Религия и традиции дохристианской Скандинавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 17:40, реферат

Краткое описание

Среди отличных научно-популярных работ стоит отметить очерк М. Семёновой «Я расскажу тебе о викингах», опубликованный в сборнике «Викинги». В данной работе – подробное описание быта и, что особенно важно, менталитета скандинавов той эпохи. Причём следует отметить интересный подход М. Семёновой к повествованию, она пытается показать мировоззрение скандинавов как бы «изнутри».
Цель данной работы – рассмотреть Религию как основной аспект культуры дохристианской Скандинавии, показать её особенности, рассказать о духовных ценностях скандинавов дохристианской эпохи: о традициях и верованиях, о том, как они мыслили и как воспринимали мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Религия Скандинавии.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Высшим понятиям кодекса чести посвящены заключительные строфы поэмы, связывающие воедино безупречную репутацию при жизни с почетной участью пасть смертью храбрых, проявив себя героем: «И скот падет, и близкие уйдут, все люди смертны; но не умрет доброе имя достойных. И скот падет, и близкие уйдут, все люди смертны; я знаю, лишь одно бессмертно: слава великих дел» .

Погребальные обряды

Погребальный обряд включал в себя не только собственно погребение, но и подготовку покойника к нему: сначала нужно было «оказать пособие умершему» – сжать уста и глаза покойника. Делал это ближайший родственник, а если речь шла об убитом (а родственника найти было проблематично), то ему помогал тот, кто брал на себя долг мести. Затем труп вытягивали и накрывали сукном – сначала голову, затем всё остальное тело.

Тот, кто бросал тела товарищей без внимания, подвергался по исландским законам опале. 

Зато трупам врагов никакого «пособия» не оказывали, оставляя их на съедение волкам и воронам.

В уход за усопшими входили также умывание им головы и рук, расчесывание волос и подстригание ногтей. Последний обычай связан с поверьем, что короткие ногти умерших доставляли материал для Нагльфара – корабля, на котором поплывёт исполин Хрюм в день Рагнарёк.

Покойника не оставляли на ночь в доме, а выносили не через дверь, а через специально разобранную стену или проделанный под ней подкоп. Это объяснялось тем, «всякий покойник казался неприятным гостем». 

Вместе с хозяином хоронили рабов и любимых животных, с погибшим мужем хоронили его жену. Причём это было своего рода долгом любви, так, жёны не хотели расставаться с мужьями и на том свете, рабы желали занять место рядом с хозяином, потому что в этом случае они попадали на его небо. Скандинавы не боялись смерти. То, что для современного человека может показаться, по меньшей мере, странным, для людей дохристианского времени было вполне нормальным и логичным (всё-таки следует учитывать разницу в менталитете).

Что касается собственно обряда погребения, то существовало три их варианта: сожжение, погребение под курганом и отправка покойника на судне по воде. М. Семёнова так объясняет этот обычай: «…практически в каждой религии упоминается водная преграда, которую путешествующему в мир иной следует преодолеть … вот почему умершему было весьма желательно иметь с собой в загробном путешествии надёжное «плавсредство».»  Позднее, когда появился обряд сожжения, иногда эти два вида стали соединять: покойника помещали на судно, поджигали его и отпускали плыть по реке или в море. Сам обряд сожжения, вероятно, имеет восточные корни – вспомним культ огня у иранцев, обряд трупосожжения у индийцев…

 

 

Заключение

Религия обитателей дохристианской Скандинавии, как и религия любого другого народа, уникальна и неповторима.

С одной стороны, она содержит совершенно самобытные черты. Их возникновение было обусловлено в первую очередь природными особенностями Скандинавии. Это и суровый климат, отразившийся на моральных ценностях скандинавов, таких как смелость, самоотверженность, верность и в то же время некоторая замкнутость; это и кормилец-океан, сделавший северян превосходными мореходами и навигаторами; это живописная северная природа, вдохновляющая на воспевание её красоты и сравнение с нею доблестных эпических героев…

С другой стороны, эта религия Севера связана тысячью нитей с религией индоевропейской вообще и её восточной ветвью (индоарийцы и индоиранцы) в частности. Подтверждением этим связям служат схожие верования, традиции и, конечно же, мифологические образы, часть которых была рассмотрена в данной работе – например, гибель и возрождение мира; образы некоторых богов – Тор, Хель … В то же время в скандинавской мифологии, как и во всякой другой, отразились и реальные события, например, приход с юго-востока Одина с его дружиной.      

Культура бессмертна. Приходят и уходят правители, образуются и исчезают с лица Земли государства, строятся и разрушаются города, рождаются и умирают люди – но культура бессмертна. Вбирая в себя новые элементы, обогащаясь и даже претерпевая изменения, она лучше всякого материального архива хранит память о давно ушедших временах. И в этом её ценность для науки. Но есть у неё и ещё один дар – для тех, в ком жив не только практический рассудок, но и интуиция. Для таких перестаёт существовать разделение между прошлым и будущим (не говоря уж о разнице в менталитете!), и таких культура вдохновляет на духовный поиск, открывая дорогу в вечность…

Список использованной литературы

1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 1456 с., ил.

2. Викинги: Набеги с севера / Пер. с англ. Л. Флорентьева. – М.: Терра, 1996. – 168 с. - (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).

3. Викинги: Сб. / М. Семёнова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: «Азбука», 2001. – 592 с.

4. История средних веков: Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др. Под ред. Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980. – 576 с., ил.

5. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты) / авторы-сост. Ю.М. Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 352 с.

6. Мифы и легенды древней Греции: пособие для учителей / сост. Н.А. Кун. – Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1996. – 496 с., ил.

7. Мифы и легенды народов мира / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд, испр., перераб., сокр., - М.: Олма-Пресс, 2000. – 592 с., ил.

8. Стриннгольм А.М. Походы викингов / пер. с нем. А. Шемякина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 736 с., [8] л. ил. – (Историческая библиотека).

9. Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций: пер. с англ. – М.: Вече, 1998 с. (Великие тайны).

10. Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М.: Знание, 1989. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Знак вопроса»; № 9)

 

Страница

 
   



 

Санкт-Петербург

2012


Информация о работе Религия и традиции дохристианской Скандинавии