Разрешение конфликтов в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ основных способов разрешения конфликта.
В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие задачи:
- теоретический анализ проблемы разрешения конфликтов;
- разработка плана разрешения споров;
- анализ типичных ошибок возникающих в споре;
- рассмотрение способов предупреждения конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ГЛАВА І. КОНФЛИКТЫ.
1.1.Причины и функции конфликтов……………………………...5
1.2.Структура и уровни конфликта……………………………….9
1.3.Регуляция межличностных конфликтов……………………...18
ГЛАВА II. СПОР.
2.1. План разрешение споров ……………………………………….21
2.2. Типичные ошибки, возникающие в споре ……………………22
2.3. Предупреждение конфликтов в споре………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Разрешение конфликтов в споре.docx

— 63.89 Кб (Скачать файл)

- результаты спора могут разрешить ситуацию или завести в тупик. Но в том и в другом случае соперники должны на заключительной фазе подвести итог для себя и друг друга.

- результат спора дает возможность оценить информационную пользу общения, эмоциональное состояние, единство - разность позиций и отношений.

     Для разрешения  конфликта в споре нужно следовать  пятнадцати правилам.

И главное условие —  спокойный тон и самовнушаемая  мотивация неизбежности сотрудничества. Естественно, что для всякого  нормального человека выбор альтернативы «конфликт — сотрудничество»  будет очевидным. И нельзя при этом думать, что партнер мыслит себе ситуацию иначе. Больше того, он может почувствовать рано или поздно «фон» сотрудничества, а не соперничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

И в заключение необходимо отметить:

1. Поддержание и укрепление  сотрудничества, отношений взаимовыручки  является центральной проблемой  всей тактики предупреждения  конфликта. Ее решение носит  комплексный характер и включает  в себя методы социально-психологического, организационно - управленческого и  морально-этического характера.

2. Конфликт проходит три основных стадии:

    • Возникновение и осознание объективной конфликтной ситуации;
    • Переход к конфликтному поведению;
    • Разрешение конфликта.

3. Выделяют пять уровней конфликтов:

    • внутри личности,
    • между личностями,
    • внутри группы,
    • между группами,
    • внутри организации.

4.Важную роль в управлении конфликтами играют межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций, когда участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах: путь «борьбы», направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого; уход от конфликта и ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

Таким образом, каждая из этих возможностей предполагает соответствующие  стратегии поведения участников конфликта: настойчивость(принуждение), уход (уклонение), приспособление(уступчивость), компромисс и сотрудничество(решение проблемы).

5.Для разрешения конфликта  в споре существует пятнадцать  правил, следуя которым можно  сохранить хорошие отношения  с оппонентом.

     Тот, кто  первым скомандует себе: "Стоп! Никакой грубости и бестактности!", тот предотвращает ссору. Это  называется "взять себя в руки".

     Разобраться  в причинах и источниках конфликта  любому человеку может помочь  совет старшего, более опытного  товарища, вышестоящего руководителя. Но главное, не спешить объективировать  конфликт, предать его гласности  или публичной оценке. Этим можно  только обидеть человека.

Лучше видеть добрые намерения  в каждой из конфликтующих сторон. Если же видеть их только с одной  стороны, то другая будет обречена на роль ябедника.

Чтобы ликвидировать конфликт, не нужно торопиться сказать что-то резкое, оскорбляющее или угрожающее. В такой ситуации психологи советуют, прежде всего, избавиться от внутреннего  беспокойства или волнения. Растревоженное чувство - плохой советчик разуму. Для  того чтобы хорошо овладеть собой  в конфликтной ситуации, полезно  сделать паузу в разговоре, глубоко  вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести  разговор на другую тему, либо перенести  его на другое время.

      С целью  овладения собственной речью,  эмоциями и поведением в конфликтной  ситуации  могут быть полезны  приемы аутогенной тренировки, сознательной  концентрации волевого усилия  на мысли о необходимости быть  спокойным, быть выдержанным,  быть доброжелательным. Для начала  следует нащупать у себя пульс,  подсчитать его удары, сконцентрировать  волю, произнося про себя нужные  слова-команды. Если периодически  применять этот прием, можно  избавиться от лишнего напряжения  в конфликтных ситуациях.

Чтобы легче найти индивидуальный подход в разрешении конфликта, полезно  определить возможный тип взаимной реакции конфликтующих. Здесь полезно  вспомнить о темпераментах. Холерик  отличается повышенной возбудимостью, меланхолик - наоборот. Но зато последний  дольше помнит и переживает обиду. Флегматик  труднодоступен для убеждения, сангвиник  легко успокаивается, но ему также  бывает трудно сдерживать свои чувства.

Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую  мы занимаем, от наших собственных интересов, а также от того, к каким средствам мы прибегаем, чтобы не допустить разрастания конфликта. В выборе этих средств мы не всегда достаточно свободны. В нашем распоряжении могут быть весьма ограниченные возможности противодействия начавшемуся конфликту. Необходимо считаться с реальными возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и слишком сильных средств воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // Психология конфликта: хрестоматия. – СП б.: Питер, 2001. – С. 13-14
  2. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С.12-13
  3. Кричевский Р.Л. Психология малой группы // Социальная психология в трудах отечественных психологов.– СПб.: Питер, 2000. – С. 205-211.
  4. Петрухина С.Р. Психология конструктивного конфликта / С.Р.Петрухина. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 88 с.
  5.      Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Психология конфликта: хрестоматия. – СП б, Питер,. 2001. – 307с.
  6. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов //Психология – призводству и воспитанию. – Л.: Наука, 1977. – С. 111-129.
  7. Мансуров Н.С. Методологические проблемы общественно-психологических исследований// Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1977. – С. 41-66.
  8. Гришина, Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. – Психические состояния //Экспериментальная и прикладная психология. – Л.: Наука, 1981. – С. 71-92.
  9. Гришина, Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты / Н.В.Гришина. – СПб.: Питер, 1992. – 203 с.
  10. Линчевский, Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах / Э.Э.Линчевский. – СП б.:изд - воВоенмеха, 2000. – 317с.
  11. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности / Я.Л Коломинский. - Минск, 1976. – 191 с.
  12. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В Гришина. – СПб.: Питер, 2002. – 312 с.
  13. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации/ У.Мастенбрук. – М.: Инфра-М, 1996. – 231 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Таблица 1

Модели развития конфликта

Прежний опыт взаимодействия участников конфликта

Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешное преодоление

Опыт непреодоленных разногласий  и «недоговоренностей»

Опыт непреодоленных разногласий  и негативного эмоционального воздействия

Отношение к новой ситуации

Уверенность в возможности  договоренности, стремления к поиску взаимопонимания

Отсутствие уверенности  в возможности договориться, поиск  формального выхода из ситуации

Нежелание договариваться, актуализация негативных чувств

Взаимодействие

Сотрудничество

Кооперация

Конкуренция

Цель

Договориться

Решить проблему

«победить»

Изменение общения

Интенсификация

Ограничение

Минимизация

Неформальные компоненты в общении

Позитивные неформальные компоненты

«формализация общения»

Негативные неформальные компоненты

Восприятие противостоящей стороны

Партнер

Оппонент

Противник

Средства воздействия

Использование неформальных компонентов – убеждения, аргументации, попытки договориться

Использование формальных компонентов, апелляция к формальному порядку

Использование средств борьбы – силовое давление, эмоциональные  удары, «ловушки»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Таблиа2

 

Типичные ошибки в разрешении конфликта и пути их решения.

 

Ошибки

Пути решения

Обобщенность

Конкретность

- вспоминаются другие  спорные события, факты, которые  не имеют с данной темой  ничего общего или же произошли  давно;

- необходимо признать, что  спор имеет причину;

 

  • поведение "обвиняемого" называется "типичным", например: “все мужчины... все женщины" и т.д.;
 

 

  • "атака или защита" направлены на выяснение только этого спорного вопроса, и только "сейчас и здесь";

Непродуктивное  общение

Продуктивное  общение

- постоянное повторение  одного и того же, нежелание  посмотреть на спорный вопрос  глазами другого; - "глухота"  к высказываниям другого;

- намеки, неясности в объяснении, двусмысленные высказывания;

- четкое, ясное, открытое  общение;

- каждый говорит только  сам за себя;

- все говорится, как  думается; каждый слушает не только  себя, но и другого;

Нечестный спор

Честный спор

- доказательства, факты не  относятся к делу и направлены  в слабое, чувствительное место  соперника.

- исключение "ударов ниже  пояса" при отсутствии веских  доказательств своей правоты;

- учитывая, сколько соперник  способен спорить, не испытывается  его выносливость.


 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Таблица 3

Четыре заключительные фазы спора.

 

Отрицательное значение

Положительное значение

Отрицательная информация

Положительная информация

 

  • я ничего не узнал из того, чего раньше не знал;
 

 

  • я ничему не научился;

- я узнал что-то новое  по спорному вопросу и о  собеседнике;

- я научился чему-то  новому

Отрицательное эмоциональное  состояние

Положительное эмоциональное  состояние

 

  • напряжение осталось или же усилилось;
 

 

  • наступило чувство разочарования: "зачем это нужно?"

- в результате спора  пришло расслабление;

- "обида" ушла, и наступило  облегчение;

Обособление

Сближение

- соперники еще больше  отдалились друг от друга, отчуждение  стало еще сильнее;

- возникло чувство еще  большего непонимания спорного  вопроса и, главное, друг друга;

- спор помог понять  друг друга;

- соперники почувствовали  собеседниками и даже союзниками  в этом спорном вопросе;

Неразрешенность

Исправление

- ничего не решилось, все  осталось по - прежнему;

- никто не хочет исправляться;

- никто не хочет прощать.

- проблема, разделявшая соперников  решилась, в пользу обоих;

- появился опыт для  будущего;

- обязательное извинение  и прощение обоих сторон.


 


Информация о работе Разрешение конфликтов в споре