Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:26, контрольная работа
Все споры их относительно петровской реформы в целом сводятся, по мнению Ключевского, к основному положению, согласно которому эти реформы «были глубоким переворотом в нашей жизни, обновившим русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней».
Введение ……………………………………………………. 3
1.Обоснование необходимости петровских реформ……...
5
2. Петровские реформы в области культуры ……………..
8
2.1. Реформы в области науки и образования …………….
8
2.2. Реформы в области архитектуры, скульптуры ………
14
2.3. Реформы в живописи ………………………………….
18
2.4. Литература петровских времен ………………………
19
2.5. Театральное искусство ………………………………..
20
3. Преобразования в быту …………………………………. 22
Заключение …………………………………………………. 25
Список использованной литературы …………………… 26
ОГЛАВЛЕНИЕ
с | |
Введение ……………………………………………………. |
3 |
1.Обоснование необходимости петровских реформ……... |
5 |
2. Петровские реформы в области культуры …………….. |
8 |
2.1. Реформы в области науки и образования ……………. |
8 |
2.2. Реформы в области архитектуры, скульптуры ……… |
14 |
2.3. Реформы в живописи …………………………………. |
18 |
2.4. Литература петровских времен ……………………… |
19 |
2.5. Театральное искусство ……………………………….. |
20 |
3. Преобразования в быту …………………………………. |
22 |
Заключение …………………………………………………. |
25 |
Список использованной литературы …………………… |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы «Петровские реформы в области культуры» избрана неслучайно. Уже два с половиной столетия спорят историки о значении петровских реформ.
Все споры их относительно петровской реформы в целом сводятся, по мнению Ключевского, к основному положению, согласно которому эти реформы «были глубоким переворотом в нашей жизни, обновившим русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней». 1
Реформы Петра I стали важнейшим этапом в истории России, благодаря которым её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Почва для многих преобразований была подготовлена ещё в 17 веке, когда, по причине ослабления международного положения России была активизирована внешняя политика государства. Кроме того, немалую роль в подготовке преобразований сыграла церковная реформа Никона, которая показала раскол русского общества под влиянием западноевропейской культуры. Но, несмотря на преобразования предшественников, разрыв между Россией и Западной Европой оставался слишком велик. Государству требовалась сильная личность, обладавшая не только верховной властью, но и пониманием необходимости радикальных перемен, и энергией для их осуществления. Такой личностью оказался Пётр Великий.
Преобразования Петра, хотя и были в какой-то степени подготовлены предшественниками, носили всё же радикальный характер, так как проводились в сжатые сроки, коснулись всех сфер жизни общества, всех слоёв населения и были направлены на всеобщую европеизацию России.
Процесс европеизации нашёл
наиболее яркое воплощение в культурных
преобразованиях петровской эпохи.
Как даёт нам определение Краткий
словарь иностранных слов, Культура
– это «совокупность материальн
Целью контрольной работы являлся анализ оценок различных историков, касающихся преобразований Петра I в области культуры.
Задачей контрольной работы было проследить, какие конкретно реформы были проведены, на чём были основаны, насколько глубоко затронули общественную жизнь, какие положительные и отрицательные стороны видели историки в этих преобразования и почему.
Данная работа предполагает раскрыть поставленные вопросы, опираясь на материалы, факты, изложенные в изученной литературе по теме.
Среди книг, использованных в работе, стоит отметить: «Курс Русской истории» В.О. Ключевского. Также при написании данной работы были выбраны: «Великая судьба России» Перевезенцева С.В., «Золотая книга Русской культуры» Соловьева В.М., Собрание сочинений Пушкина А.С.
То академик,
то герой, А.С.Пушкин |
1. Обоснование необходимости петровских реформ.
В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые были не прочь захватить и подчинить себе Русские земли.
Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами. То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения.
У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.
Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина его указы были «нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом».2
Умный и дальновидный боярин Голицын способствовал сближению молодого Петра с иностранцами Гордоном и Лефортом, что имело значительные последствия для формирования личности царя и его западнических настроений.
В последующее время, в период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др.
XVIII век мы чаще всего называем «веком Просвещения» - явление не столько научно-технической, сколько общественно-политической и культурной жизни. В самом деле, идеи просвещения, необходимости развития науки стали в восемнадцатом столетии самыми главными в общественном сознании многих народов христианской цивилизации. Вся Европа оказалась во власти новых духовных, политических, социальных и экономических процессов, которые позднее стали именовать общим понятием – «прогресс». Россия же оказалась вне европейского движения по дорогам научного и технического «прогресса». И Петр 1 бестрепетной рукой повернул свое государство на новый путь – устроение земного бытия России стало главной задачей в XVIII столетии.
По своим убеждениям Петр 1 был государственником до мозга костей. Целью его деятельности было создание новой могучей Российской империи, которая должна стать одним из самых сильных, богатых и просвещенных государств в Европе. При этом, осуществляя свои преобразования, Петр руководствовался принципом «общей пользы», подчеркивая, что основной его задачей является польза «Отечества».
«Знаменитыми стали его слова, сказанные солдатам в канун Полтавской битвы: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и церковь… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благоденствия вашего».3
Изменение Петром 1 внутренней и внешней политики повлекло за собой колосальные изменения во внутренней жизни России, и затронуло все области науки, культуры, искусства, а также быт всех без исключения слоев населения.
Жесткой рукой правителя
– реформатора повел он Россию к мировому величию, ибо такого
– мирового величия желал Петр России.
2. Петровские реформы в области культуры.
2.1. Реформы в области науки
и образования.
Петра 1 нередко называют «спешащим царем». Он и вправду «уплотнил» резко время, он очень спешил, он стремился еще при своей жизни полностью изменить русское бытие. Его стремительная походка, о которой пишут все очевидцы, его летящая вперед мысль, значительно опережающая думы современников, его расписанный буквально по минутам и начинающийся в 3-4 часа утра трудовой день, - все это стало символом Петровской эпохи. Уже с конца XVII века Петр начинает проведение «крутых» реформ во всех областях русской жизни, используя опыт западноевропейских стран. Главной помехой на пути развития России государь видел «мрак невежества». Он считал, что «невежеством наших предков» европейские знания были приостановлены и не проникли далее Польши, поэтому «доселе», т.е до начала XVIII столетия, русские пребывали в «непроходимом мраке невежества», но теперь, в освоении «наук, искусств и образа жизни очередь наконец дошла и до России».4
Петр 1 страстно стремился «просветить» свою страну, «образовать» свой народ. В 1724 г. он подписал указ об учреждении Академии наук: «…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили книги».
Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам «довольное жалованье», квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался: «я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии». В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением с тремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.
Образование Петр ставил во главу всех реформ. К числу прежних учебных заведений прибавились созданные по его настоянию школы математических и навигационных наук, Артиллерийская, Инженерная и Госпитальная. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать «с принуждением». Около пятисот учеников школы получали «кормовые деньги», а те, кто по беднее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.
В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны.
В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и неслуживших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.
Заботясь о том, чтобы
молодое поколение сызмала
Правила, изложенные в книге, «младые отроки» должны затвердить, как молитву «Отче наш», и неукоснительно следовать им в жизни: «… Впервые наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать и перед ними не вздевать, и возле их не садиться, и прежде оных не заседать!» Юные дворяне в обиходе должны были проявлять учтивость и вежливость, а дерзость и драчливость были недопустимы. Вести беседу рекомендовалось на иностранных языках, «чтоб слуги и служанки дознаться не могли», о чем говорят господа.5