Религия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Все религии основываются на вере в существование сверхприродного мира и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово religio не переводится, и в русском языке оно также существует в его первоначальной, латинской форме. Но оказывается, что и сами древние римляне не знали истоков этого слова. У поздних латинских авторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения слова religio

Содержание

1. Определение, происхождение, сущность религии
2. Типология религий
3. Место религии в культуре: основные подходы
4. Христианская культура
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 63.52 Кб (Скачать файл)

Таинство священства совершается  при посвящении в духовный сан. При  нем на кандидата в священники и дьяконы нисходит Божественная благодать, он становится посредником  между Богом и людьми. Священники ведут свое начало от апостолов - учеников Христа.

Некоторые христианские символы

Богослужебному творчеству служат все виды церковного искусства: архитектура, иконопись, скульптура, музыка, пение, религиозная поэзия и красноречие. Христианская культура наполнена жизнью, так как именно в ней каждый символ не просто творческое проявление человека, - он связан с духовным осознанием Бога и жизни как таковой. В  символе соединяется материальная форма и некая духовная сущность.

Свеча - символ человеческой души, ее духа, который озаряет мир, радость  духовная, любовь Христа ко всему человечеству. Свечи принято зажигать при молитве  дома; в храме свеча - жертва, возжигаемая  в воспоминание живых и умерших близких. Икона - Евангелие в красках, окно в духовный небесный мир. На Православной иконе изображаются события и святые как воплощение иного Божественного мира, просветленного и очищенного духовной благодатью. Здесь нет чувствования, эмоций - только аскетическая уравновешенность, гармоничность, одухотворенность. В католических соборах цель у икон иная: отражение эмоциональной связи человека с Богом; поэтому католические иконы больше похожи на картины: чувственные телесные образы соседствуют с аскетичными. Храм - Дом Божий, мир Божий, его цель - воплощать в зримых образах связи земного и небесного. Храм - олицетворение Царства Небесного, это - земное небо, в котором живет и пребывает Бог. Храмы обязательно имеют крест и купол: крест - символ смерти (орудие страданий Христа) и победы над ней, воскрешения, бессмертия. Купол - чертог, символизирует «видимое, земное небо», как правило, держится на четырех опорах, указывающих на четырех евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна. Внешний вид, платок у женщины. Храм - священное пространство, и всякий верующий понимает, что в нем полагается вести себя не так, как в обычном, профанном пространстве. Это касается и одежды прихожанина. И хотя, например, джинсы и непокрытая голова входящей в храм девушки не может воспрепятствовать спасению ее души, но, как заметил диакон А. Кураев, находящемуся в церкви нужно помнить о «таинстве ближнего», которого может смутить и отвлечь от молитвенного общения с Богом нескромный вид вошедшей.

Католицизм

До середины XI века восточные и  западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные - в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа - наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли.

Православие придерживается традиционного  вероучения, которое было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний  день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным.

Догматические расхождения

 
 

Православие

Католицизм

 

Учение о Троице

Святой Дух исходит  от Бога Отца

Святой Дух исходит  от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque - «и от Сына»).

 

Учение о Чистилище

Отсутствует

Чистилище - промежуточное  место между раем и адом, где  находятся не отягченные смертным грехом души.

 

Учение о «сверхдолжных заслугах».

Отсутствует.

Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в  индивидуальном порядке - их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого  Духа, являются друзьями Бога и ходатаями  перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве.

За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается  «сокровищница заслуг», которые  Римская церковь перераспределяет (в прошлом - за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем  грешникам, которые не имеют достаточных  заслуг перед Богом.

 

Учение о Пресвятой  Богородице.

Пресвятая Богородица особо  почитается в Церкви, превозносится  выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала  дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос - единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей».

Приняты новые догматы  о Деве Марии: Она была зачата непорочно, от рождения была свободна от первородного греха. И умерев добровольно, телесно  воскресла, став вместе со Своим Сыном  «Соискупительницей» грехов человечества.

 

Учение о верховенстве папы Римского.

Православная Церковь  признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного.

Православная Церковь  существует как семья независимых  автокефальных и поместных церквей, каждая из которых является самостоятельной  в своих внутренних делах.

Важные вопросы церковной  жизни решаются на Соборах (собраниях  епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это  было во времена апостолов.

Папа Римский - глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра  имеет единоличную власть над  всеми епископами и христианами  мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra - с кафедры) выступает по вопросам веры и морали.

 

Учение о благодати

Несотворенная, причастная Богу, в ней - главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.

Сотворенная, отличная от Бога, отсюда - Бог не может непосредственно общаться с человеком.

 

Другие различия

     

Крещение

Осуществляется полным погружением  в воду

Осуществляется обливанием или кроплением

 

Причастие

Употребление для Причастия  пресного и квасного хлеба, которые  символизируют две природы Христа: божественную и человеческую.

· Причащение мирян Телом  и Кровью Христа.

· Причащение младенцев.

· Перед Причастием требуется  молитвенная и постная подготовка (3 дня).

· Употребление для Причастия  только пресного хлеба.

· Причащение мирян только Телом Христовым.

· Отказ причащать младенцев.

· Пост перед Причастием - 1 час.

 

Священство

· Черное священство (монахи) - не женаты, и белое священство - должны быть женаты. Среди апостолов  были девственники (апостол Павел) и  женатые (апостол Петр имел жену и  двоих детей).

· Отсутствует сан кардинала.

· Целибат (безбрачное духовенство).

· Введен дополнительный сан  кардинала.

 
       

Протестантизм

Протестантами называются христиане, которые в XVI веке отделились от Римской  католической церкви. С тех пор  протестанты разделились на множество  течений и сект, которых объединяет отказ от Священного Предания и признание  источником веры только канонические книги Библии. События XVI - пер.пол. XVII вв., которые привели к изменению веры и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе, называются также Реформацией, толчком к которой стало выступление в 1517 году монаха, преподавателя Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций.

Особенности протестантской веры

Единственный источник веры - Священное  Писание.

Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется  в добрых делах.

Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить  уже нельзя. Поэтому монашество отвергается.

Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется.

Протестантизм не верит в незыблемость единой Церкви, хранящей апостольское преемство. Все истинно верующие христиане - святые и священники. Поэтому  почитания святых и таинства священства нет. Каждая протестантская церковь  по-своему определяет выборы и назначение пресвитеров, то есть тех, которые возглавляют  богослужение общины и говорят проповедь.

Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) - разрешение от грехов.

Все протестанты претендуют на то, что они воспроизводят жизнь  христиан апостольских времен.

На молитвенных собраниях протестантов главное место отводится проповеди. Все церковное благолепие (иконы, древние песнопения и проч.) устранено.

Основные течения в  протестантизме

- Лютеранство - главным образом  в Германии, а также в скандинавских  странах и Северной Америке.  Сейчас в мире 75 млн. лютеран.

- Кальвинизм - в основном в Голландии  и Шотландии, а также в США,  Германии, Франции.

- Англиканство - в Англии, США, Австралии;  всего около 70 млн. верующих.

- Баптизм (с XVII.), около 35 млн., как важнейшее положение своей  веры выдвигают крещение во  взрослом, а не в детском возрасте.

- Адвентизм ( с XIX в.), уделяющий главное внимание ожиданию Второго Пришествия.

- Пятидесятничество (с нач. XX в.), которые утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется прежде всего в говорении на языках (глассолалия).

Список использованных источников

1. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Автор-сост. П.И. Костюкович. - Мн.: Новое знание, 2000. - 480с.

2. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф.  Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1998.

3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А.  Культурология в вопросах и  ответах / Пархоменко И.Т., Радугин  А.А. - М.: Центр, 2001. - 368 с.

4. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / ред. проф. М.Г. Писманик. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.


Информация о работе Религия в системе культуры