Религия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке, наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план и даже укрепляется в новых условиях.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….……………. 3

2. Религия и религиоведение………………………………………….……….…….. 3

1. Основные функции религии………………………………………………. 4

2. История изучения религии……………………………………….………... 5

3. Восток: общество и религия……………………………………………...….......... 5

1. Возникновение и ранние формы религии………………………….......... 6

2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока…...……… 7

4. Монотеистические религии……………………………………………..…........... 7

1. Иудаизм…………………………………………………………….............. 7

2. Христианство в странах Востока………………………………………… 8

3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………….. 9

5. Религии Древней Индии…………………………………………………............. 11

1. Брахманизм…………………………………………………………............ 12

2. Джайнизм…………………………………………………………………... 13

3. Буддизм…………………………………………………………………….. 13

6. Религия в Древнем Китае………………………………………………................ 14

1. Конфуций и конфуцианство………………………………………........... 15

2. Даосизм…………………………………………………………….………. 15

3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………….. 15

7. Буддизм и синтоизм в Японии……………………………………………........... 16

1. Ламаизм………………………………………………………….………… 17

8 Заключение ………………………………………………………………………… 18

9. Список литературы………………………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

религии древнего востока.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, как результат продолжения возник индуизм. На высшем уровне религиозной системы индуизма учёные брахманы, аскеты, монахи, йоги сохраняли и развивали тайный смысл их доктрин. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о карме с её этической основой, о святости вед. В упрощённом и переработанном для нужд широких народных масс индуизма на передний план вышли новые божества, новые ипостаси древних богов.

Важнейшими из богов индуизма считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции – созидательную, разрушительную и охранительную.

Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры, ритуального обряда были члены брахманских каст. Как в системе индуизма, так и в социально-политической структуре Индии, брахманы по-прежнему занимали видное место. Из их числа цари выбирали себе советников и чиновников. Брахманы были домашними жрецами в богатых семьях. Во время обрядов домашний жрец-брахман выполняет все необходимые ритуальные действия прямо в доме.

Свадебный обряд наиболее торжественен: молодые обходят вокруг жертвенного огня, в который бросают различные продукты, и только после этого брак считается заключённым. Обряд похорон тоже отличается особенностями. В Индии нет кладбищ – только священные места.

 

 

6. Религия в Древнем Китае.

Если Индия – царство религий, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни.

В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо – это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Будда. Это высшая верховная всеобщность, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао.

Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника в ритуалах исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были чиновниками гос.аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений.

 

6.1 Конфуций и конфуцианство.

 

Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.

“Благородный человек” Конфуция – умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства – Мэн-цзы считали вечным и неизменным.

Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных нормах этики и культа.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.

 

6.2 Даосизм.

Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.

 

6.3 Китайский буддизм.

 

Буддизм проник в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Уже в IV веке китайские буддисты, пытались доказать, что Будда – воплощение Дао. Дао-ань – первый известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл для китайских буддистов- монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру (искусство, литература, архитектура).

Религиозный синкретизм в Китае.

Система синкретизма складывалась, прежде всего, на нижнем уровне, в рамках народных верований и обычаев. Среди необразованного крестьянства и малограмотных горожан она господствовала практически абсолютно. Средний китаец обычно не видел разницы между тремя религиями. На верхнем уровне тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин.

Система в целом вобрала в себя все основные особенности духовной китайской культуры. Так, незначительная роль мистики и метафизика в религии и философии Китая обусловили то, что в китайской традиции не было существенной грани между богом, героем и обычным человеком, особенно после его смерти. Любой покойник мог быть обожествлён, стать божеством или героем, патроном или бессмертным.

Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской культуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К числу богов относились основатели 3-х религий: Конфуций, Лао-цзы и Будда.

 

7. Буддизм и синтоизм в Японии.

 

Проникнув в Японию в середине VI века, учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу VI века эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал там для становления и упрощения развитой культуры и государственности. Уже с VIII века влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны. Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 году их стало 46. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма.

Сложный процесс культурного синтеза местных племён с пришельцами заложили основы собственно японской культуры, религиозно-культовый аспект, который получил наименование синтоизма. Синто (“путь духов”) – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мёртвых, культ вождей.

Древние синтоисткие мифы сохранили свой, собственно японский вариант представлений о сотворении мира. Так, первоначально существовали два бога: бог и богиня. Синтоистский храм делится на 2 части: внутреннюю и закрытую, где обычно хранится символ ками (синтай) и наружный зал для молений.

 

7.1 Ламаизм.

В позднем средневековье, в районе Тибета, возникла своеобразная форма мировой религии – ламаизм. Доктриальной основой ламаизма (от тиб. “лама” – высший, то есть адепт учения, монах) является буддизм. Новая модификация буддизма – ламаизм – впитала в себя немало от первоисточника. Ламаизм явился своего рода синтезом едва ли не всех основных его направлений.

Учение Дарани – тантризм, сыграл существенную роль в становлении ламаизма, так как едва ли не вся специфика ламаизма, многие его культы и обряды возникли в первую очередь на основе буддийского тантризма. Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой. Ламаизм отодвинул на задний план нирвану, как высшую цель спасения, заменив её космологией. Вершина её будда будд. Адибудда, владыка всех миров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение.

Религия санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в божественный символ, связующее единство данной общности. Кроме того, тесно связанная с консервативной традицией и закрепившая её механизм, освещавшая её нормы религия всегда стояла также на страже незыблемости социальной культуры.

Другими словами, по отношению к государству и обществу религия была центрирующей основой. Известно, что разные религиозные системы далеко не в одинаковой степени укрепляли традиционную социальную структуру или существующую политическую власть. Там, где религиозная система слабо поддерживала государство, власть и вместе с ней общество гибли легче, как это видно на примере древних ближневосточных империй, будь то персидская, ассирийская или какая-либо иная. Там же, где она функционировала нормально, оптимально, результат был иным. Так, в Китае религиозная система энергично освещала политическую структуру, что способствовало её сохранению на протяжении тысячелетий в почти неизменённом виде. В Индии же религия была индифферентна к государству – и государства там легко возникали и гибли, были непрочными и нестабильными. Зато по отношению к социальной структуре религия действовала активно и эффективно, и это привело к тому, что, несмотря на частую и лёгкую смену политической власти, структура с её кастами в качестве ведущей силы сохранилась в Индии в почти неизменном виде до наших дней.

Таким образом, религия на Востоке всегда делала ставку на стабильность, консервацию существующей нормы, сохранение социально- политического статуса-кво. Во многом обусловленная именно религией внутренняя стабильность мешала развитию Востока, заставляя его веками топтаться на месте. Вторжение европейского капитала и колониальные захваты дали толчок разложению старой структуры и медленному, крайне болезненному созданию новой. Болезненному потому, что внутренние восточные общества оказались недостаточно подготовленными к кардинальной трансформации такого рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Васильев Л.С. “История религий Востока: религиозно-культурные традиции и искусство”. М: 2000 г.

 

2. Ерасов Б.С. “Культура, религия и цивилизация на Востоке”, 1992г.

 

3. Еремеев Д.Е. “Ислам: образ жизни и стиль мышления”, 1990г.

 

 

2

 



Информация о работе Религия Древнего Востока