зрения весь тот
жизненный материал, который теоретиками
романтизма считался непригодным для
поэтического воплощения. Современность
вошла в творчество реалистов во всей
своей неприглядной сущности – с городскими
трущобами, нищими деревнями, с бесправием
«маленького человека» и беззаконием
власть имущих. Полемизируя с теми, кто
требовал изображать только прекрасное,
Белинский В.Г. писал: «Мы требует не идеала
жизни, но самой жизни, как она есть. Дурна
ли, хороша ли, но мы не хотим ее украшать,
ибо думаем, что в поэтическом представлении
она все равно прекрасна в том и другом
случае, и потому именно, что истинна, и
что где истина, там и поэзия».
Просветительский реализм рассматривал
противоречия жизни в идеологическом
преломлении. Романтизм, даже в лице лучших
своих представителей, не занимался анализом
действительности. Романтики творили
суд над прошедшей и современной историей
человечества в форме непосредственного
осуждения ее пороков, они лишь называли
недуги своего века, но не исследовали
причины их вызывающие. Критические реалисты
стремятся дойти до истоков возникновения
социального зла. В своей аналитической
работе они, опираясь на конкретные жизненные
наблюдения и данные науки, создают картины,
являющиеся обвинительным приговором
существующему строю.
Характерной особенностью писателей-реалистов
является также историзм мышления, то
есть стремление понять объективное движение
истории. О причастности Стендаля или
Бальзака к реалистическому искусству
свидетельствует не только то, что они
правдиво запечатлели будни дворянства
или буржуазии, но главным образом то,
что они отразили весь процесс вытеснения
с исторической арены дворянской знати
«денежными выскочками» (Гобсек и Нисенген
из произведений Бальзака, Вально из «Красного
и черного» Стендаля и др.).
Примечательной чертой критического реализма
является стремление писателей к объективности.
Для писателя-реалиста характерны признание
ценности объективной действительности
и огромный интерес к ней, сознательное
стремление к глубокому исследованию
окружающего мира. Писатели-реалисты глубоко
изучали жизнь, прежде чем приступать
к созданию книг, в которых окружающие
их явления выступали в обобщенном виде.
Стремление быть верными действительности,
глубокий аналитический подход к ней,
сближающих писателей с передовыми учеными
своего времени – прежде всего с историками,
придавали высокую художественную правдивость
их произведениям. В письме к Маргарет
Гаркнесс Энгельс Ф.говорит, что он считает
«одной из величайших побед реализма,
одной из наиболее ценных черт старика
Бальзака то, что он принужден был идти
против своих собственных классовых симпатий
и политических предрассудков, то, что
он видел неизбежность падения своих излюбленных
аристократов и описывал их как людей,
не заслуживающих лучшей участи, и то,
что он видел настоящих людей будущего
там, где их в то время единственно и можно
было найти».
Действительно, можно с полным правом
говорить о борьбе противоречий, которая
разворачивается в мировоззрении и творчестве
многих писателей. Многие из них, происходя
из аристократической или буржуазной
среды, в большей или меньшей степени были
ограничены идеологией той среды, что
сказывалось, например, в монархизме Бальзака
или в иллюзиях Диккенса о классовом мире.
Но объективные факты изображаемой ими
действительности оказывались сильнее
тех или иных классовых предрассудков,
выдвигались на первый план в их творчестве.
Почти все великие писатели-реалисты выступают
как художники глубоко противоречивые,
и почти во всех случаях сила объективной
действительности либо торжествует в
их произведениях, либо дает себя знать
даже в таких произведениях, где черты
дворянской или буржуазной идеологии
сказываются достаточно сильно.
Реалисты в отличие от романтиков не стремятся
к непосредственному воплощению своей
мечты. Прекрасное для них не предмет,
а цель искусства. В своих произведениях
они показывают несоответствие реальной
действительности жизни желаемой. Порывы
в грядущее характерны в той или иной степени
для всех писателей критического реализма,
которые являются не только регистраторами
социальных пороков, но и пропагандистами
высоких идеалов.
Важные типологические черты реализма
были в свое время охарактеризованы Энгельсом
Ф. в уже упоминавшемся письме к английской
писательнице Маргарет Гаркнесс, посвященном
ее роману «Городская девушка»: «На мой
взгляд, реализм предполагает помимо правдивости
деталей, правдивость в воспроизведении
типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Под типизацией в данном случае понимается
умение дать в образе то, что с наибольшей
силой и полнотой выражает сущность данного
явления или характера. Типизация предполагает
изображение не только определенных характеров,
но и тех условий, которые их порождают,
требует, чтобы обстоятельства не были
случайными, чтобы они содержали существенные
социально- исторические черты, и духовные
качества людей, которых изображает художник
слова, вытекали из этих условий и были
мотивированы ими.
Ученые с полным основанием подчеркивают
проблему типизации в произведениях писателей-реалистов
как одну из наиболее характерных особенностей
их творчества. Об этом свидетельствуют
и произведения писателей и их высказывания
о литературе. Так, например, учение о создании
художественного типа разрабатывал Бальзак.
Он различал в этом процессе несколько
стадий: наблюдение и изучение определенной
социальной группы, отбор самых специфических
для нее черт, художественное обобщение
собранного материала. Только в результате
такого длительного творческого труда
возникает художественный тип. Он является
одновременно обобщенным образом, то есть
обладает чертами, присущим многим людям,
но и неповторимым индивидуумом – личностью,
для которой художник слова придумал биографию,
внешность, сложнейший внутренний мир.
Человеческий характер, одновременно
и типичный и индивидуализированный, раскрывается
в произведениях критического реализма
в развитии, которое мотивируется сложным
взаимодействием личности и общества.
Типизация в искусстве не была открытием
реализма. Искусству всякой эпохи на основе
эстетических норм своего времени в соответствующих
художественных формах было дано в определенной
степени отразить характерные черты современности,
присущие персонажам художественных произведений
в тех условиях, в которых эти персонажи
находятся. Литературные типы можно найти
и на предшествующих реализму этапах развития
искусства.
Можно отметить, например, что типические
образы и характеры создавали романтики
(Чайльд Гарольд из поэмы Байрона, Клод
Фролло из романа Гюго «Собор Парижской
Богоматери» Гюго и др.). Но романтики,
рисуя свои образы, сознательно отвлекались
от конкретной исторической и бытовой
обстановки, разобщали психическое и социальное.
Они выключали своих бунтарей и мечтателей
их из общественных отношений, рассматривали
их характеры только в духовном содержании.
Широко используя прием гиперболизации
и контрастного противопоставления, они
не стремились к тому, чтобы сохранить
пропорции и масштабы реальных жизненных
отношений и диалектику объективного
мира. Романтики нередко переносили своих
героев в фантастическую, сказочную или
экзотическую обстановку, охотно использовали
аллегорические и символические образы
(Манфред и Каин из поэм Шелли, Крошка Цахес
из новеллы Гофмана и т.п.).
Типизация в творчестве реалистов представляет
собой более высокую степень этого принципа
художественного познания и отражения
действительности, нежели у их предшественников.
Характерной чертой реализма оказывается
связь психологии с социологией. Она выражается
в сочетании и органической взаимосвязи
типичных характеров и типичных обстоятельств,
то есть в изображении индивида в единстве
со средой. Художник-реалист проделывает
большую работу по отбору существенного,
отбрасывает то, что является случайным
и, наоборот, комбинирует и усиливает в
созданном им образе те черты и качества,
которые наиболее полно отражают определенное
явление. Именно в «типичном характере»,
показанном в поступках и изменениях,
обусловленном конкретно-историческими
фактами, раскрывается сущность социальных
и бытовых условий жизни общества на определенном
этапе его развития. При этом реалисты
стремятся сохранить масштабы реально-бытовой
обстановки, рисуют своих героев во всем
многообразии их жизненных связей, конкретно-исторических
и бытовых отношений, в их развитии.
Растиньяк («Отец Горио» Бальзака), Жюльен
Сорель («Красное и черное» Стендаля),
Ребекка Шарп («Ярмарка тщеславия» Теккерея)
и многие другие персонажи реалистических
произведений действуют «в типичных обстоятельствах»;
они не отвлечены от той живой и сложной
реальной обстановки, в которой складывались
подобные характеры.
Изображение человека в социальных связях
не было открытием Бальзака или Диккенса.
В творчества Лессинга, Филдинга, Гете
персонажи также изображались социально-конкретно.
Но разница все же была. В XIX веке изменилось
само понимание общественной среды. В
нее стали включать не только идеологическую
надстройку, но и экономические отношения.
Реалисты направляют огонь критики на
имущественное неравенство, стремятся
проникнуть в классовую структуру общества.
Представители критического реализма
создавали характеры не только типичные,
но и индивидуализированные. В богатейшем
арсенале средств реалистической типизации
отнюдь не последнее место занимает психологизм,
то есть раскрытие внутреннего состояния
человека. Реалистами изображается сложный
мир эмоций, присущих «типичному характеру»,
выражающих его индивидуальность. «Каждое
лицо – тип, но вместе с тем и вполне определенная
личность, «этот», как сказал бы старик
Гегель, так оно и должно быть» – писал
Энгельс Ф. Индивидуализация характера
– это, конечно, прежде всего изображении
психологии действующего лица, воплощающего
в себе человека определенной нации, социальной
среды и эпохи.
Романтики за редким исключением изображали
статичные характеры, становление которых
происходило «за пределами текста». Завоеванием
реалистов является показ характеров
персонажей в процессе их становления
и развития, стремление изобразить их
историю, проследить «величие и падение».
При этом, как уже отмечалось, характерные
типические и индивидуальные особенности
людей оказываются мотивированы историческими
условиями, в которых сложились эти характеры.
Отмечая характерные особенности героев
реалистических произведений, нельзя
не указать на еще одну важную черту. Романтизм
отличало стремление писателей «войти»
в своих героев, в определенной степени
перевоплотиться в них. Автор и герой нередко
сливались, персонажи наделялись писателями
собственными мыслями и переживаниями.
В реалистических произведениям между
писателем и созданными им образами людей
обычно существует резкая грань. Персонажи
подчиняются собственной логике поведения,
поступки и мысли героем мотивируются
их характерами и теми обстоятельствами,
в которых они оказываются.
Ориентация на действительность дает
себя знать и в принципе построения художественной
формы. С новыми принципами изображения
персонажей были связаны характерные
особенности в построении сюжета реалистических
произведений. Реалистам чужды условно-романтические
ситуации и нарочитое нагромождение роковых
случайностей. Развитие действия в их
романах поражает беспощадно трезвой
логичностью и глубоким историзмом в изображении
объективных условий, связанных с судьбами
тех или иных героев.
И если, например, Диккенс в ранний период
своего творчества тяготел порой к романтической
условности в развитии действия, когда
заранее предрешалось торжество добродетельного
героя, то в своих лучших реалистических
романах 50-60-х годов («Холодный дом», «Тяжелые
времена» и др.) он отказывается от этой
условности, приходят к признанию неодолимой
силы объективных фактов, определяющих
судьбы и характер персонажей.
Вместе с разработкой ряда проблем, которые
возникают при решении стоящих перед реалистами
задач (изображение многогранного и эволюционирующего
человеческого характера) особое значение
приобретает язык художественного произведения.
В литературе критического реализма он
– не только средство повествования. Для
реалиста язык – средство раскрытия характера
его героев. И так как для произведений
критического реализма нередко характерен
очень широкий социальный охват, их язык
оказывается необычайно богатым и разнообразным.
Нередко он включает в себя почти все имеющиеся
стилевые слои языка, объединяя их в единую
систему. Так, например, Бальзак в своем
романе «Блеск и нищета куртизанок» использует
язык французского общества в годы Реставрации
– от выражений, модных в дворянских и
буржуазных салонах до арго каторжников.
Обогащаясь за счет широкого привлечения
самых различных стилевых элементов языка,
произведения критического реализма вводили
в обиход своей эпохи огромное количество
нового лексического материала, способствовали
широчайшему обогащению литературного
языка в целом.
Критический реализм проявил себя в различных
литературных жанрах, но более всего способствовал
распространению повествовательной литературы.
Если в романтическую эпоху ведущую роль
играла лирика, то в годы формирования
реалистической литературы стихи стали
постепенно вытесняться прозой. Характерно,
что почти во всех литературах в 30 - 40-е
годы утверждается жанр короткого очерка,
посвященного тому или иному бытовому
или социальному явлению современности.
Эти очерки нередко составляли целые серии
зарисовок современной жизни – чаще всего
жизни городов, где особенно остро сказывалось
возникновение новых бытовых и социальных
явлений. Нередко в очерках намечались
темы, которые позже становились основой
романов и повестей. Бальзак был замечательным
очеркистом, прежде чем стал великим романистом.
С «Очерков Боза» начал свою литературную
деятельность Диккенс.
В то же время основным жанром в творчестве
писателей реалистов становится роман,
который позволяет дать широкий охват
действительности. Этот жанр, действительно,
стал эпосом полного противоречий европейского
общества XIX века, своеобразной художественной
энциклопедией своего времени. Роман позволил
писателям изобразить жизнь с самых различных
сторон, запечатлеть множество социальных
типов и одновременно сделать важные исторические
и философские обобщения. Реалистический
роман в его различных разновидностях
– семейный, бытовой, социальный, психологический,
исторический и др.– тяготел к синтезу
жанров. Он вместил в себя и новую эпическую
традицию, созданную писателями критического
реализма, и драматизм (как внешний, сказывающийся
в развитии действия, так и внутренний,
психологический), и лирическое начало,
отчетливо проявляющееся в изображении
переживаний и чувств действующих лиц.
Универсальность романа становится одной
из характерных особенностей критического
реализма.
2. Развитие русского реализма.
30-40-е годы XIX века – это время кризиса просветительских и субъективно-романтических концепций. Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Действительность не была ими понята как объективный процесс, развивающийся по своим законам, независимым от роли людей. В борьбе с социальным злом мыслители эпохи Просвещения уповали на силу слова, морального примера, а теоретики революционного романтизма – на героическую личность. И те, и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории.
Раскрывая общественные противоречия, романтики, как правило, не видели в них выражения реальных интересов определённых слоёв населения и поэтому не связывали их преодоление с конкретной социальной, классовой борьбой.
Большую роль в реалистическом познании социальной действительности, сыграло революционно-освободительное движение. До первых мощных выступлений рабочего класса сущность буржуазного общества, его классовая структура во многом оставались загадочными. Революционная борьба пролетариата позволила снять с капиталистического строя печать таинственности, обнажить его противоречия. Поэтому вполне закономерно, что именно в 30-40-е годы XIX века в Западной Европе происходит утверждение реализма в литературе и искусстве. Обличая пороки крепостнического и буржуазного общества, писатель-реалист находит прекрасное в самой объективной реальности. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др.). Как правило, он отражает чаяния и интересы народа, взгляды передовых кругов буржуазной и дворянской интеллигенции. Реалистическое искусство ликвидирует разомкнутость идеала и действительности, характерную для романтизма. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать?» Чернышевского …), и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью.
Реалисты XX века широко раздвинули границы искусства. Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические. Действительность вошла в их произведения со всеми своими социальными контрастами, трагическими диссонансами. Они решительно порвали с идеализирующими тенденциями карамзинистов и отвлечённых романтиков, в творчестве которых, даже бедность, по выражению Белинского, представала «опрятной и умытой».
Критический реализм сделал шаг вперёд по пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIII века. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс – крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращённым бесчестным аристократам. Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Его повседневная жизнь со всеми своими горестями, страданиями и заботами оставалась, по существу, за пределами повествования. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др.) эта тема получает разработку.
В критическом реализме наметилась тенденция к полному преодолению риторики и дидактизма, наличествовавших в произведениях многих просветителей. В творчестве Дидро, Шиллера, Фонвизина рядом с типическими образами, воплощающими психологию реальных классов общества, действовали герои, воплощающие идеальные черты просветительского сознания. Обличие безобразного не всегда уравновешивается в критическом реализме, изображением должного, что обязательно для просветительской литературы XVIII века. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание безобразных явлений действительности.
Аналитическую функцию реалистическое искусство осуществляет не только раскрывая противоречия между угнетателями и угнетёнными, но и показывая социальную обусловленность человека. Принцип социальности – эстетики критического реализма. Критические реалисты подводят в своём творчестве к мысли о том, что зло коренится не в человеке, а в обществе. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. Они ставят вопрос о бесчеловечном характере самых основ буржуазного и крепостнического общества.
В исследовании жизни критические реалисты пошли дальше не только Сю, Гюго, но и просветители XVIII века Дидро, Шиллер, Филдини, Смолетт остро, с реалистических позиций критиковали феодальную современность, но их критика шла в идеологическом направлении. Они обличали проявления крепостничества не в экономической области, а главным образом в юридической, моральной, религиозной и политической сферах.
В произведениях просветителей большое место занимает образ развращённого аристократа, не признающего никаких ограничений своим чувственным вожделениям. Развращённость властителей изображается в просветительской литературе как порождение феодальных отношений, при которых аристократическая знать не знает никакого запрета своим чувствам. В творчестве просветителей получило отражение бесправие народа, произвол князей, которые продавали подданных в другие страны. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте).
Таким образом, в просветительской литературе XVIII века критика феодального общества идёт прежде всего в идеологическом плане. Критические реалисты расширили тематический диапазон искусства слова. Человек, к какому бы социальному слою он ни принадлежал, характеризуется ими не только в сфере морального сознания, он рисуется также в каждодневной практической деятельности.