Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:40, контрольная работа
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.
Это слабый пол!..
К распространенным жанрам музыкального номера можно отнести также музыкальный фельетон и куплетный номер. Это песенки шутливого, чаще всего сатирического содержания, имеющие в той или иной степени завершенную, действенную структуру. В куплетах большую роль играет постоянный припев (рефрен), который в сочетании со всем текстом подчеркивает основную мысль номера.
Вот как построен куплетный номер, критикующий равнодушие и бесхозяйственность.
Бывший фронтовик.
Бывал я в Забайкалье
И слышал там слова
Хама-угей – по-русски
Катя Примерно: трын-трава.
Порой и здесь бывает,
Встречаем мы людей,
В делах, которых слышаться
Слова хама-угей…
Тоня Подружка продавщицы
К прилавку подошла,
И сразу продавщица
Забыла про дела.
Кругом народ толпится,
Всем надо поскорей,
А ей до покупателей,
Видать, хама-угей…
Видали вы корову –
Идет живой скелет.
Ни молока, ни мяса,
Ни шкуры даже нет.
Вот так порой бывает
На ферме у людей,
Которым все “до лампочки”,
или хама-угей.
Тоня и Толя (вместе).
Готовясь к выступлению,
Хотели мы вдвоем
Пройтись по недостаткам
Критическим огнем,
И чтоб куплеты были
Смешнее и острей,
Поскольку ваше мнение
Нам не хама-угей!
Иногда в качестве рефрена используются пословицы, поговорки или строки из популярных песен. Куплеты всегда исполняются под музыку речитативом, говором.
К группе пластико-хореографических номеров относятся в первую очередь пантомима и пластический этюд (или номер).
Пантомима и сама может быть составной частью, элементом пластического номера, но чаще всего это традиционно сложившаяся форма выступления с отдельными сюжетными сценками. В России пантомима входила в состав многих народных игр и обрядов. Она занимала видное место в балаганных театрах и цирках. Для советской школы пантомимы характерно стремление выразить человеческие чувства, показать различные психологические состояния через точную пластическую характеристику образа.
Пластический этюд – понятие более широкое, чем пантомима. Этот номер может включать в себя и танец, и элементы акробатики и других спортивных зрелищных упражнений, и диалог, и песню, и как уже говорилось выше, пантомиму, пантомимическую сценку. Общий план номеров этого типа должен быть разработан сценаристом.
Вот как выглядел юмористический пластический номер “Дубинушка” в одном агитационно-художественном представлении.
На сцене – строительная бригада, в которой шесть мужчин и одна женщина. Бригадир дает задание сделать определенную работу, а сам уходит “по срочным делам”. Заместитель бригадира передает задание первому члену бригады, тот второму, второй третьему…. И, в конце концов, вся работа – вырыть траншею – перекладывается на женщину. Женщина начинает работать (с воображаемой кувалдой) и поет на мотив русской народной песни “Эй, дубинушка, ухнем…”. На ее пение с разных концов строительной площадки сходятся мужчины и возмущаются: поет на работе, да еще, какие песни (слова песни задевают их)! Когда поет припев, мужчины ходят вокруг работающей женщины и поучают ее. Второй куплет еще больше задевает мужчин, так как в нем женщина просит, чтобы поскорее прислали машины, - трудно, мол, работать вручную. И вновь звучит припев, и вновь – поучение мужчин. Затем мужчины уходят, а бедная женщина еле-еле тащит за собой кувалду. Рабочий день окончен…
В этом сатирическом по содержанию, пантомимическом по форме номере четко прочитывается мысль о том, что мужчинам пора бы от слов и поручений перейти к делу, а стройуправлению – позаботиться о переводе женщин с тяжелых участков работы.
Композиционно номер выстроен с учетом действенной структуры (имеет экспозицию, развитие действия, кульминационный момент и финал). Синтез пластики, пантомимы, песни в этом номере – весьма характерное явление для современных театрализованных представлений. Это свидетельство того, что смешанный номер для драматургии театрализованных представлений наиболее приемлем.
Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления – одна из специфических особенностей этого рода искусства. Поэтому именно здесь имеет большое распространение игровой номер в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к “оригинальным” номерам).
“Усложняясь в своем сюжетно-содержательном наполнении, отдельные клубные игры уходят из фойе и зала на сцену и принимают новую форму игрового представления. К таким представлениям относятся театрализованные игровые конкурсы. Они имеют развитую сценарно-литературную основу и предполагают большую работу постановщика-организатора. Некоторые задания в данном случае не могут быть выполнены участниками импровизационно – они требуют предварительной подготовки и репетиций”. По своему содержанию игровые конкурсы – сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, спортивных, бытовых и художественных состязаний.
Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-изобразительных способностей, физической ловкости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В них практически отсутствует шаблонность в использовании заданий, а, следовательно, и в содержании развивающегося действия. Традиционна лишь сама идея игровых состязаний и некоторые их структурные элементы.
Один из наиболее простых видов игрового конкурса – вечер веселых вопросов. Такой вечер представляет собой развернутую и несколько театрализованную викторину. Как правило, вечера вопросов бывают тематическими и охватывают ту или иную область человеческой деятельности (спорт, литература, искусство и т.д.). Содержание вечера значительно обогащается, если его будущие участники заранее получают общую тематическую ориентировку.
Не менее широкое распространение в клубной практике имеют конкурсы-аукционы. Такой конкурс представляет собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Задания таких конкурсов строятся с расчетом на зрелищно эффектные ответные действия, на применение зримых атрибутов состязания.
Еще одна форма театрализованного игрового состязания – конкурс веселых и находчивых. Характерная черта таких конкурсов – содержательно-организационная комплексность. В них включаются элементы викторины, концертного ревю, спортивного состязания, потешной эстафеты и т.д. Юмор, находчивость, эрудиция – вот основные принципы, на которых строятся КВН. Они отличаются яркой театрализацией и поэтому особенно выигрышны в зрелищном отношении.
Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимают состязания, вошедшие в клубную практику под названиями “А ну-ка, девушки!”, “А ну-ка, парни!”. В соответствии с физическими, профессиональными и прочими возможностями и особенностями участников они по-разному ориентированны с точки зрения содержания, хотя имеют много общего в ориентационно-методическом отношении. В конкурсе для девушек основной акцент делается на задания, выявляющие знания в различных областях искусства, педагогическую подготовленность, умение красиво одеваться, бытовую находчивость и т.д. В конкурсе для мужчин главное место занимаю состязания в технической подготовке, знании автодела, в силе, ловкости, владении спортивным оружием и т.д.
Еще в клубной практике есть ряд других театрализованных конкурсов: турнир смекалистых, “Кто есть кто”, “Внимание – на старт” и пр. Как и все, что связано с народной самодеятельностью, игровые конкурсы беспрерывно изменяются и совершенствуются.
Остановимся на основных правилах организации театрализованных конкурсов.
Характер конкурсных заданий требует от выступающих разносторонней эрудиции: надо быть в курсе последних новинок науки, искусства, сорта и др. Ни в каких иных играх и развлечениях нет такого простора для импровизации, самодеятельности, творческого самовыражения. При этом импровизация идет здесь обреку с тщательной предварительной подготовкой: за несколько недель до состязания подбирается состав команды, готовятся тексты будущих выступлений, вопросы и задания для соперников, проводятся репетиции. Конкурс является мероприятием продолжительным, предполагающим длительный репетиционный период.
Команды, выступающие в игровых конкурсах, принципиально отличаются от произвольно создающихся команд в других играх: здесь команда всегда представляет реальный коллектив (завод, цех, бригада, учебное заведение).
В орбиту игровых конкурсов, помимо команды, вовлекается большое количество добровольных помощников из членов данного коллектива. Они участвуют в определении состава выступающих, помогают выполнять домашние задания, предлагают вопросы, которые будут задаваться соперникам, просматривают и обсуждают все, что подготовила их команда, наконец, болеют за своих в процессе состязания.
В практике работников культуры сложилось два основных способа проведения театрализованных конкурсов.
В одном случае в розыгрыше участвует несколько команд, представляющих предприятия, производственные участки, учебные коллективы. В зависимости от числа команд и принятой системы (олимпийская, или круговая) конкурсный сезон может занимать разный период времени, но обычно достаточно продолжительный, в несколько месяцев. При этом команды встречаются в заранее установленные часы и дни (каждую неделю, декаду, месяц). В течение игрового вечера проводится один или два поединка.
И второй вариант: на обычном вечере отдыха или массовом гулянии создаются, в импровизационном порядке две команды и между ними проводится блицтурнир. Продолжительность его невелика, а задания относительно просты, так как это состязание лишь часть большого мероприятия.
В итоге любого конкурса должен быть выявлен победитель. Эта задача возлагается на жюри, от членов которого требуется строгая объективность, понимание сути заданий, эрудиция, эстетический вкус, чувство юмора. Судьи должны принимать во внимание не только знания, но и остроумие, находчивость, изобретательность, общий стиль поведения команд и болельщиков. Непосредственными распорядителями конкурса выступают ведущие, обычно их двое. Ведущие служат связующим звеном между жюри, командами и публикой.
При всем многообразии конкурсных программ в них отчетливо выделяются общие структурные элементы. К ним относятся: торжественный выход команд – разминка – проверка домашнего задания – конкурсы болельщиков – ответы на вопросы жюри, ведущих и соперников – импровизационные конкурсы – подведение итогов – торжественное завершение конкурса.
Ритуал приветствий судей и соперников пришел в игровые конкурсы из спортивных соревнований. Однако если в спорте приветствия проходят в строго канонизированных формах, то в клубных играх неизменен только сам факт приветствия, а его конкретное содержание и форма – плод выдумки участников. Веселые остроты здесь соседствуют с рапортами о производственных успехах, дружеские шаржи могут чередоваться с сатирическими обличениями. Нередко пародируются или иронически переосмысливаются всякого рода ритуальные церемонии: вызов на рыцарский поединок, представление послов, вручение грамот и т.п.
Одним из центральных моментов многих игровых состязаний является проверка домашнего задания. Как показывает само название, эти задания готовятся заблаговременно. Все участвующие в конкурсе команды получают обычно одинаковую тему. Задача команды – остроумно разработать ее. Домашнее задание, которое готовится без спешки, дает наилучшие возможности для демонстрации высокого идейно-художественного уровня в решении темы.
Основная часть состязания состоит из ряда импровизационных конкурсов. В данном случае участники узнают о задании уже в ходе соревнования и, следовательно, заранее подготовится, к его выполнению не могут. Некоторые задания должны выполняться немедленно, для других дается время на подготовку.