Режиссура эстрадной шоу программы.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:25, контрольная работа

Краткое описание

Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.
Каждый режиссер понимает, что если в театре после премьеры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то массовое действие живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и эмоционально яркое впечатление.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа моя февраль.docx

— 81.02 Кб (Скачать файл)

Режиссер знакомиться  с пьесой. Она его  взволновала, чувства  драматурга передались режиссеру. Он почувствовал связь между пьесой и современностью. Это Верный признак  того, что драматург  задел проблему сегодняшнего дня. Материал откликнулся  на общественное, гражданское, нравственное чувство  режиссера.

Исходным в  творчестве режиссера  стал отклик материала  пьесы на его гражданское  и художественное чувство. И тогда  можно быть уверенным, что весь процесс  работы над пьесой, волнующий нас  граждански, человечески, будет плодотворным. Только тот материал, который стучится в нашем сердце, в итоге дает творческий результат.

Режиссер должен обладать особым слухом, чутьем к художественным и гражданским  возможностям пьесы.

При подборе материала  режиссер должен учитывать  несколько важных факторов. Во-первых, это, безусловно, пьеса  должна быть современна. Она может быть написана в ХIХ веке, может в Древней Греции, но тема, которую автор хотел передать читателю, должна быть современна и понятна.

Во-вторых, пьеса, которую выбрал режиссер, должна расходиться  по ролям. То есть на каждого персонажа  должен быть актер, который, по мнению режиссера  больше всего подходит на эту роль. Если пьеса расходиться  по ролям, как бы не была современна тема, она может не получиться. Правильный подбор актеров -- половина успеха.

В-третьих, если говорить о детском  театральном коллективе, то это возраст  участников коллектива. Необходимо подобрать  пьесу так, чтобы что бы возраст участников соответствовал теме произведения, то есть ребята понимали, что они играют.

В-четвертых, пьеса  должна быть "поучительна". Зритель, выходя из зрительного  зала должен чему-то научиться, что-то понять.

Вот эти факторы, на мой взгляд, необходимы при выборе пьесы, и если режиссер учитывает  их при подборе  материала, то он делает большой и уверенный  шаг на встречу новому спектаклю.

Для своей дипломной  работы я выбрала  рассказ В. Токаревой "Звезда в тумане". Этот рассказ, на мой взгляд, имеет свою современность. Классическая "женская  проза" - лирическая, светлая, искренняя. В рассказе всего  пять персонажей. В  моей работе были задействованы  студенты курса. Ребята были полностью охвачены и заинтересованы рассказом и успешно  справились.

2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ  ПЬЕСЫ

2.1 Проблема

Драматург отражает в своей  пьесе вопросы  социальные, личностные, нравственные проблемы. Драматург решает проблемы по средствам  героев пьес. Режиссер - изучает поставленную драматургом проблему со всех сторон и  выражает ее во взаимоотношениях действующих лиц.

Драматург берется  решить данные проблемы посредством целой  системы художественных образов своей  пьесы через героев - персонажей. Режиссер изучает поставленную автором проблему со всех сторон и  позиций, чтобы потом  выразить ее во взаимоотношениях действующих лиц, подать ее через личности актеров. Данное пьесой обострившееся социальное противоречие должно превратиться в театральные  формы, прозвучать внятно, от лица автора. Изучая проблему, представленную автором в пьесе, режиссеру необходимо помнить, что театральное  искусство живет  сегодня и сейчас. Оно сиюсекундное, завтра спектакль неизбежно изменится, зал становится другим, и контакт становится иным в соответствии со зрителем. Угадать потребность зрителей, общества в насущности проблемы, данной автором, либо изменить ее очертания, открыть ее заново для зрителя - главная задача режиссера, анализирующего пьесу сегодня. Он должен сформулировать проблему автора своим творческим воображением, ассоциативно, образно, присвоить театру, своему актерскому коллективу "чувство поколения", т.е. дать художественную концепцию, выделить основную и особенную черту современной жизни. Вл. И. Немирович-Данченко говорил о неизбежном "триединстве", которое отмечает талантливый спектакль. В нем должны соединиться "три правды": жизненная, социальная, театральная. Проблему в рассказе В. Токаревой "Звезда в тумане" я могу выделить таким вопросом: Работа или семья.

2.2 Тема

Определить  тему значит определить объект изображения, те явления действительности, которые нашли  свое художественное изображение, или, точнее, воспроизведение  в данной пьесе. Тема отвечает на вопрос: "О ЧЕМ в данной пьесе идет речь?".

В художественном произведении не бывают одной темы. Каждый персонаж пьесы - уже  отдельная тема. Поэтому, когда мы говорим  о теме, мы имеем  в виду главную  тему. Главная тема подчиняет себе все  остальные. Не определив  главной темы, не сможешь определить идеи. Иногда бывает так, что режиссер не может ухватить тему конкретно, а  спектакль все-таки почему-то получается. Тогда все кричат: "Ага! Вот видите! Нечего философствовать! Играть надо! Пьесу надо уметь ставить!". Но это исключения.

Во всяком случае, когда режиссер добирается до конкретности темы, тогда он как бы оказывается в  своей тарелке, начинает работать фантазия, воображение и  т.д., он знает, чего он хочет, и если он знает  тему точно, то он уже  знает все: расстановку  сил, взаимоотношения, общее и частное  об образе.

ТЕМА -- СПЕКТР ПРОБЛЕМ И СОБЫТИЙ, РАССМАТРИВАЕМЫХ В ЛI4ЬТЕРАТУРВОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ, ПРЕДМЕТ О КОТОРОМ РАССКАЗЫВАЕТСЯ.

Тема в рассказе "Звезда в тумане" - карьерный  рост и семейное положение  человека в обществе.

2.3 Идея

Идея - это главная мысль  пьесы, то, ради чего автор написал  пьесу. Идея должна быть сформулирована так, чтобы она не была абстрактна, а была горячим лозунгом - "Не могу молчать!". Если идея не ранит сердце, то произведение не воздействует. Идейный момент очень опасно превращать в формальный, декларированный.

Идея - понятие  эмоциональное, но, тем  не менее, в художественном произведении, оставаясь  принадлежностью  своего времени, транспонируется  в современную, и этот процесс дает идее смысл.

Нельзя путать идею с моралью. Художники - моралисты, например Островский, Фонвизин и др., в своих  пьесах стремились решить те или иные этические  проблемы морального свойства. Тут мораль смыкается с го субъективной идеей. Но нам не надо обращаться к этой стороне  произведения, ибо  мораль уводит к субъективной точке зрения автора. Надо уметь отделить внешнюю сторону  от глубинных свойств произведения. Время сохраняет только те произведения, в которых за моралью встает большая идея.

Если режиссер прочел пьесу и  не смог сказать ее мысль, значит, он ничего не понял. Объективная  идея произведения и  субъективная идея автора часто диаметрально противоположны, но, тем не менее, идейное  толкование произведения должно находиться в  пределах авторского замысла с современной  точки зрения, с  современностью поворота темы, но при этом не должно ломать художественную ткань произведения.

Тема всегда конкретна. Она - кусок живой  действительности. Идея абстрактна. Она вывод  и обобщение. Тема - объективная сторона  произведения. Идея - субъективна. Она  есть вывод автора об изображаемой действительности. Поэтому ИДЕЯ - ЭТО  МЫСЛЬ, РАДИ КОТОРОЙ  АВТОР НАПИСАЛ  ПЬЕСУ. Таким образом, идейное толкование произведения должно находится в пределах авторского замысла, оно должно осуществляться с современной точки зрения, с современным поворотом темы, но при этом нельзя ломать художественную ткань произведения.

Идею выбранной  мной пьесы я бы выразила одной пословицей: "Что  имеем, не храним, потерявши  плачем".

 

2.4 Жанр пьесы

Следующим этапом работы над пьесой является изучение жанра  драматического произведения. Жанр зависит от отношения  автора к изображаемым им в пьесе событиям и образам, это  язык и способ общения  автора с теми, кто  читает или будет  ставить его пьесу.

Жанр (для драматурга) угол зрения на проблему. Жанр (для режиссера) угол зрения на пьесу, содержащую проблему. Таким образом, в  результате познания действительности у  нас рождаются  те или иные мысли  и одновременно те или иные чувства. Мы не должны отделять одно от другого. Мысли  и чувства, слившиеся  в одно целое, представляют собой во всей полноте  наше отношение к  изучаемой действительности. Это отношение  должно найти выражение  и в любом спектакле, только тогда оно  будет вызывать полноценное  впечатление у  зрителя.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ  АВТОРА К СОБЫТИЯМ И ОБРАЗАМ ПЬЕСЫ  И СОСТАВЛЯЕТ ЕЕ ХАРАКТЕР ЖАНР, или, как точно  и образно сказал ГА. Товстоногов: "УСЛОВИЯ ИГРЫ".

Жанром рассказа В. Токаревой является драматическая проза.

3. ПЕРЕВОД ПЬЕСЫ  В ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА (СПЕКТАКЛЬ)

Прежде  чем непосредственно  перейти к режиссерскому  анализу, необходимо решить для себя проблему перевода литературы (пьесы) на язык театра (спектакль). Здесь речь должна идти о единстве стилистического  выражения пьесы  через язык сцены, о переводе одного вида искусства в другой литературного произведения -- это рождение нового художественного образа. В каждом авторском мире все люди этого мира совершенно иные, чем люди иного мира. Задача режиссера обнаружить то, что их не связывает с другими людьми. Людей нужно искать не в их приближенности к жизни, а в их причудливой необычности, т.е. в человеке нужно искать то, чего нет в других людях. Искусство не терпит приблизительности. Это самая страшная беда искусства и, прежде всего театрального, искусства. Перевод пьесы в спектакль есть реализация замысла, есть рождение нового художественного образа. Каждое литературное произведение - это определенный мир. В художественной литературе мы имеем огромное количество миров. Мир Чехова, Толстого, Сервантеса, Лопе де Вега, Шукшина... Необходимо найти те практические пути - в пространстве, в музыке, в изобразительном искусстве, которые могли бы выразить неповторимость данного автора, данного мира, данного произведения. Может возникнуть вопрос: у актера свой мир, у автора свой, а у режиссера свой, не будет ли это борьба миров"? Конечно, она возможна. Но в таком случае режиссер обязан найти между этими "мирами" точку соприкосновения.

Здесь вопрос в  том, как и насколько  режиссер сможет заразить актера видением мира автора, убедить его. Поэтому в процессе работы над пьесой идет коллективный процесс - создание одного мира, а не нескольких миров.

4. РЕЖИССЕРСКИЙ АНАЛИЗ  ПЬЕСЫ

4.1 Ведущее предлагаемое  обстоятельство

В жизни мы действуем  всегда в определенных условиях, обстоятельствах, созданных самой  жизнью. На сцене  актер действует  в предлагаемых обстоятельствах (предлагаемых драматургом, режиссером, художником, собственным  воображением и т.д.). Прежде всего, надо понять, что подразумевается  под словами предлагаемые обстоятельства.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - ЭТО  ФАБУЛА ПЬЕСЫ, ЕЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЭПОХА, ВРЕМЯ  И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ, УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, НАШЕ АКТЕРСКОЕ И РЕЖИССЕРСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПЬЕСЫ, ДОБАВЛЕНИЯ К НЕЙ  ОТ СЕБЯ, МИЗАНСЦЕНЫ, ПОСТАНОВКА, ДЕКОРАЦИИ  И КОСТЮМЫ ХУДОЖНИКА, БУТАФОРИЯ, ОСВЕЩЕНИЕ, ШУМЫ И ЗВУКИ, И  ПРОЧЕЕ И ПРОЧЕЕ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ АКТЕРАМ ПРИНЯТЬ  ВО ВНИМАНИЕ ПРИ ИХ ТВОРЧЕСТВЕ (К.С. Станиславский). В работе над спектаклем мы определяем три круга предлагаемых обстоятельств.

Большой круг предлагаемых обстоятельств -- Земля, эпоха пьесы, быт, эстетика - все, что находится в мире за пределами сюжета пьесы.

Средний круг предлагаемых обстоятельств -- сама пьеса, жизненные обстоятельства персонажей, их характеры, события, входящие в сюжет, отношения персонажей и т.д.

Малый круг предлагаемых обстоятельств -- обстоятельства, непосредственно влияющие на актера в сцене, определяющие его цель и действие.

ПРЕДЛАГАЕМОЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МАЛОГО КРУГА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЦЕПЬ И БОРЬБУ ЗА НЕЕ. ТО ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ АКТЕРА В  ДАННОМ СОБЫТИИ, НАЗЫВАЕТСЯ ВЕДУЩИМ ПРЕДЛАГАЕМЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ (Кацман А.И.).

Станиславский дал  такое определение  ведущему предлагаемому  обстоятельству: ВЕДУЩЕЕ  ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО -- ЭТО СОБЫТИЕ, СОВЕРШИВШЕЕСЯ ДО НАЧАЛА ПЬЕСЫ, НО ОБУСЛОВИВШЕЕ ДВИЖЕНИЕ ВСЕЙ ФАБУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПЬЕСЫ. Поскольку оно свершилось за пределами пьесы, а не на наших глазах и от него зависит весь дальнейший ход пьесы, оно называется ВЕДУЩИМ. Если бы чиновники не разграбили город, не было бы пьесы "Ревизор". Но поскольку "разграбление" произошло не на наших глазах, то оно является для нас обстоятельством, причем ведущим, так как в дальнейшем от него зависит весь ход событий пьесы. Иными словами, ведущее предлагаемое обстоятельство - это то, без чего не было бы пьесы.

Ведущее предлагаемое обстоятельство в  рассказе "Звезда в тумане" состоит  в том, что у  главной героини  подруга увела  мужа, и героиня  осталась и без  мужа, и без подруги. Без любви, без  дружбы, без семьи. Единомоментно.

4.2 Исходное событие

ИСХОДНОЕ  СОБЫТИЕ - ЭТО СОБЫТИЕ, НАЧИНАЮЩЕЕСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ  ПЬЕСЫ И ЗАКАНЧИВАЮЩЕЕСЯ  НА НАШИХ ГЛАЗАХ.

С него начинается действие пьесы. Оно связывает  ведущее предлагаемое обстоятельство и  начало борьбы по сквозному  действию. Во многих пьесах, особенно современных  авторов, в начале идет экспозиция (начальное событие), затем исходное событие (начало борьбы по сквозному действию). В классическом произведении, как правило, сохраняется традиционная расстановка событий, сначала исходное, затем -- экспозиция (начальное событие).

Я определила исходное событие в рассказе В. Токаревой как  предательство мужа, подруги - "Удар в  спину",

 

4.3 Центральное событие

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ВЫРАЖАЕТ КОНФЛИКТ СПЕКТАКЛЯ. Это вершина, кульминация  борьбы по сквозному  действию, наиболее значительное событие, после которого борьба идет в открытую.

Центральное событие в выбранном  мной рассказе - Преломление. Неделя страстей. И  если бы не эта неделя страстей, в которую  попала моя героиня, она бы не вошла  в сегодняшнюю  жизнь, потому что  сюда можно въехать  только на билет, купленный  ценой страданий.

Информация о работе Режиссура эстрадной шоу программы.